Материалдар / Грамматика английского языка
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Грамматика английского языка

Материал туралы қысқаша түсінік
Ағылшын тілінің грамматикасы, таблица түрінде берілген
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
15 Ақпан 2020
187
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Г. П. Шалаева

ВСЯ ГРАММАТИКА
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В ТАБЛИЦАХ
(20 таблиц)

слово
Филологическое общество «СЛОВО»

Москва
2004

ББК 81.2Англ-9
Ш18

Г. П. Шалаева

Все права на данное издание принадлежат
Филологическому обществу «СЛОВО» и находятся
под охраной издательства. Ни одна часть данного издания,
включая название и художественное оформление, не может
перерабатываться, ксерокопироваться, репродуцироваться
или множиться каким-либо иным способом

Шалаева Г.П. .
Щ18 Вся грамматика английского я з ы к а в таблицах. 20 таблиц/
А. В. Дядичева. — М.: Филол. о-во «СЛОВО»: ООО «Изд-во
"ЭКСМО"», 2004. — 63 с.
ISBN 5-8123-0236-7
ISBN 5-699-06169-Х

(Филол. о-во «СЛОВО»)
(ООО «Изд-во "ЭКСМО"»)

Книга охватывает все грамматические темы, изучение кото­
рых предусмотрено школьной программой. Основная задача этого
пособия — помочь читателю быстро найти и восстановить в памяти
ранее изученное, а также проверить правильность своих знаний.
ББК 81.2Англ-9

ISBN 5-8123-0236-7
ISBN 5-699-06169-Х

© Филологическое общество «СЛОВО», 2004

3

существительные

Таблица I
Образование множественного числа
существительных
сущ., оканчивающиеся на
согласи, звук или гласную е
сущ., оканчивающиеся на
ss, х, sh, ch, о
сущ., оканчивающиеся на
букву у с предшествующей
согл. буквой

+S

dog — dogs
name — names

+es

kiss —- kisses
box — boxes
brush — brushes
church — churches
t o m a t o — tomatoes

+es

baby — babies

Исключения
(особые формы образования множественного числа)
существительные, имеющие
одинаковую форму в единственном
и множественном числе

deer — deer
sheep — sheep
swine — swine

существительные, оканчивающиеся
на / и fe, меняют их во множественном
числе на ves

wolf — wolves
wife — wives
knife — knives

следующие существительные, которые
во множественном числе меняют
гласную в корне без добавления
окончания

man — men
woman — women
tooth — t e e t h
goose — geese
foot — feet
mouse — mice

существительные, имеющие форму
только множественного числа

trousers, glasses,
clothes, spectacles,
scissors, goods

существительные, имеющие форму
только единственного числа

sugar, milk, money,
weather, peace

существительные child и ох меняют
ед. число на множеств, число путем
прибавления нового окончания

child — children
ox — oxen

4

существительные

Таблица II

Артикль и его употребление
Определенный артикль (The definite article)
the
Употребление

Пример

с существительными,
единственными в своем роде

t h e sun, t h e moon,
t h e e a r t h , t h e sky, t h e air,
t h e world

с названиями морей, океанов, рек,
пустынь, гор

The Pacific Ocean

с порядковыми числительными

Our classroom is on t h e
first floor

с прилагательными в превосходной
степени

This is t h e biggest
building in our town

с существительными
во множественном числе

The apples are on t h e
table

с названиями
достопримечательностей.

The Kremlin

с некоторыми географическими
названиями, названиями музеев,
газет и журналов, кораблей
и гостиниц

The U n i t e d S t a t e s of
America, The Crimea, t h e
Caucasus, t h e
British Museum, t h e 'Life'

с названиями сторон света

The N o r t h , t h e South,
t h e East, t h e West

с фамилиями во множественном
числе для обозначения семьи в целом

The Petrovs

с названиями предметов, о которых
уже говорилось (это могут быть
сущ. в ед. и мн. числе, исчисляемые
и неисчисляемые)

The coat was large, t h e
trousers too long

с уточняющим, ограничивающим
прилагательным типа previous, last,
following, next, only, very, same, right

t h e same story

с исчисляемым существительным
в единственном числе, представляю­
щим весь класс или категорию
предметов в их совокупности

She spoke about t h e
duties of t h e doctor

5

существительные

Неопределенный артикль (The indefinite article)
a, an
Употребление
с существительным, обозначающим
профессию

Пример



My sister is a doctor
Моя сестра — врач

с существительным после оборота
there is, а также после этого оборота
в прошедшем времени there was
и в будущем времени there will be

There is a big pool in
o u r garden
В нашем саду есть
большой пруд

в восклицаниях

What a nice evening!
Какой чудесный
вечер!

