Дата: Класс: |
Тема: Лексика. Значение слова. Многозначность |
Цель урока: дать учащимся понятие о слове как основной единице языка, о лексическом значении слова, учить его определять. |
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Наглядности |
3 мин. | I. Организационный моментЦель этапа: Приветствуюучащихся, проверяю готовность к уроку, желаю успеха. Для создания психологической атмосферы провожу игру «Ты мне, я тебе» | Ученики осмысливают поставленную цель. Готовятся к уроку. Проводят игру «Ты мне, я тебе»
|
|
2 мин. | II. Проверка пройденного материала. С помощью метода «Корзина идей» осуществляю проверку домашней работы. | Демонстрируют свои знания. Быстро отвечают на вопросы учителя. |
|
5 мин. | III. Подготовка к восприятию новой темы. Примите в подарок сова Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет подражать.»- Как вы думаете, о чём говорят девочки? (2-ой слайд). Можно ли точно определить, о чём они говорят? Почему? - Люди воспринимают информацию через два канала: невербальный, когда люди используют мимику, жесты, и вербальный, через слова. Как вам, ребята, удобнее общаться? Почему? | Демонстрируют свои знания. Внимательно слушают учителя.Отвечают на вопросы учителя.
-Да, мы не слышим слова, которые девочки употребляют, поэтому не можем понять, о чём идёт речь.- Учащиеся высказывают свое мнение. | ноутбук
|
15мин. | IV. Актуализация знаний. - Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока?- Какова главная цель урока?- Каковы задачи урока?- Что же такое слово? Какова его этимология?- Какая информация текста оказалась для вас новой?Предоставляется слово каждой группе.- А какую роль играют слова в жизни людей? С помощью стратегии «Послушать-сговориться-обсудить» осуществляет усвоение нового материала.Много слов на земле. Есть дневные слова –В них весеннего неба сквозит синева…Но слова всем словам в языке у нас есть:Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь… –Это строчки из стихотворения Вадима Шефнера «Слово»Определите слово по его лексическому значению.1. Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке. 2. Вращающаяся модель земного шара с его картографическим изображением. 3. Самая низкая школьная учебная отметка. 4. Территория, на которой запрещена охота, рыбная ловля. 5. То, что ученику каждый день нужно приготовить, но нельзя съесть. 6. Традиционное место в классе, откуда ученики делятся своими знаниями с учителями и одноклассниками. 7. Звуковой сигнал, извещающий о начале и окончании уроков. 8. Планка для вычерчивания прямых линей, для измерений. 9. Часть лица, которую иногда вешают ученики, получив плохую оценку. 10. Разграфлённые листы в обложке. 11. То, что определяет, сколько и каких уроков будет. 12. Коробка для ручек, карандашей. Работа по учебнику. | Проявляют интерес к изучаемому материалу. Формулируют тему урока (слово –основная единица речи)Формулируют цель и задачи (помощь учителя)Выполняют упражнения по учебнику.Слово-звезда.В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной.
(Азбука) (Глобус) (Единица) (Заповедник) (Уроки) (Доска) (Звонок) (Линейка) (Нос) (Тетрадь) (Расписание) (Пенал) | Карточки Учебник |
10 мин. | V. Закрепление урока. Дидактическая игра «Назови одним словом»1. Здание для экспонатов на выставке. 2. Разносчик почты, корреспонденции. 3. Носимое на шее ювелирное изделие. 4. Снежная буря, метель. 5. Собрание представителей каких-то организаций. 6. Лицо, которое снимает помещение. 7. Полоска земли вдоль берега моря, озера. 8. Крытый вход в здание.9. Место в пути, где дорога поднимается вверх. | Демонстрируют свои знания.
-павильон, -почтальон, -медальон, -вьюга.-съезд, -съёмщик, -побережье, -подъезд, -подъём,
| Учебник
|
3 мин. | VI. Итог урока. Оценивание фишками С помощью стратегии «Телеграмма» провожу рефлексию.-Над какой темой работали на уроке?-Как можно обозначить мягкость согласного на письме?-Какие еще темы повторили на уроке? | На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. Заполняют дерево Блоба. |
Фишки Стикеры
|
2 мин. | VII. Домашняя работа. Объясняю особенности выполнения домашней работы.
| Ученики записывают в дневниках. | Дневник |