Материалдар / Игровая деятельность в процессе литературного образования школьников
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Игровая деятельность в процессе литературного образования школьников

Материал туралы қысқаша түсінік
В статье рассматривается игровая деятельность в образовательном процессе, в частности применения игры на уроках литературы. Цель: изучить возможности игры на уроке литературы как методического средства, помогающего решать основные задачи обучения.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
30 Наурыз 2023
246
1 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады


Игровая деятельность в процессе литературного образования школьников


Даутова З.А., Шапулатова Р.Т.

(Высший медицинский колледж)


Аннотация

В статье рассматривается игровая деятельность в образовательном процессе, в частности применения игры на уроках литературы.


Цель: изучить возможности игры на уроке литературы как методического средства, помогающего решать основные задачи обучения.


Одной из самых сложных проблем современной школы является резкое снижение интереса учащихся к чтению. Последствиями являются снижение грамотности, языковая зависимость и неспособность эффективно общаться. Мы понимаем, почему это происходит: начиная с пятого класса занятые ученики получают лишь частично предоставленную им информацию и часто заменяют им телевизор и компьютер, необходимые для игры. Эта проблема беспокоит учителя, который всеми силами старается вызвать у учащихся интерес к урокам литературы. Как мы можем быть уверены, что наш предмет доставляет учащимся интеллектуальное удовольствие? Ответ очевиден: интерес. Как? Если игра является привычным и желательным для ребенка видом деятельности, необходимо совмещать игру и учебный процесс, использовать эту форму для обучения. Таким образом, мотивационный потенциал игры направлен на помощь школьникам в более эффективном освоении учебной программы. И роль мотивации в успешном обучении нельзя игнорировать.

Актуальность нашей работы определяется задачей совершенствования воспитания и обучения, что является одним из важнейших вопросов школы с русским языком обучения. Поэтому важно внедрять новые методы работы.

В последние годы поиск методологических приоритетов в области игрового обучения. В то же время остается еще много вопросов, которые нуждаются в углубленном изучении и разработке в соответствии с коммуникативно-познавательными потребностями учащихся, возникающими в процессе обучения русскому языку и литературе.

Перед учителями сегодня стоят еще более сложные задачи, подчеркивающие необходимость пересмотреть весь арсенал педагогических средств, чтобы воздействовать на умы, желания и эмоции учащихся и быстро знакомить их с богатым миром родного языка. Формы - аудирование, говорение, чтение, письмо, употребление языковых единиц.

Для выявления возможностей влияния игры на литературное развитие школьников в 5классах, наша группа составила план работы. Согласно составленному плану членами проектной группы была изучена методическая литература, статьи учителей российских и казахстанских школ подтверждающая эффективность применения различных игровых методов на разных этапах уроков. Разработала и согласовало вопросы для анкетирования. Следующим шагом было применение метода наблюдения и проведение методического эксперимента. Эксперимент состоял из нескольких этапов.

Диагностический этап

1.1. Беседа с учителями. Проведение интервью. Учителям были предложены следующие вопросы:

1. Как вы относитесь к применению элементов игры в учебной деятельности? Считаете ли ее эффективной?

2. Какие игровые методы вы используете на уроке?

3. Как часто вы применяете игровую деятельность в своей практике?

4. Есть ли трудности, связанные с применением элементов игры на уроках?

5. В чем преимущество игровой деятельности на уроках?

Целью интервью, был сбор необходимой информации. Необходимо было узнать, как учителя-словесники относятся к применению игровой деятельности на уроках.

1.2. Использование метода наблюдения для определения познавательной активности у школьников на уроках русского языка и литературы. Для этого составлены критерии и параметры проявления интереса к обучению. Результаты наблюдения мы заносили в таблицу.

Целью данного этапа является определение уровня познавательной активности школьников на уроках русского языка и литературы.

1. Он отличается увлеченностью учением.

2. Проявляет интерес к предмету.

3. Эмоциональная деятельность на уроке.

4. Задает вопросы, пытается ответить.

5. Проявляет интерес.

6. Самостоятельное выполнение заданий учителя.

7. Сила воли указывает на устойчивость сильных стремлений.


Начать чтение сочинения с новыми словами, которые учащиеся не знают, можно с конкурса. Например, казахская народная сказка «Мастер Али», изучаемая в пятом классом, конечно, требует разъяснения слов: свирепый, вепрь, провинность, сафьяновый, плетка, шелковый. Эту работу мы провели в форме конкурса. Победителем в игре становится тот, кто сумеет четче и интереснее объяснить значение этих слов. Кроме того, мы предложили детям вспомнит: что такое устаревшие слова? Хотя в учебниках есть карточка-информатор, объясняющие новые и незнакомые слова из текстов. Но детям интереснее поучаствовать в соревновательной игре. Эти слова помогают лучше понять смысл текста. Поэтому такую словарную игру проводим с закрытыми книгами.