после слова such

It was such a
wonderful day!
Это был такой
замечательный день!

с существительными, обозначающими
время, скорость, вес, расстояние
(a minute, a pound, a'hundred, a million
и т.д.)

I'll be in a m i n u t e
Я буду через минуту

с исчисляемыми существительными
в единственном числе ( в этом случае
имеется в виду один или какой-либо
[любой] предмет из общего количества
предметов)

Take a pencil, please
Возьми, пожалуйста,
карандаш

перед существительным нарицатель­
ным или перед существительным соб­
ственным — именем или фамилией (в
• этом случае артикль имеет значение
некий, некто, какой-то)

A m a n w a n t s to see you
Какой-то человек
хочет Вас видеть

перед словосочетаниями good day, great
deal, great many

a good deal, a great
deal, a g r e a t m a n y

существительные

6

Запомните некоторые словосочетания, в которых
употребляется только определенный артикль
to take the floor — взять слово для выступления;
to tell the time — сказать, который час;
to tell the truth — сказать правду;
to play the piano (the violin, etc.) — играть на пианино (скрипке и т.д.);
to take the trouble — взять на себя труд;
to go to the theatre (the cinema) — ходить в театр (в кино);
in the distance — в дали;
in the morning (the afternoon, the evening) — утром (днем, вечером);
in the street, etc. — на улице и т.п.

Запомните устойчивые сочетания, употребляющиеся
- только с неопределенным артиклем
on a large scale — в большом масштабе
as a matter of fact — собственно говоря;
to have a look — взглянуть;
to have a smoke — закурить;
to have a mind to — намереваться;
to take a fancy to — иметь склонность к чему-нибудь, увлечься
чем-либо;
to have a headache (toothache, etc.) — испытывать головную (зуб­
ную и т.п.) боль;
to go for a walk — отправиться на прогулку;
to be in a hurry — спешить;
to be at a loss — растеряться;
to be in a position to do smth. — иметь возможность что-либо сде­
лать.

Отсутствие артикля перед именами существительными
Правила

Пример

перед исчисляемыми существительными
во множественном числе при отнесении
предметов, обозначаемых этими существи­
тельными, к какому-либо классу или кате­
гории, так к а к неопределенный артикль в
этом случае невозможен

These are very good
flowers
Вот это очень
хорошие цветы

перед неисчисляемыми существитель­
ными, обозначающими вещество, мате­
риалы, отвлеченные понятия, когда эти
существительные выражают данные поня­
тия в наиболее общем виде

Life begins early in
Moscow
Ж и з н ь в Москве
начинает бурлитьрано

7

глаголы
перед существительными breakfast, lunch,
dinner, tea, supper, имеющими значение
времени или процесса приема п и щ и

We have lunch at
11a.m.

перед существительными bed, school, town,
table, sea, которые обычно употребляются
с предлогами и потеряли значение
предметности

to go t o bed
идти спать

перед многими другими существитель­
ными в предложных оборотах

by t r a i n
at night

запомните некоторые в ы р а ж е н и я
глагольного типа, в которых
существительные употребляются без
артикля

to t a k e place
иметь место,
происходить
to keep house
вести хозяйство

перед именами собственными

Moscow, France;
Smith, P e t r o v

перед названиями дней недели, месяцев

Monday, Tuesday,
January, February

перед существительными, обозначаю­
щими членов семьи, родных и близких
(Father, Mother, Aunt, etc.), если они упо­
требляются членами той же семьи или при
обращении к членам этой семьи. Обычно
в таких случаях эти существительные
пишутся с прописной буквы

F a t h e r ! Can you
help me?

