Игровая деятельность в процессе литературного
образования школьников
Даутова З.А., Шапулатова
Р.Т.
(Высший медицинский
колледж)
Аннотация
В статье рассматривается игровая деятельность в
образовательном процессе, в частности применения игры на уроках
литературы.
Цель: изучить возможности игры на уроке литературы как
методического средства, помогающего решать основные задачи
обучения.
Одной из самых сложных проблем современной школы
является резкое снижение интереса учащихся к чтению. Последствиями
являются снижение грамотности, языковая зависимость и неспособность
эффективно общаться. Мы понимаем, почему это происходит: начиная с
пятого класса занятые ученики получают лишь частично
предоставленную им информацию и часто заменяют им телевизор и
компьютер, необходимые для игры. Эта проблема беспокоит учителя,
который всеми силами старается вызвать у учащихся интерес к урокам
литературы. Как мы можем быть уверены, что наш предмет доставляет
учащимся интеллектуальное удовольствие? Ответ очевиден: интерес.
Как? Если игра является привычным и желательным для ребенка видом
деятельности, необходимо совмещать игру и учебный процесс,
использовать эту форму для обучения. Таким образом, мотивационный
потенциал игры направлен на помощь школьникам в более эффективном
освоении учебной программы. И роль мотивации в успешном обучении
нельзя игнорировать.
Актуальность нашей работы определяется задачей
совершенствования воспитания и обучения, что является одним из
важнейших вопросов школы с русским языком обучения. Поэтому важно
внедрять новые методы работы.
В последние годы поиск методологических
приоритетов в области игрового обучения. В то же время остается еще
много вопросов, которые нуждаются в углубленном изучении и
разработке в соответствии с коммуникативно-познавательными
потребностями учащихся, возникающими в процессе обучения русскому
языку и литературе.
Перед учителями сегодня стоят еще более сложные
задачи, подчеркивающие необходимость пересмотреть весь арсенал
педагогических средств, чтобы воздействовать на умы, желания и
эмоции учащихся и быстро знакомить их с богатым миром родного
языка. Формы - аудирование, говорение, чтение, письмо, употребление
языковых единиц.
Для
выявления возможностей влияния игры на литературное развитие
школьников в 5классах, наша группа составила план работы. Согласно
составленному плану членами проектной группы была изучена
методическая литература, статьи учителей российских и казахстанских
школ подтверждающая эффективность применения различных игровых
методов на разных этапах уроков. Разработала и согласовало вопросы
для анкетирования. Следующим шагом было применение метода
наблюдения и проведение методического эксперимента. Эксперимент
состоял из нескольких этапов.
Диагностический этап
1.1. Беседа с
учителями.
Проведение интервью. Учителям были предложены следующие
вопросы:
1. Как вы относитесь к применению элементов игры
в учебной деятельности? Считаете ли ее
эффективной?
2. Какие игровые методы вы используете на
уроке?
3. Как часто вы применяете игровую деятельность в
своей практике?
4. Есть ли трудности, связанные с применением
элементов игры на уроках?
5. В чем преимущество игровой деятельности на
уроках?
Целью интервью, был
сбор необходимой информации. Необходимо было узнать, как
учителя-словесники относятся к применению игровой деятельности на
уроках.
1.2. Использование метода
наблюдения для
определения познавательной активности у школьников на уроках
русского языка и литературы. Для этого составлены критерии и
параметры проявления интереса к обучению. Результаты наблюдения мы
заносили в таблицу.
Целью данного этапа является определение уровня
познавательной активности школьников на уроках русского языка и
литературы.
1. Он отличается увлеченностью
учением.
2. Проявляет интерес к
предмету.
3. Эмоциональная деятельность на
уроке.
4. Задает вопросы, пытается
ответить.
5. Проявляет интерес.
6. Самостоятельное выполнение заданий
учителя.
7. Сила воли указывает на устойчивость сильных
стремлений.
Начать чтение сочинения с новыми словами, которые
учащиеся не знают, можно с конкурса. Например, казахская народная
сказка «Мастер Али», изучаемая в пятом классом, конечно, требует
разъяснения слов: свирепый, вепрь, провинность, сафьяновый,
плетка, шелковый. Эту
работу мы провели в форме конкурса. Победителем в игре становится тот, кто сумеет
четче и интереснее объяснить значение этих слов. Кроме того, мы
предложили детям вспомнит: что такое устаревшие слова? Хотя в
учебниках есть карточка-информатор, объясняющие новые и незнакомые
слова из текстов. Но детям интереснее поучаствовать в
соревновательной игре. Эти слова помогают лучше понять смысл
текста. Поэтому такую словарную игру проводим с закрытыми
книгами.
