Игровые упражнения по восприятию
величины детьми с нарушениями зрения.
В данной статье
можно ознакомиться с основными вариантами игр для детей дошкольного
возраста с нарушениями зрения с учётом понятия величины
предметов.
Д/и «Спрячь в
ладошке»
Цель:
познакомить с понятием
величины.
Материалы:
предметы и игрушки разной величины (колечки, шарик, резиновые
игрушки, по количеству
детей.
Ход игры:
сначала раздайте детям маленькие шарики и предложите их спрятать в
ладошках. Затем таким же образом предложите спрятать предметы
разной величины, разложенные на разносе (каждый ребенок берет по
одному предмету) .
Подведите итог
игры: «Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие
нет».
Д/и «Накрой
платком»
Цель:
познакомить с величиной предметов, с понятиями большой,
маленький.
Материалы:
предметы и игрушки разных размеров;
платок.
Ход игры:
сначала в игре используются две игрушки и один платок. Подберите
две игрушки таким образом, чтобы маленький предмет помещался под
платком, а большой нет.
Предложите
детям поиграть в прятки – накрыть игрушки платком. Затем подведите
итог игры: та игрушка, которая не видна из – под платка маленькая,
а та, которая не поместилась под платком –
большая.
Для этой игры
можно придумать разные сюжеты: подготовить сюрприз на день
рождения, спрятать кукол от Бабы –
яги.
В следующий раз
используйте два платка разной величины. В конце игры подведите
итог: «Маленькую игрушку мы спрятали под маленьким платком, а
большую под большим платком. А можно спрятать большую игрушку под
маленьким платком? Попробуйте! Нет, не получается. А можно спрятать
маленькую игрушку под большим платком? Можно! Маленькие игрушки
прятать легче».
Д/и «Накрой
шляпой»
Цели: знакомить
с величиной посредством практических действий, с
понятиями.
Материалы:
шляпа, предметы и игрушки разной
величины.
Ход игры:
предложите ребенку по очереди спрятать под волшебную шляпу игрушки
разной величины. Отметьте. Что под шляпу помещаются только
маленькие игрушки.
Д/и «Покормим
кукол»
Цель: знакомить
с величиной в ходе практических действий с предметами, с понятиями
большой, маленький, средний по
величине.
Материалы:
миски одного цвета, большая маленькая ложка, большая и маленькая
куклы.
Ход игры:
возьмите две миски, резко отличающиеся по величине, и предложите
ребенку покормить большую и маленькую кукол. Подберите куклам
тарелки и ложки подходящие по величине: «Большая кукла ест из
большой тарелки большой ложкой. А маленькая кукла ест из маленькой
тарелки маленькой ложкой. Давайте покормим кукол. Теперь пошли
гулять».
Усложняя игру,
можно предложить ребенку три миски и три ложки разного размера и
разыграть сюжет сказки «Три медведя». Также в тарелки можно класть
еду разного размера.
Д/и «Большие и маленькие
кубики»
Цель: обучать
умению сравнивать предметы по величине методом зрительного
соотнесения; сортировать предметы двух резко отличающихся по
размеру; учить понимать и использовать в речи понятия: большой,
маленький, такой же, одинаковые по
величине.
Материалы:
разноцветные кубики, резко различающиеся по размеру, большое и
маленькое ведерки.
Ход игры: пред
началом занятия положите большие и маленькие кубики в
соответствующие по размеру
ведерки.
Покажите
малышам ведро с большими кубиками, предложите достать их и поиграть
с ними: «Какое большое ведро. А в ведре лежат большие кубики – вот
такие».
Затем покажите
маленькое ведро, пусть они достанут маленькие кубики и поиграют с
ними: «А вот маленькое ведро. В нем лежат маленькие кубики.
Сравните маленький кубик, с большим. Поставьте их
рядом».
Когда дети
поиграют с кубиками, предложите сложить их обратно в ведерки
соответствующей величины. Раздайте малышам по одному или по два
(большой и маленький) кубика и попросите положить их в нужное
ведро.
Подобную игру
можно организовать и с другими игрушками: большим и маленьким
грузовиком, большими и маленькими брусками, шариками и т.
п.
Д/и
«Пирамидки»
Цель: знакомить
детей с величиной в ходе практических действий с игрушками, учить
сравнивать предметы по величине способами
наложения.
Материалы:
различные пирамидки.
Ход
игры:
1-й вариант
«Красная пирамидка».
Подберите
одноцветные пирамидки с небольшим количеством колец (3 шт., чтобы
ребенок не отвлекался на цвет и обращал внимание на размер колец.
Предложите ребенку собрать одну пирамидку. Поясните, что пирамидка
должна получиться гладкой. Для этого надо каждый раз выбирать самое
большое колечко и надевать его на
стержень.
2-й вариант
«Разноцветная пирамидка».
Подберите
деревянные или пластмассовые пирамидки с разным количеством
разноцветных колец. Предложите детям сначала снять колечки со
стержня, затем собрать пирамидки, ориентируясь на признак
величины.
Можно
предложить детям собрать пирамидку без стержня, положив колечки
одно на другое. В этом случае хорошо видно, что если пирамидка
сложена не верно, то она получается неустойчивой и может
рассыпаться.
Д/и «Две
башни»
Цель:
закреплять знания о величине предметов; познакомить с понятиями
высокий, низкий, одинаковые по
высоте.
Материалы:
кубики, маленькие игрушки.
Ход игры:
построй те из кубиков две башни одинаковой высоты. Затем добавьте
или уберите детали так, чтобы башни стали разные – высокая и
низкая. Вместе с детьми сравните башни по высоте: «Вот две башни.
Чем они отличаются? Ничем, они одинаковые. А теперь чем они
отличаются? Эта башня высокая, а эта низкая. А теперь вы постройте
башни! »
Попросите детей
построить сначала одинаковые башни, а затем высокую и низкую башни.
Можно обыграть сюжет, посадив на верхушку башен маленькие
игрушки.
Д/и «Два
поезда»
Цель:
познакомить детей с такими свойствами величины, как длина; с
понятиями длинный, короткий, одинаковые по длине, учить
использовать знания о длине в ходе практических действий с
предметами; развивать глазомер, сравнивая предметы по длине на
расстоянии.
Материалы:
кубики, бруски; резиновые игрушки небольшого размера или
матрешки.
Ход игры:
вместе с детьми постройте из кубиков поезд и предложите поиграть:
подталкивая последний кубик, «покатайте» поезд по полу. Затем
постройте второй поезд и сравните его с первым (они одинаковые)
.
Покажите детям,
как изменить длину поездов, добавляя или убирая детали (вагоны).
Постройте поезда, резко различающиеся по длине. Затем постепенно
уменьшайте разницу между
поездами.
Обыгрывая
сюжет, можно посадить в «вагоны» (поставить на кубики) «пассажиров»
- небольшие по размеру устойчивые
игрушки.