Таблица III
Правильные и неправильные глаголы
и их образование
Правильные глаголы
( г л а г о л ы , 2-ая и 3-я ф о р м а к о т о р ы х о б р а з у е т с я
п у т е м п р и б а в л е н и я к 1-ой ф о р м е с у ф ф и к с а ed)
1-ая форма глагола —
инфинитив

2-ая форма глагола —
простое прошедшее
время

3-я форма глагола —
причастие прошед­
шего времени

to w a n t

wanted

wanted

8

глаголы
Неправильные глаголы
( 2 - а я и 3-я ф о р м а э т и х г л а г о л о в о б р а з у е т с я п о - р а з н о м у )
2-ая форма

1-ая форма

3-я форма

буква е при добавлении
окончания ed выпадает

глагол
заканчивается
на букву е
to live

lived

lived

буква у меняется на 1
и прибавляется ed

глагол заканчива­
ется на букву у
с предшествующей
согласной
to study

studied

studied

буква у сохраняется
и прибавляется ed

глагол заканчива­
ется на букву у
с. предшествующей
гласной
to stay

stayed

stayed

глагол перед добавлением ed удваивает
свою согласную букву в окончании

глагол заканчива­
ется на согласную
букву с предше­
ствующим кратким
гласным звуком
to stop

stopped

stopped

Исключения: неправильные глаголы, образующиеся
другими способами
I форма

И форма

III форма

Перевод

arise

arose

arisen

подниматься

be

was, were

been

быть

become

became

become

сделаться,стать

begin

began

begun

начинать(ся)

bite

bit

bit

кусать(ся)

blow

blew

blown

дуть

break

broke

broken

ломать(ся)

bring

brought

brought

приносить

build

built

built

строить

9

глаголы
burn

burnt

burnt-

гореть, жечь

buy

bought

bought

покупать

catch

caught

caught

ловить,
схватывать

choose

chose

chosen

выбирать

come

came

come

приходить

cost

cost

cost

стоить

cut

cut

cut

резать

do

did

done

делать

draw

drew

drawn

рисовать

dream

dreamt

dreamt

мечтать;
видеть во сне

drink

drank

drunk

пить

drive

drove

driven

вести, гнать

eat

ate

eaten

есть, кушать

fall

fell

fallen

падать

feed

fed

fed

кормить

feel

felt

felt

чувствовать

fight

fought

fought

бороться,
сражаться

find

found

found

находить

fly

flew

flown

летать

forget

forgot

forgotten

забывать

get

got

got

получать; стано­
виться, делаться

give

gave

given

давать

go

went

gone

идти, ходить

grow

grew

grown

расти,
становиться

have

had

had

иметь

hear

heard

heard

слышать

hide

hid

hidden

прятать

hold

held

held

держать

10

глаголы
kept

kept

know

knew

known

знать

learn

learnt

learnt

учить(ся)

leave

left

left

оставлять,
покидать

keep

хранить

let

let

let

позволять

lose

lost

lost

терять

make

made

made

делать

mean

meant

meant

значить

meet

met

met

встречать

put

put

put

класть

r e a d [ri:d]

r e a d [red]

read [red]

читать

ride

rode

ridden

ездить верхом

rise

rose

risen

подниматься

run

ran

run

бежать

say

said

said

сказать

see

saw

seen

видеть

sell

sold

sold

продавать

send

sent

sent

посылать

shake

shook

shaken

трясти

shine

shone

shone

сиять, блестеть

shoot

shot

shot

стрелять

shut

shut

shut

закрывать

sing

sang

sung

петь

sat

сидеть

sit

sat

sleep

slept

slept

спать

smell

smelt

smelt

нюхать, пахнуть

speak

spoke

spoken

говорить

spend

spent

spent

тратить

spread

spread

spread

распространять

stand

stood

stood

стоять

11

глаголы
steal

stole

stolen

красть

swear

swore

sworn

клясться

swim

swam

swum

плавать

take

took

taken

брать

teach

taught

taught

обучать

tell

told

told

сказать

think

thought

thought

думать

throw

threw

thrown

бросать

understand

understood

understood

понимать

. wear

wore

worn

носить,
изнашивать

win

won

won

выигрывать

wind

wound

wound

крутить,
заводить(часы)

write

wrote

written

писать

Таблица IV
Модальные глаголы и особенности их
употребления
can (could)

may (might)

must

have to

be to

ought t o

need

The Modal Verbs

shall

should

will

12

глаголы
Употребление модальных г л а г о л о в

Название
модального
глагола

can, could

Случаи употребления

Пример

выражает умение,
физическую и умственную
возможность, способность

Can you s k a t e ?
Ты умеешь кататься
на коньках?

