Информационные технологии в творческом
развитии младших школьников
Прилипко О.В.
учитель начальных классов КГУ СОШ №8 им.
В.Комарова
г.Арыс, Туркестанская область,
Казахстан
В совершенствовании мастерства учителя важную
роль играет развитие творческих задатков младших школьников, и
наиболее эффективной формой этой работы является использование
информационных технологий.
Вопрос формирования созидательных возможностей
личности ученика считается одним из самых перспективных в
педагогической науке. Её актуальность еще больше увеличивается в
связи с тем, что в новых условиях развития общества происходит
переоценка представлений о наиболее актуальных общественно
необходимых качествах личности, как самостоятельность,
инициативность, новаторство, которые способствуют прогрессу
общества в целом [1, 320].
Как утверждают психологи, фундамент общей
способности личности к творчеству закладывается еще в раннем
возрасте. Сами по себе творческие способности ребенка не
развиваются. Они нуждаются в мудром руководстве и создании
специальных стимулирующих условий. Решающая роль в развитии
творческого потенциала ребенка принадлежит учителю начальной школы,
что и позволяет предъявлять высокие требования к его методическому
мастерству в области владения технологиями обучения. Безусловно, в
интересах повышения качества профессиональной подготовки учителя в
указанном направлении предусмотрена организация курсов повышения
квалификации учителей по освоению технологии формирования
творческой активности школьников.
Ознакомление молодого учителя с творчески
ориентированными методиками общения учащихся следует рассматривать
в качестве самостоятельной задачи, имеющей свой вариант развития в
любом учебном курсе. Рассматриваемая методика творческого развития
младших школьников имеет свою яркую особенность: она основана на
интенсивном применении мультимедийных средств различного типа.
Решающая роль в развитии творческого потенциала ребенка принадлежит
учителю начальной школы, что и позволяет предъявлять высокие
требования к его технологическому мастерству в области владения
специализированными методиками обучения [2, 224].
Проектируя мультимедийный урок, учитель должен
продумать не только формы и способы подачи информации на экран, но
и обратную связь и представлять насколько эффективно будет
использование подаваемого материала. Специально разработанные курсы
по подготовке учителя начальной школы к использованию на уроках
творчески направленных методик позволяют погружать младших
школьников в деятельность по творческому освоению
искусствоведческого материала.
Рассмотрим пути достижения желаемого результата.
Прежде всего, это возможно при создании определенных педагогических
условий:
разработка многосторонне исследованной
характеристики целостного комплекса мультимедийных средств, каждый
элемент которого используется для решения функционально
поставленной задачи, привнося свой вклад в формирование
художественно-творческой активности учащихся начальных
классов;
обеспечение систематического использования в
различных видах эвристической деятельности младших школьников на
уроках и внеклассных художественных занятиях специально
разработанных творческих заданий с активным применением
аудиовизуальных средств;
- правильный выбор учителем форм сочетания
мультимедийных средств с методами обучения и оптимальной
дидактической структуры урока, определяемой логикой решения
художественно-творческой задачи с обязательным использованием
компьютерных технологий;
обеспечение поэтапной стратегии внедрения системы
художественно-творческих заданий с применением мультимедийных
средств по принципу последовательного усложнения их характера в
зависимости от стадии обучения и уровня развития творческой
активности младших школьников [3, 18].
Ставя перед собой цель развития
художественно-творческой активности младших школьников, учитель
должен решить целый комплекс конкретных задач: стимулировать у
детей ассоциативное мышление, развивать творческую фантазию,
воспитывать стремление к импровизационной деятельности и
продуктивному самовыражению.
Список литературы
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих
способностей: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б.
Богоявленская. – Издательский центр «академия», 2002. – 320
с.
2. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей
школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Г. Фокин. – М.: Издательский
центр «Академия», 2002. – 224 с.
3. Криво Т.М. Развитие творческого потенциала
будущих учителей средствами декоративно-прикладного искусства:
автореф. дис. канд. пед. наук / Т.М. Крив. – Томск, 2013. – 18
с.