Материалдар / Имя прилагательное

Имя прилагательное

Материал туралы қысқаша түсінік
поурочный план урока на тему Имя прилагательное
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
06 Қаңтар 2023
144
1 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Тема урока: Имя прилагательное. Группа:

Цель:

систематизировать знания учащихся об имени прилагательном как части речи

способствовать формированию правильного употребления в устной и письменной речи.

Задачи: 1) Образовательные:

-повторить изученные сведения об имени прилагательном (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция);

-отрабатывать умения оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм имени прилагательного. -продолжить работу по формированию навыков правильного употребления.

2) Воспитательные:

-содействовать воспитанию культуры общения через работу на уроке -развивать познавательные интересы и познавательную активность учащихся.

3) Развивающие:

-способствовать развитию устной монологической речи, внимания к собственной речи и речи окружающих, совершенствовать культуру речи учащихся



Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал с заданиями, карточки для работы, УМК Гольцова Н.Г.


Ход урока

І. Организационный момент.

 Долгожданный дан звонок. Начинается урок.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

У вас все готово? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

А удача нам сегодня очень нужна


2.Проверка домашнего задания.

Тип речи - повествование. Предложения связываются при помощи местоимения (я, вся, все).

Наречие (к вечеру)

Однокоренные слова – синонимы: блеснёт, засверкает, ясный, морозный, прояснеет.

Средства выразительности:

Эпитеты: мартовское(солнце), ясный, морозный, серые, жёлтые, грязно-зелёные,

Сравнения: все дома как будто засверкают; как будто вздрогнешь.

качественные

относительные

притяжательные

Нездоровый

Ясный

Морозный

Яркий

Серые

Жёлтый

Грязно-зелёные

Необыкновенное

Новый

Противоположный

Неприятнейший

Жёлчная

Злая.


Целый

Мартовское

Солнечный

Городской

Трактирный

Шиллеровских

Старухино

лизаветин



3. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний.

Я слово ищу необычное, звучное, Особое, сильное, самое лучшее, Короткое, длинное, красное, синее, Неброское, яркое, очень красивое, Оно уменьшительное и ласкательное, Его называют ещё… ( имя прилагательное)

- Как вы думаете, чему будет посвящен урок? Учитель: Для чего в речи нужны имена прилагательные?
Ученик: Имена прилагательные дают полную информацию о предметах, текст становится выразительным.



-Сегодня на уроке мы повторим всё, что изучили по теме “Имя прилагательное”.

-На ваш взгляд, чем мы с вами будем сегодня заниматься на уроке? Над чем будем работать? Попытайтесь сформулировать задачи нашего занятия.

Фронтальный опрос:

  • Что обозначает имя прилагательное и какими грамматическими категориями оно характеризуется?

  • Чем отличаются качественные прилагательные от относительных? Возможен ли переход прилагательных из одного разряда в другой? Приведите примеры.

  • У каких прилагательных есть краткая форма? Каковы ее особенности (морфологические признаки, синтаксическая роль)?

  • Как образуются формы сравнительной и превосходной степени имени прилагательного? Приведите примеры.

  • Какими непостоянными признаками обладает прилагательное? Как их определить?

4. Орфографическая разминка. Повторение орфограммы н-нн.

Образуйте имена прилагательные от существительных. Выделите суффиксы и объясните их написание.

Солома, семя, серебро, голубь, кожа, дерево, дрова, платье, соловей, клюква.

Проверка:

Солома-соломенный (от существительного при помощи суффикса –енн-солом-а+енн)-относительное, семя-семенной(от существительного при помощи суффикса –енн), относительное серебро-серебряный (от существительного с помощью суффикса ян)-относительное, голубь-голубиный , (от существительного при помощи суффикса –ин)-притяжательное кожа-кожаный , от существительного при помощи суффикса –ан)-относительное дерево-деревянный,( от существительного при помощи суффикса –янн)-исключение относительное дрова-дровяной,( от существительного с помощью суффикса ян)-относительное платье-платяной, ( от существительного с помощью суффикса ян)-относительное соловей-соловьиный, (от существительного при помощи суффикса –ин)-притяжательное клюква-клюквенный, (от существительного при помощи суффикса –енн),



5. Работа с текстом.Прочитайте текст и подумайте, как можно озаглавить.

Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный дождь, а потом горячее солнце как-то сразу стремительно ворвалось, вошло в силу, весна пот…ряла свою кротость и бледность, и все вокруг на глазах стало пр..ображаться не по дням, а по часам. Стали распахивать, пр…вращать в ч…рный бархат жнивья, зазеленели полевые межи, сочнее стала мурава, на дворе гуще и веселее засинело небо, быстро стал одеваться сад свежей мягкой даже на вид зеленью, запахли серые кисти с…рени и уже по…вилось множество ч…рных мета…ически блестящих синевой крупных мух на (темно_ зеленой глянц…витой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На яблонях, грушах еще видны были ветви, их едва тронула мелкая сероватая и особе(н; нн)о мягкая листва, но эти яблони и груши всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями, уже закудрявились млечным снегом и с каждым днем этот цвет становился все белее, все гуще и все благовоннее.( Приход весны.)

Прежде, чем вы приступите к работе, обратите внимание на текст.

- Есть ли в тексте абзацы? - нет

-Почему? -Автор хочет показать стремительность и неразделимость процесса наступления весны.

- К какому стилю относится данный текст? (К художественному.)

- Определите тип речи? (Соединение повествования и описания.)

- Какова идея текста?  (Стремительная радость весеннего обновления.)

Что значит выражение “обломный дождь”? Обломный дождь – внезапный, сильный, мощный, обламывающий ветви деревьев

Толкование слов “кротость” и “благовоние”. Подберите к ним синонимы и антонимы.

Кротость – незлобливость, покорность, смирение, антоним—буйство гордыня заносчивость

Благовоние- аромат, приятный запах.

Антонимы: неприятный запах, зловоние. смрад -Найдите в тексте фразеологизм. Какова его роль? Не по делам, а по часам – быстро, молниеносно, стремительно, мгновенно

-Какие художественно-изобразительные средства, используемые в тексте?---эпитеты- черный бархат

горячие пятна света темно-зеленая листва горячее солнце

Олицетворение - солнце вошло в силу, весна потеряла кротость и бледность, веселее засияло небо

- Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их, сгруппируйте 1. Безударные гласные, проверяемые ударением: потеряла (потеря) появилось (появится)

2.Непроверяемые гласные и согласные. Преображаться, сирени, металлически

3. о,ё после шипящих в корне и суффиксе: чёрный, глянцевитый.

4. н и нн в суффиксе: наречие-особенно

5. пре- и при-: превращать

6.Написание сложных прилагательных - темно-зеленой

-Проанализируйте первое предложение по структуре. Чем оно отличается от остальных?

Первое предложение по структуре простое, так как оно является, вступлением. Все остальные предложения сложные, но связаны они только сочинительной и бессоюзной связью. Здесь нет подчинительной связи, потому что автору важно показать стремительность, последовательность действий.

Использует ли автор в своём тексте повторы? – Назовите (потом прошла, потом вошло, мягкая зелень, мягкая листва).

-Для чего в тексте используются повторы? Усиливают процесс наступления весны.

- из какого произведения текст? Ив. Бунин повесть «Митина любовь»

Повесть Ивана Алексеевича Бунина «Митина любовь» — это рассказ о борьбе плотской любви, которая проявляется в ревности и ненависти, и любви духовной, которая выдает желаемое за действительное. При всей многогранности любви Митя не смог почувствовать ее прелести, выбрав для себя пути разрушения.

Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный дождь, а потом горячее солнце как-то сразу стремительно вошло в силу, весна потеряла(потеря) свою кротость и бледность, и все вокруг на глазах стало преображаться не по дням, а по часам. Стали распахивать, превращать в чёрный бархат жнивья, зазеленели полевые межи, сочнее стала мурава на дворе, гуще и веселее засинело небо, быстро стал одеваться сад свежей, мягкой даже на вид зеленью, запахли серые кисти сирени, и уже появилось множество чёрных, металлически блестящих синевой крупных мух на темно-зеленой глянцевитой листве и на горячих пятнах света , на дорожках. На яблонях, грушах еще видны были ветви, их едва тронула мелкая, сероватая и особенно мягкая листва, но эти яблони и груши, всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями, уже закудрявились млечным снегом и с каждым днем этот цвет становился все белее, все гуще и все благовоннее.( Приход весны.)