выражает возможность
выполнения действий
при соответствующих
обстоятельствах

You can see the forest
t h r o u g h the other
window
В другое окно вы
можете увидеть лес

выражает разрешение
или просьбу

Can I use your c a r ?
You can use my car
Можно мне взять
твою машину? Да, ты
можешь взять мою
машину

выражает сомнение .
и неуверенность

may,
might

Can it be t r u e ?
Неужели это правда?

выражает невероятность

It can't be t r u e
He может быть

выражает разрешение

May I borrow your pen?
Можно мне взять
твою ручку?

выражает предположение
с оттенком неуверенности

Не may be ill
Возможно, он болен

выражает неодобрение
или упрек

You might have
helped me
Ты бы мог мне помочь

13

глаголы

выражает обязательность
совершения действия

You must talk
to your daughter about
her future
Ты должен поговорить
со своей дочерью
о ее будущем

выражает запрещение

Не must not leave
his room for a while
Какое-то время он не
должен покидать свою
комнату

выражает эмоциональный
совет

You mustn't miss
the exhibition.
' It is very good
Ты не должен про­
пустить эту выставку.
Она отличная

выражает предположение,
граничащее
с уверенностью

Your father
must be eighty now
Твоему отцу сейчас,
наверное, уже 80 лет

выражает обязанность

Не had to do it
Он должен был это
сделать

выражает отсутствие
необходимости

You don't have
to go there
Тебе не обязательно
идти туда

выражает необходимость,
вытекающую из заранее
намеченного плана или
договоренности

We are to discuss it
next time
Нам нужно обсудить
это в следующий раз

выражает приказы
и инструкции
(в косвенной речи)

Не says I am
to leave you alone
Он сказал, чтобы я
оставил тебя в покое

выражает что-то, чему
суждено случиться

Не was to be my friend
for many years to come
Он стал моим другом
на долгие годы

must

to have to

to be to

14

глаголы

ought to

should

will
(would)

выражает совет
или желательность

You ought to say a word
or two about yourself
Ты должен сказать
несколько слов о себе

обозначает, что
желательное действие
не было выполнено

You ought to have
called on him yesterday
Ты должна была
позвонить ему вчера

выражает, что было
совершено нежелательное
действие

You o u g h t n ' t to have
m a r r i e d her, David. It
was a great mistake
Ты не должен был
жениться на ней,
Дэвид. Это была
большая ошибка

выражает моральную
обязанность, долг или
совет

I t ' s late. You
should go to bed
Уже слишком поздно.
Тебе нужно ложиться
спать

означает отказ совершать
действие в отрицательных
предложениях с простым
инфинитивом

The doctor knows
I won't be operated on
Доктор знает, что я
не хочу, чтобы меня
оперировали

употребляется с неоду­
шевленными предметами,
чтобы показать, что эти
предметы не могут выпол­
нять свое предназначение

My pen wouldn't write
Моя ручка не пишет

обозначает обычное, часто
повторяющееся действие

She will sit for h o u r s
u n d e r the old tree
Он часами сидит под
старым деревом

15

глаголы

need

выражает необходимость
в вопросительных
и отрицательных
предложениях по
отношению к настоящему
и будущему времени

You needn't
be afraid of me
Тебе не нужно меня
боятся

выражает действие,
которое было совершено,
но в этом не было
необходимости

You needn't have
hurried
Тебе не нужно было
торопиться

Таблица V
Времена глагола
Настоящее время
The Present Tense

Прошедшее время
The Past Tense

Будущее время
The Future Tense

I write a letter
Я пишу письмо

I wrote a letter
yesterday
Я написал письмо
вчера

I will write a letter
tomorrow
Я напишу письмо
завтра

Временные формы глагола

Perfect-Continuous Forms
Перфектно-длительные формы

Future in the Past
Будущее в прошедшем

Future Tense
Будущее

Perfect Forms
Перфектные формы

Past Tense
Прошедшее

Continuous Forms
Длительные формы

Present Tense
Настоящее

Indefinite Forms
Неопределенные формы

16

глаголы

Таблица VI
Indefinite Tenses
и их особенности в употреблении и образовании
Indefinite Tenses (Неопределенные времена)
Present Indefinite
Tense
Настоящее неопре­
деленное время