Также, в дальнейшем на уроках при изучении других тем мы проводили различные виды игр

Например игра: «Знатоки литературы». Предлагаются следующие задания.

  1. Назовите виды народных сказок? (волшебные, о животных, бытовые)

  2. Как обычно начинаются русские народные сказки?

  3. Что такое зачин?

  4. Какова идея всех сказок?

  5. Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

  6. Назовите волшебные вещи, которые встречаются в казахской

народной сказке «Ер-Тостик»?

  1. Сколько было братьев у Ер-Тостика?


В пятых классах дети испытывают удовольствие от игры на уроке. Быть сосредоточенным и внимательным на уроке для детей этого возраста сложно. Для них присуще активная деятельность, дух соревновательности. И изменение формата урока, возможность активно участвовать в происходящем, реализовать свои индивидуальные качества, аналитические умения, смекалку, быстро реагировать по ситуации, делает процесс обучения плодотворным и радостным.

На протяжении всего обучения учитель языка обладает необходимыми качествами для всестороннего восприятия художественных произведений: наблюдательность, творческое воображение, образная речь, эмоциональная память, ассоциативное мышление и др. Задача состоит в том, чтобы сформировать квалифицированного читателя. Такой читатель может воспринимать художественное произведение как воплощение эстетического идеала, понимать роль автора, творческого вымысла, сущность художественной формы.

Мы выяснили, что именно в 5 и 6 классах учителя чаще всего используют игру в учебной деятельности. Так как в этом возрасте игровая деятельность им близка, для них игра является целью, а цель игры вторична. К тому же в этом возрасте ученик строго выполнят указания учителя. Учитель для них является авторитетом и единственным источником знаний. А ведь цель литературного образования научить детей рассуждать, думать, делать выводы, творческий подходить к решению задач и т.д. И именно игровая деятельность на уроках помогает ученикам оказаться в знакомой ситуации, быть более свободными и раскрепощёнными, тем самым активизируя их познавательную деятельность. К тому же просто выполнение механических действий не дает больше результатов, знания, полученные таким путем, не запоминаются. Нельзя забывать и об эмоциональной стороне игровой деятельности, которая благоприятно складывается в знакомой обстановке для детей. Но нельзя и забывать о некоторых проблемах. Например, некоторые дети могут отказать принимать участие в игривой деятельности на уроках. Поэтому необходимо заранее подготовится и предложить дифференцированный подход в обучении.


Заключение

Мы выяснили, что именно в 5 и 6 классах учителя чаще всего используют игру в учебной деятельности. Так как в этом возрасте игровая деятельность им близка, для них игра является целью, а цель игры вторична. К тому же в этом возрасте ученик строго выполнят указания учителя. Учитель для них является авторитетом и единственным источником знаний. А ведь цель литературного образования научить детей рассуждать, думать, делать выводы, творческий подходить к решению задач и т.д. И именно игровая деятельность на уроках помогает ученикам оказаться в знакомой ситуации, быть более свободными и раскрепощёнными, тем самым активизируя их познавательную деятельность. К тому же просто выполнение механических действий не дает больше результатов, знания, полученные таким путем, не запоминаются. Нельзя забывать и об эмоциональной стороне игровой деятельности, которая благоприятно складывается в знакомой обстановке для детей. Но нельзя и забывать о некоторых проблемах. Например, некоторые дети могут отказать принимать участие в игривой деятельности на уроках. Поэтому необходимо заранее подготовится и предложить дифференцированный подход в обучении.

И так, учителя словесники считают, что урок литературы в игровой форме не должно стать самоцелью, игра должна стать логическим способом освоения теоретических знаний. Поэтому необходимо умело использовать урок в форме игры или отдельные игровые моменты, игровые методы на уроках в дозированной форме. Так как урок — это учебная деятельность. Игра должна стать одним из способов освоение учеников новых знаний, умений и навыков работы с текстом. Это один из важных способов, используемых учителями в своей практике.


Список использованной литературы


1.Зинина, Т. Ф. Инновационные подходы к преподаванию русского языка / Т. Ф. Зинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 957-960.

2. М.Г. Качурин. Организация исследовательской деятельности на уроках литературы. М.: Просвещение, 1988.

3. Н.Е. Смирнова, Н.Н. Ципенко. Игровые уроки. Русские и зарубежные произведения. М.: НЦ ЭНАС, 2003.

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!