Стали распахивать, превращать в чёрный бархат жнивья, зазеленели полевые межи,

сочнее стала мурава на дворе, гуще и веселее засинело небо, быстро стал одеваться сад

свежей, мягкой даже на вид зеленью, запахли серые кисти сирени, и уже появилось

множество чёрных, металлически блестящих синевой крупных мух на темно-зеленой

глянцевитой листве и на горячих пятнах света, на дорожках.



Черный бархат

  1. Чёрный – имя прилагательное, так как обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? 2. Н.ф.- чёрный 3. Постоянные признаки:. а.) качественное ;. б) полная форма. 4. Непостоянные признаки: а.)ед.ч., б.) Им.п., м.р., 5.какой? чёрный (определение)



Полевые межи

1.полевые - имя прилагательное, так как обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какие? 2.Н.ф.- полевой 3. Постоянные признаки а.) относительное., б) полная форма. 4. Непостоянные признаки а.)мн.ч, б.) Им.п., 5.какие? Полевые (определение)

- выписать 4 прилагательных в сравнительной степени ( н-р, горячее, сочнее, веселее, белее)

Выписать 4 прилагательных и образовать превосходную степень ( н – р, чёрный-чернейший, свежий- свежайший, мелкий-мельчайший, мягкий- мягчайший.

6. Упражнение.

Осенних ( относительное), умильная (качеств.), таинственная (качеств.), зловещий- багряных- томный- лёгкий-(качеств.), туманная- относительное, тихая-порывистый-холодный-краткая-разумном-божественной (качественное).

Функция прилагательных в стихотворении-дать картину перехода природы из одного состояния в другое-из осени в зиму

В выражении «туманная и тихая лазурь» прилагательной туманный имеет значение неразличимый. Оно является качественным прилагательным


7.Выборочный диктант

Белокаменный, вагоноремонтный, блёкло-лиловый, голубовато-серый, головокружительный, берёзово-осиновый, золотисто-жёлтый, кареглазый, добродушный, тёмно-лиловый, черноглазый.







Проверочный тест. Тест

А 1. Выбери правильный ответ:

1) Сложные прилагательные могут быть написаны как раздельно, так и слитно.

2) Сложные прилагательные никогда не пишутся раздельно.

3) Сложные прилагательные могут быть написаны слитно, раздельно и через дефис.

А 2. Дефис не пишется в слове:

1) (полу) месяц;

2)(пол) аршина;

3) (северо) восточный;

А 3.Слово пишется через дефис:

1) (глубоко) уважаемый;

2) (плодово) ягодный;

3) (бледно) лицый.

А 4. Слова пишутся только слитно:

1) (бледно) розовый, (кино) фестиваль, (темный) темный;

2) (ближне) восточный, (полу)оборот, (вагоно) ремонтный;

3) (кисло) сладкий, (широко) экранный, (дальне) восточный.

А 5. Слова пишутся только через дефис:

1) (микро) район, (Санта) Круз, (пол) часа;

2) (юго) восточный, (лесо) руб, (пол)огурца;

3) (премьер) министр, (русско) английский, (хитрый) прехитрый.

В 1. Какое словосочетание в каждом ряду лишнее?

1) (Сельско)хозяйственный труд, (русско)удмуртский словарь, (железно)дорожный путь.

2) (Древне)русские города, город (Санкт)Петербург, на (северо)западе страны.

3) (Культурно)хозяйственный план, (дет)садовский дворик, (тысяче)летний юбилей.





Ответы:

А 1.(2) А 4.(2)

А 2. (1) А 5. (3)

А 3.(2) В 1. 1. Русско-удмуртский словарь

2. Древнерусские города

3. Культурно-хозяйственный план

13. Итог урока. 14. Д/З----- п.41. индивидуальные задания 15. Рефлексия

Рефлексия


1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Притча «Всё в твоих руках» Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

Всё в твоих руках.


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