выражает действие или
состояние, относящееся
к настоящему времени,
но не происходящее
в момент речи

We go to school
every day
Мы ходим
в школу к а ж д ы й
день

Past Indefinite
Tense
Прошедшее нео­
пределенное время

выражает действие,
происходившее в про­
шлом и не связанное
с настоящим

I wrote a letter
yesterday
Вчера я написал
письмо

F u t u r e Indefinite
Tense
Будущее неопреде­
ленное время

выражает действие,
которое будет
происходить в будущем

Tomorrow I shall
go to t h e cinema
Завтра я пойду
в кино

F u t u r e Indefinite
in the P a s t
Будущее неопреде­
ленное время в
прошедшем

употребляется в кос­
венной речи какого-то
лица, относящейся
к будущему

I thought that I
should see you at
the p a r t y
Я думала, что
увижу тебя
на вечеринке

Present Indefinite Tense
(Настоящее неопределенное время)
Образование утвердительной формы

+

подлежащее

глагол в форме основы инфинитива в 1 и 2 лице
или в 3 лице ед.ч. с окончанием s

Об рг 130 вание вопросительной формы
вспомогательный
глагол do/does

+

подлежащее

+

Обр азов ание от риц|;ат ель

основной глагол в форме
основы инфинитива
нОЙ форМЫ

основной глагол

подлежащее

+ вспомогательный
+ отрицательная
+ в форме основы
глагол do/does
частица not
_

инфинитива

17
Утвердительная форма Вопросительная форма
Interrogative Form
Affirmative Form

Отрицательная форма
Negative Form

I write

Do I write?

I do n o t write

You write

Do you write?

You do not write

He (she, it) writes

Does he (she, it)
write?

He (she, it) does not
write

We write

Do we write?

We do n o t write

They write

Do they write?

They do not write

Past Indefinite Tense
(Прошедшее неопределенное время)
Образование утвердительной формы
иоразовнмие утвердительной
формы
глагол в форме основы
инфинитива
подлежащее
с окончанием -ей

+
+

Образование вопросительной формы
вспомогательный
глагол did

|+

подлежащее

+

основной глагол в форме
основы инфинитива

Образование отрицательной формы
подлежащее

+ отрицательная
+ вспомогательный
+
глагол did
частица not

Утвердительная форма Вопросительная форма
Interrogative Form
Affirmative Form

основной глагол
в форме основы
инфинитива

Отрицательная форма
Negative Form

I wrote

Did I write?

I did not write

You wrote

Did you write?

You did not write

He (she, it) wrote

Did he (she, it)
write?

He (she, it) did n o t
write

We wrote

Did we write?

We did not write

They wrote

Did they write?

They did not write

18

глаголы
Future Indefinite Tense
(Будущее неопределенное время)

Образование утвердительной формы
вспомогательный
основной глагол в форме
подлежащее
основы инфинитива
глагол shall/will

+

+

Образование вопросительной формы
вспомогательный
глагол shall/will

+

подлежащее

+

основной глагол в форме
основы инфинитива

(Обра30В ание отрицательной формы
подлежащее

+

вспомогательный
глагол
shall/will

основной глагол

+ отрицательная
+ в форме основы
частица not
инфинитива

Утвердительная форма
Affirmative Form

Вопросительная форма
Interrogative Form

Отрицательная форма
Negative Form

I shall/will w r i t e

Shall/will I w r i t e ?

I shall/will n o t w r i t e

You will write

Will you w r i t e ?

You will n o t write

He (she, it) will
write

Will he (she, it)
write?

He (she, it) will n o t
write

We shall/will write

Shall/will we
write?

We shall/will not w r i t e

They will write

Will they w r i t e ?

They will n o t w r i t e

Future Indefinite Tense in the Past
(Будущее неопределенное время в прошедшем)

подлежащее

Образование утвердительной формы
вспомогательный
основной глагол в форме
глагол should/would
основы инфинитива

+

+

Образование вопросительной формы
вспомогательный
глагол should/would

+

подлежащее

+

основной глагол в форме
основы инфинитива

Образование отрицательной формы
подлежащее

+

вспомогательный
глагол
should/would

основной глагол

+ отрицательная
+ в форме основы
частица not
инфинитива

19

глаголы
Утвердительная форма Вопросительная форма
Affirmative Form
Interrogative Form

Отрицательная форма
Negative Form

I should/would
write

Should/would I
write?

I should/would not
write

You would write

Would you write?

You would not write

He (she, it) would
write

Would he (she, it)
write?

He (she, it) would not
write

We should/would
write

Should/would we
write?

We should/would not
write

They would write

Would they write?

They would not write

Таблица VII
Continuous Tenses
и их особенности в употреблении и образовании
Continuous Tenses (Длительные времена)
Present
Continuous Tense
Настоящее
длительное время

выражает дей­
ствие, длящееся
в момент речи

Mother is m a k i n g dinner
Мама готовит обед

P a s t Continuous
Tense
Прошедшее
длительное время

выражает дей­
ствие, происхо­
дившее в какойто период про­
шедшего
времени

I was writing when the
bell r a n g
Я писала, когда
прозвенел звонок

F u t u r e Continuous
Tense
Будущее
длительное время

выражает дей­
ствие, протека­
ющее в какой-то
момент будущего
времени

I shall be waiting for you
at 9 o'clock
tomorrow
Я буду ждать тебя
завтра в 9 часов

F u t u r e Continuous
in t h e P a s t
Будущее
длительное время
в прошедшем

употребляется
в придаточных
предложениях
и выражает дей­
ствие, протека­
ющее в какой-то
момент будущего
времени

She didn't call on him
yesterday evening beca­
use she t h o u g h t he would
be doing his work
Она не позвонила ему
вчера вечером, потому
что думала, что он будет
занят своей работой

20

глаголы
Present Continuous Tense
(Настоящее длительное время)
Образование утвердительной формы

подлежащее

+

вспомогательный
глагол am, are, is

+

основной глагол в -ing
форме

Образование вопросительной формы
вспомогательный
глагол am, are, is

+

подлежащее

+

основной глагол в -ing
форме

Образование отрицательной формы
подлежащее

отрицательная
основной глагол
+ вспомогательный
глагол am, are, is + частица not + Б -ing форме

Утвердительная форма Вопросительная форма
Affirmative Form
Interrogative Form

Отрицательная форма
Negative Form

I am writing

Am I writing?

I am not w r i t i n g

You a r e w r i t i n g

Are you writing?

You are not w r i t i n g

He (she, it) is
writing

Is he (she, it)
writing?

He (she, it) is not
writing

We a r e writing

Are we w r i t i n g ?

We a r e not writing

They a r e writing

Are they writing?

They a r e not writing

Past Continuous Tense
(Прошедшее длительное время)
Образование утвердительной формы
подлежащее

+

вспомогательный
глагол was, were

+

основной глагол в -ing
форме

Образование вопросительной формы
вспомогательный
глагол was, were

+

подлежащее

+

основной глагол в -ing
форме

Образование отрицательной формы
подлежащее

отрицательная
основной глагол
+ вспомогательный
глагол was, were + частица not + в -ing форме

21

глаголы
Утвердительная форма Вопросительная форма
Affirmative Form
Interrogative Form

Отрицательная форма
Negative Form

I was writing

Was I writing?

I was not writing

You were writing

Were you writing?

You were not writing

He (she, it) was
writing

Was he (she, it)
writing?

He (she, it) was not
writing

We were writing

Were we writing?

We were not writing

They were writing

Were they writing?

They were not writing

Future Continuous Tense
(Будущее длительное время)
Образование утвердительной формы
вспомогательный глагол
глагол
подлежащее
+ основной
shall be, will be
в -ing форме

+

вспомогательный
глагол shall/will

подлежащее

+

подлежащее

+

основной глагол
в -ing форме

be +

Образование отрицательной формы
вспомогатель­
отрицатель­
ный глагол -j- ная частица ~}~ he
shall/will
not

+

+

Утвердительная форма Вопросительная форма
Affirmative Form
Interrogative Form

+

+

основной
глагол в -ing
форме

Отрицательная форма
Negative Form

I shall be/will be
writing

Shall/will I be
writing?

I shall/will not be wri­
ting

You will be
writing

Will you be
writing?

You will not be writing

He (she, it) will be
writing

Will he (she, it) be
writing?

He (she, it) will not be
writing

We shall/will be
writing

Shall/will we be
writing?

We shall/will not be
writing

They will be
writing

Will they be
writing?

They will not be
writing

22

глаголы
Future Continuous Tense in the Past
(Будущее длительное в р е м я в п р о ш е д ш е м )
Образование утвердительной формы

подлежащее

+

+

вспомогательный глагол
should be, would be

основной глагол
в -ing форме

Образование отрицательной формы
подлежащее

+

вспомогатель­
ный глагол
should/would

отрицатель­

+
+ ная частица
+
not

be

+

основной
глагол в -ing
форме

Утвердительная форма
Affirmative Form

Отрицательная форма
Negative Form

I stiould/would be doing

I should/would not be doing

You would be doing

You would not be doing

He (she, it) would be doing

He (she, it) would not be
doing

We should be/would be
doing

We should/would not be
doing

They would be doing

They would not be doing

Таблица VIII
Perfect Tenses
и их особенности в употреблении и образовании
Perfect T e n s e s ( П е р ф е к т н ы е в р е м е н а )
Present Perfect
Tsynse
Настоящее пер­
фектное, завер­
шенное, время

выражает связь
действия, которое
уже произошло,
с настоящим.
моментом речи

I have just bought this
book
Я только что купил эту
книгу

Past Perfect
Tense
Прошедшее
перфектное
время

выражает действие,
которое уже завер­
шилось к опреде­
ленному моменту
в прошлом

She had just made some
coffee when I arrived
Она только что при­
готовила кофе, когда
я приехал

23

глаголы
Future Perfect
Tense
Будущее
перфектное
время

выражает действие,
которое будет
закончено к опреде­
ленному моменту
в будущем

She will have gone home
by the time I arrive
Она уже уйдет домой
к тому времени, к а к
я появлюсь

Future Perfect
in the Past
Будущее
перфектное
время
в прошедшем

используется в кос­
венной речи и выра­
жает, так же к а к и
Future Perfect, дей­
ствие, которое будет
закончено к опреде­
ленному моменту
в будущем

My friend said that she
would have done this
work by the end of the
week
Моя подруга сказала,
что она сделает эту
работу до конца недели

Present Perfect Tense
(Настоящее перфектное время)
Образование утвердительной формы
подлежащее

вспомогательный
глагол have, has

+

+

основной глагол
в III форме

Образование вопросительной формы
вспомогательный
глагол have, has

+

подлежащее

+

основной глагол
в III форме

Образование отрицательной формы
подлежащее

основной глагол
отрицательная
+ вспомогательный
глагол have, has + частица not +
в III форме

Утвердительная форма
Affirmative Form

Вопросительная форма
Interrogative Form

Отрицательная форма
Negative Form

I have written

Have I written?

I have not written

You have written

Have you written?

You have not written

He (she, it) has
written

Has he (she, it)
written?

He (she, it) has not
written

We have written

Have we written?

We have not written

They have written

Have they written?

They have not written

24

глаголы
Past Perfect Tense
(Прошедшее перфектное время)

Образование утвердительной формы
вспомогательный
основной глагол
подлежащее +
+
глагол had
в III форме
Образование вопросительной формы
вспомогательный
основной глагол
+ подлежащее
глагол had
в III форме

+

+

Образование отрицательной формы
вспомогательный
основной глагол
подлежащее +
+ отрицательная
глагол had
частица not + в III форме
Утвердительная форма Вопросительная форма
Affirmative Form
Interrogative Form

Отрицательная форма
Negative Form

I had written

Had I written?

I had not written

You had written

Had you written?

You had not written

He (she, it) had
written

Had he (she, it)
written?

He (she, it) had not
written

We had written

Had we written?

We had not written

They had written

Had they written?

They had not written

Future Perfect Tense
(Будущее перфектное время)
Образование утвердительной формы
вспомогательный глагол
глагол
подлежащее +
+ основной
shall have, will have
в III форме

+

Образование вопросительной формы
вспомогательный
основной глагол
глагол shall/will + подлежащее + have +
в III форме
Образование отрицательной формы
вспомогатель­
отрицатель­
основной
подлежащее
ный глагол + ная частица
have
глагол
+ shall/will + not
+
+ в III
форме

25

глаголы
Утвердительная форма Вопросительная форма
Affirmative Form
Interrogative Form

He (she, it) will
have written

Will you have
written?
Will he (she, it)
have written?