Также, в дальнейшем на уроках при изучении других
тем мы проводили различные виды игр
Например игра: «Знатоки литературы».
Предлагаются следующие задания.
-
Назовите виды народных сказок? (волшебные, о
животных, бытовые)
-
Как обычно начинаются русские народные
сказки?
-
Что такое зачин?
-
Какова идея всех сказок?
-
Какие жанры устного народного творчества вы
знаете?
-
Назовите волшебные вещи, которые встречаются в
казахской
народной сказке «Ер-Тостик»?
-
Сколько было братьев у
Ер-Тостика?
В пятых классах дети испытывают удовольствие от
игры на уроке. Быть сосредоточенным и внимательным на уроке для
детей этого возраста сложно. Для них присуще активная деятельность,
дух соревновательности. И изменение формата урока, возможность
активно участвовать в происходящем, реализовать свои индивидуальные
качества, аналитические умения, смекалку, быстро реагировать по
ситуации, делает процесс обучения плодотворным и
радостным.
На протяжении всего обучения учитель языка
обладает необходимыми качествами для всестороннего восприятия
художественных произведений: наблюдательность, творческое
воображение, образная речь, эмоциональная память, ассоциативное
мышление и др. Задача состоит в том, чтобы сформировать
квалифицированного читателя. Такой читатель может воспринимать
художественное произведение как воплощение эстетического идеала,
понимать роль автора, творческого вымысла, сущность художественной
формы.
Мы выяснили, что именно в 5 и 6 классах учителя
чаще всего используют игру в учебной деятельности. Так как в этом
возрасте игровая деятельность им близка, для них игра является
целью, а цель игры вторична. К тому же в этом возрасте ученик
строго выполнят указания учителя. Учитель для них является
авторитетом и единственным источником знаний. А ведь цель
литературного образования научить детей рассуждать, думать, делать
выводы, творческий подходить к решению задач и т.д. И именно
игровая деятельность на уроках помогает ученикам оказаться в
знакомой ситуации, быть более свободными и раскрепощёнными, тем
самым активизируя их познавательную деятельность. К тому же просто
выполнение механических действий не дает больше результатов,
знания, полученные таким путем, не запоминаются. Нельзя забывать и
об эмоциональной стороне игровой деятельности, которая благоприятно
складывается в знакомой обстановке для детей. Но нельзя и забывать
о некоторых проблемах. Например, некоторые дети могут отказать
принимать участие в игривой деятельности на уроках. Поэтому
необходимо заранее подготовится и предложить дифференцированный
подход в обучении.
Заключение
Мы выяснили, что именно в 5 и 6 классах учителя
чаще всего используют игру в учебной деятельности. Так как в этом
возрасте игровая деятельность им близка, для них игра является
целью, а цель игры вторична. К тому же в этом возрасте ученик
строго выполнят указания учителя. Учитель для них является
авторитетом и единственным источником знаний. А ведь цель
литературного образования научить детей рассуждать, думать, делать
выводы, творческий подходить к решению задач и т.д. И именно
игровая деятельность на уроках помогает ученикам оказаться в
знакомой ситуации, быть более свободными и раскрепощёнными, тем
самым активизируя их познавательную деятельность. К тому же просто
выполнение механических действий не дает больше результатов,
знания, полученные таким путем, не запоминаются. Нельзя забывать и
об эмоциональной стороне игровой деятельности, которая благоприятно
складывается в знакомой обстановке для детей. Но нельзя и забывать
о некоторых проблемах. Например, некоторые дети могут отказать
принимать участие в игривой деятельности на уроках. Поэтому
необходимо заранее подготовится и предложить дифференцированный
подход в обучении.
И так, учителя словесники считают, что урок
литературы в игровой форме не должно стать самоцелью, игра должна
стать логическим способом освоения теоретических знаний. Поэтому
необходимо умело использовать урок в форме игры или отдельные
игровые моменты, игровые методы на уроках в дозированной форме. Так
как урок — это учебная деятельность. Игра должна стать одним из
способов освоение учеников новых знаний, умений и навыков работы с
текстом. Это один из важных способов, используемых учителями в
своей практике.
Список использованной
литературы
1.Зинина, Т. Ф. Инновационные подходы к
преподаванию русского языка / Т. Ф. Зинина. — Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С.
957-960.
2. М.Г. Качурин.
Организация исследовательской деятельности на уроках литературы.
М.: Просвещение, 1988.
3. Н.Е.
Смирнова, Н.Н. Ципенко. Игровые уроки. Русские и зарубежные
произведения. М.: НЦ ЭНАС, 2003.