Грамотность и культура речи в эпоху цифрового образования: вызовы и перспективы.

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Грамотность и культура речи в эпоху цифрового образования: вызовы и перспективы.

Материал туралы қысқаша түсінік
В современном мире цифровые технологии играют важную роль в жизни человека.
Материалдың қысқаша нұсқасы

ГРАМОТНОСТЬ И КУЛЬТУРА РЕЧИ В ЭПОХУ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ


Чектыбаева Л.,

учитель средняяей школы 47, село Коянкус

laura09031973@gmail.com

г.Алатау, Казахстан



В современном мире цифровые технологии играют важную роль в жизни человека и все больше внедряются в различные сферы общества, в том числе и в языковую. С развитием интернет-технологий, мобильных устройств и социальных сетей происходит активное проникновение цифровых инструментов в область языка и коммуникации. В связи с этим, изучение русского языка в контексте цифровой трансформации становится особенно актуальным и важным для понимания процессов, происходящих с языком в современных условиях.

Цифровая трансформация оказывает заметное влияние на преподавание и изучение русского языка, на его использование в интернет-среде и на общую

языковую культуру. Поэтому важно исследовать этот процесс, чтобы выявить возможные проблемы и определить перспективы развития русского языка в эпоху цифровизации [1].

В современном мире цифровые технологии оказывают значительное влияние на образовательные процессы и коммуникативные практики. Вопрос грамотности и культуры речи становится особенно актуальным в условиях цифрового образования, где традиционные формы общения заменяются текстовыми сообщениями, онлайн-лекциями и мультимедийными форматами. Данная статья рассматривает ключевые вызовы и перспективы развития речевой грамотности в цифровую эпоху.

Грамотность и культура речи включают в себя: владение нормами орфографии, пунктуации и стилистики;тспособность адаптировать язык в зависимости от коммуникативной ситуации; уважение к языковым традициям и нормам общения.

В условиях цифровизации данные аспекты подвергаются изменениям, связанным с ускорением информационного обмена, использованием эмодзи, сокращений и мультимедийных элементов.

Использование мессенджеров и социальных сетей привело к упрощению письменной речи. Ошибки в тексте стали менее значимыми, а структурированность высказываний — менее важной. Это ведет к снижению общего уровня грамотности.

В цифровом пространстве активно развивается гибридный тип общения, сочетающий элементы устной и письменной речи. Это выражается в использовании разговорных конструкций в формальных текстах, что снижает культуру речи.

Обилие цифровых источников информации способствует клиповому мышлению, что затрудняет анализ сложных текстов и развитие критического мышления.

Использование интерактивных платформ и приложений, таких как онлайн-словари, системы автоматической проверки текста и образовательные ресурсы, способствует повышению грамотности.

Обучение навыкам критического анализа информации помогает формировать устойчивость к дезинформации и способствует осознанному использованию языка в цифровой среде.

Комбинация традиционных методик преподавания с цифровыми инструментами позволяет сохранить высокий уровень языковой грамотности и культуры речи.

В условиях цифрового образования грамотность и культура речи требуют адаптации к новым условиям. Развитие цифровых навыков, критического мышления и осознанного отношения к языку помогут сохранить и улучшить качество речи в цифровую эпоху. Интеграция современных технологий в образовательный процесс должна осуществляться с учетом баланса между традиционными нормами и новыми форматами коммуникации.

Педагог как профессиональный читатель должен обладать устойчивой потребностью в постоянном чтении, читательской эрудицией, теоретико-литературными, книговедческими и библиографическими знаниями, умением правильно, бегло, осознанно и выразительно читать тексты разных жанров, умениями оценки и интерпретирования произведений, креативными и речевыми умениями. Всему, что умеешь сам, научи своего ученика. Таково профессиональное кредо педагога [2].

Учителя все чаще сталкиваются с нежеланием детей читать классические произведения из школьной программы. Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи. Так, снижение роли литературы в социализации детей и подростков отчасти происходит и в связи с тем, что сегодня из репертуара чтения многих из них исчезли герои литературной классики. В то же время влияние видеокультуры на чтение усиливается [3].