Отрицательная форма
Negative Form
I shall/will not have
written
You will not have
written
He (she, it) will not
have written

We shall have/will
have written

Shall/will we have
written?

We shall/will not have
written

They will have
written

Will they have
written?

They will not have
written

I shall have/will
have written
You will have
written

Shall/will I have
written?

Future Perfect Tense in the Past
(Будущее перфектное время в прошедшем)
Образование утвердительной формы
вспомогательный глагол
основной глагол
подлежащее
should have, would have
в III форме

+

+

Образование вопросительной формы
основной глагол
вспомогательный
подлежащее
have
в III форме
глагол should/would

+

+

+

Образование отрицательной формы
подлежащее

+

вспомогатель­
ный глагол
should/would

+

отрицатель­
ная частица
not

Утвердительная форма Вопросительная форма
Affirmative Form
Interrogative Form
I should have/
would have done
You would have
done
He (she, it) would
have done

Should/would I
have done?

We should have/
would have done

Would you have
done?
Would he (she, it)
have done?
Should/would we
have done?

They would have
done

Would they have
done?

+
+ have +

основной
глагол
в III форме

Отрицательная форма
Negative Form
I should/would
not have done
You would not have
done
He (she, it) would
not have done
We should/would
not have done
They would not have
done

26

глаголы

Таблица IX
Perfect Continuous Tenses
и их особенности в употреблении и образовании
Perfect Continuous Tenses
(Перфектно-длительные времена)
выражает действие,
Present Perfect
которое началось
Continuous
в прошлом
Tense
и продолжалось
Настоящее
в течение определенного
завершенновремени до момента
длительное
речи или все еще
время
продолжается

I have been waiting
for you for 4 hours
Я жду тебя
в течение 4 часов

P a s t Perfect
Continuous
Tense
Прошедшее
завершеннодлительное
время

выражает длитель­
ное действие, которое
началось до какого-то
момента в прошлом,
длилось в течение
какого-то периода вре­
мени и продолжалось
до этого момента или
закончилось в прошлом

When you came I h a d
already been waiting
for you for 2 hours
Когда ты пришел,
я уже ждала тебя
в течение 2 часов

F u t u r e Perfect
Continuous
Tense
Будущее пер­
фектно-дли­
тельное время

выражает длящееся
действие в будущем. Это
действие началось до
определенного момента
в будущем и будет
продолжаться до этого
момента, о котором
идет речь

By next week you will
have been studying in
this class for 4 m o n t h s
На следующей неделе
исполнится 4 месяца,
к а к ты учишься
в этом классе

F u t u r e Perfect
Continuous
Tense
in t h e P a s t
Будущее пер­
фектно-дли­
тельное время
в прошедшем

She said t h a t by
t h e next m o n t h her
употребляется в при­
m o t h e r would have
даточном предложении,
been working in
если глагол-сказуемое
t h e hospital for 2 years
главного предложения
Она сказала, что в сле­
стоит в прошедшем
дующем месяце будет
времени
2 года, как ее мама
работает в больнице

27

глаголы
Present Perfect Continuous Tense
(Настоящее перфектно-длительное время)
Образование утвердительной формы
вспомогательный
основной глагол
подлежащее
глагол have been, has been
в -ing форме

+

+

Образование вопросительной формы
вспомогательный
глагол have been, has been

+

основной глагол
в -ing форме

+

подлежащее

Образование отрицательной формы
подлежащее

+

вспомогательный
глагол
have been, has been

+

отрицательная
частица not

+

основной
глагол в -ing
форме

Утвердительная форма
Affirmative Form

Вопросительная форма
Interrogative Form

Отрицательная форма
Negative Form

I have been living

Have I been living?

I have not been living

You have been
living

Have you been
living?

You have not been
living

He (she, it) has
been living

Has he (she, it)
been living?

He (she, it) has
not been living

We have been
living

Have we been
living?

We have not been
living

They have been
living

Have they been
living?

They have not been
living

Past Perfect Continuous Tense
(Прошлое перфектно-длительное время)
Образование утвердительной формы
вспомогательный
глагол had been

+

подлежащее

+

основной глагол
в -ing форме

Образование вопросительной формы
вспомогательный
глагол had

+

подлежащее

+

be
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!