Школьники отдают предпочтение кратким пересказам литературных произведений, просмотрам фильмов, роликов по этим же произведениям. Учителям приходится адаптировать методики преподавания, чтобы стимулировать учащихся к углубленному чтению и анализу. Какой бы ни была причина низкого уровня культуры чтения, проблему повышения читательской грамотности должна помочь решить именно школа! Поэтому одной из приоритетных задач современного образования является развитие функциональной грамотности школьников, одной из составляющих которой является читательская грамотность. Качественное чтение способствует личностному росту и конкурентоспособности современного человека, живущего в информационно-культурной среде. Проблему повышения читательской грамотности помогут решить различные приёмы и методы работы с текстами на уроках русского языка, литературы, родной литературы и во внеурочной деятельности. От того, как ученик понимает информацию и умеет с ней работать, зависит формирование аспектов его читательской грамотности. В данной ситуации требуются новые стратегические и тактические решения по стимулированию читательской деятельности [4].

В современном обществе грамотная и культурная речь является важным показателем образованности, воспитанности и профессионализма человека. Умение точно и корректно излагать свои мысли способствует эффективной коммуникации, формированию позитивного имиджа, успешной социальной и профессиональной реализации. Однако в условиях глобализации, влияния медийной среды и цифровых технологий наблюдается снижение

речевой культуры, что делает тему актуальной для изучения и развития.

Современное общество предъявляет высокие требования к культуре речи и языковой грамотности. Владение языковыми нормами и умение ясно выражать свои мысли становятся важными компетенциями в образовательной и профессиональной сферах.

В условиях цифровой трансформации образование и коммуникация претерпевают значительные изменения, влияющие на грамотность и культуру речи. В статье рассматриваются вызовы, возникающие в цифровую эпоху, такие как упрощение письменной речи, снижение уровня грамотности, влияние клипового мышления и гибридных форм общения. Особое внимание уделяется роли педагогов в формировании читательской грамотности и сохранении языковых норм. Автор анализирует перспективы развития речевой культуры в цифровую эпоху и предлагает методы сохранения высокого уровня языковой грамотности в образовательном процессе.


Список использованной литературы

  1. Лукьянова И. В. РУССКИЙ ЯЗЫК В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Вестник науки. 2023. №4 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-yazyk-v-epohu-tsifrovoy-transformatsii-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 16.03.2025).

  2. Первова, Г. М. Читательская культура педагога: монография / Г. М. Первова. - Москва: ИНФРА-М, 2020. - 250 с. - (Научная мысль). - ISBN 978-5-16-108503-5.

  3. Ковалевская Н.И. Влияние видеокультуры на читательские предпочтения детей и подростков / Ковалевская Н.И., Петрова Л.И. Текст – электронный // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. 2017. №2 (201).

  4. Аскарова, В.Я. Изучение детского и юношеского чтения в эпоху цифровой реальности: актуальные исследовательские и проектные стратегии / Аскарова В.Я., Зубанова Л.Б. Текст – электронный // Вестник МГУКИ. 2018. №5 (85).


Аннотация

В статье рассматриваются изменения, которые происходят с грамотностью и культурой речи в эпоху цифрового образования. Автор анализирует влияние цифровых технологий, социальных сетей и мультимедийных форматов на языковую среду, подчеркивая как негативные аспекты (упрощение письменной речи, снижение грамотности, клиповое мышление), так и позитивные (доступ к образовательным ресурсам, развитие критического мышления). Особое внимание уделяется роли педагогов в сохранении языковых норм и формировании читательской грамотности у школьников. В статье предлагаются стратегии и методы адаптации образовательного процесса к новым реалиям, позволяющие поддерживать высокий уровень речевой культуры.


Ключевые слова

грамотность, культура речи, цифровая трансформация, цифровое образование, клиповое мышление, гибридная коммуникация, читательская грамотность, языковая норма, педагогика, мультимедийные технологии.


LITERACY AND SPEECH CULTURE IN THE AGE OF DIGITAL EDUCATION: CHALLENGES AND PROSPECTS

Abstract

The article examines the changes that occur with literacy and speech culture in the era of digital education. The author analyzes the impact of digital technologies, social networks and multimedia formats on the language environment, emphasizing both negative aspects (simplification of written speech, decreased literacy, clip thinking) and positive ones (access to educational resources, development of critical thinking). Particular attention is paid to the role of teachers in maintaining language norms and developing reading literacy in schoolchildren. The article proposes strategies and methods for adapting the educational process to new realities, allowing to maintain a high level of speech culture.


Keywords

literacy, speech culture, digital transformation, digital education, clip thinking, hybrid communication, reading literacy, language norm, pedagogy, multimedia technologies.

Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
23.04.2025
216
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі