Коррекционные игры.
Занятие 1.
Три слова.
Цели:
-
развитие вербального мышления, его скорости,
гибкости;
-
азвитие способности оперировать образами и
понятиями.
Берутся наугад три слова, не связанные между
собой по смыслу. Необходимо составить как можно больше предложений,
включающих предлагаемые слова Можно менять падежи, дополнять
предложение другими словами.
1 вариант: озеро, медведь,
карандаш.
2 вариант: улица, книга, фартук.
Игру можно усложнить, если предложения будут
составляться так, чтобы они образовали небольшой коллективный
рассказ
Занятие 2.
Поиск нового.
Цели:
-
развитие вербального интеллекта;
-
развитие способности к анализу, конкретизации,
установлению сходства.
Даются два случайно выбранных слова. Необходимо
назвать для них как можно больше общих признаков Стандартные ответы
заключаются в себе указание на внешние характеристики. Вещей.
Оригинальные ответы являются результатом анализа существующих
признаков.
1 вариант: тарелка, лодка.
2 вариант: солнце, рубашка.
Примеры нестандартных ответов по варианту 1:
лодка и тарелка имеют углубление; в лодку и тарелку можно налить
жидкость. Пример оригинальных ответов: лодка и тарелка – изделия
человеческих рук; лодка и тарелка могут держаться на поверхности
воды.
Занятие 3.
Поиск аналогов.
Цели:
-
развитие вербального мышления;
-
формировние способности давать определение
понятий, умение производить доказательство.
Называется какой-либо предмет. Необходимо найти
как можно больше предметов, сходных с ним по различным признакам.
Можно систематизировать признаки на основе общего применения:
материала, из которого изготовлены предметы: отнесения предметов к
одному классу и т. п.
1 вариант: вертолет.
2 вариант: кукла.
Пример по варианту 2: кукла – погремушка,
плюшевый мишка; кукла – чашка; кукла – телефон.
Для развития речи школьников полезно предложить
им описать названные предметы или придумать маленькие рассказы, в
которых эти предметы будут задействованы в главных
ролях.
Занятие 4.
Поиск противоположных
предметов.
Цели:
-
развитие вербального и абстрактно-логического
мышления;
-
развитие способности устанавливать различия,
оперировать мысленно образами и понятиями.
Предлагается слово, обозначающее предмет.
Необходимо назвать как можно больше предметов, противоположных
первому назначению: внешнему виду, существенным признакам,
материалу, из которого изготовлен предмет.
1 вариант: дом.
2 вариант: человек.
Например, по варианту 2 к слову
человек подбираются такие слова, как животное, камень и
указать по какому критерию.
Занятие 5.
Способы применения
предмета.
Цели:
Задается какой-нибудь предмет, необходимо назвать
как можно больше способов его применения. Причем, можно называть
способы, взятые из реальной жизни и способы
придуманные.
1 вариант: книга.
2 вариант: помидор.
Например, по варианту. 2 могут быть названы
способы из реальной жизни: помидор можно скушать, сделать из него
салат, добавить в борщ. Из фантастических способов: из огромного
помидора можно сделать жилище; засушить помидор и сделать шляпу.
Можно предложить игрокам описать ситуацию, возникающую при
реализации фантастического способа применения.
Занятие 6.
Ситуация.
Цели:
-
развитие вербального интеллекта;
-
развитие способности к вербальному анализу ,
умению осуществлять доказательство.
Задается определенная ситуация, участники игры
должны придумать причины ее возникновения, а также развить ситуацию
дальше, чтобы показать ее последствия.
1 вариант: вернувшись из магазина, ты обнаружил, что
дверь твоей квартиры распахнута...
2 вариант: когда Гена шел по темному лесу, вдруг
впереди он увидел яркий свет...
Например, по варианту 2 могут быть придуманы
следующие причины: на лесную поляну села летающая тарелка, впереди
в лесу был пожар, в лесу горел костер, впереди всходило солнце и
др.
Занятие 7.
Сокращение.
Цель: развитие вербального
интеллекта.
Зачитывается рассказ объемом 10-15 предложений.
Участники игры должны передать его содержание своими словами,
используя 2-3 фразы. Необходимо сохранить самое существенное. К
одному рассказу может быть придумано 3-5 сокращенных
вариантов.
Занятие 8.
Количественные
отношения.
Цель: развитие формального
интеллекта.
Детям предъявляется ряд однотипных логических
задач. Нужно сделать умозаключение и определить отношение двух
величин, например,
А больше Б в 9 раз ;
Б меньше В в 4 раза
определить, что больше –
А или В? Ясно, что А больше В ( это видно из того, что если А = 9,
то Б = 1, если Б = 1, то В = 4. Следовательно, А = 9 больше В =
4).
1. А больше В в 9 раз
Б меньше В в 4 раза
В А
|
2. А меньше Б в 3 раза
Б больше В в 4 раза
В А
|
Задание выполняется в течение 5
минут.
Занятие 9.
Изменение привычных временных
связей:
Цели:
-
развитие вербального и абстрактно-логического
мышления;
-
формирование способности производить синтез,
анализ, установление сходства и различий.
Данный вид упражнения направлен на развитие
гибкости мышления. Развить умение оперировать образами и
понятиями.
-
Прием отчленения одного из явлений от другого в
привычном для человека временном ряду (например, представить гром
без молнии и т. д. И описать, что это значит – выстрел).
-
Прием замены привычного временного порядка на
прямо противоположный (обратный, например, гром –
молния).
-
Прием редкого сокращения интервалов времени между
некоторыми событиями например, сократить период от рождения до
смерти до одного дня и сочинить сюжет этого дня, описать диалог
Аристотеля и Ньютона, человек настоящего и будущего).
-
Прием перемещения вдоль всей временной оси
существования некоторого предмета (например, телевизор – его роль в
настоящем, изменение в будущем, прототипы в прошлом).
Занятие 10. Изменение привычных пространственных
связей.
Цели:
-
Прием замены привычных пространственных связей на
необычные (например, автомобиль – на/под – дорога – надо
описать).
-
Прием совмещения различных объектов, обычно
разъединенных в пространстве (травинка – авторучка, ягода – картина
и пр.).
-
Прием разъединения обычно связанных в
пространстве фактов (рыба без воды, магазин без денег).
Занятие 11.
Изменение привычных связей
общности.
Цели:
-
развитие вербального и абстрактно-логического
мышления;
-
развитие способности к синтезу и анализу,
способность выявлять общее.
-
Прием логического вычитания из объектов
общностного признака (из объектов “земля” и “мяч” логически
вычитывается признак “круглость” – плоская земля и что на ней
происходит).
-
Прием усиления связей по общности (или действия)
между первоначально разнородными объектами. Требуется довести их до
взаимопревращения, найти пути сближения: “дождь” и “ракета” –
падают на землю. Разложить воду на кислород и водород – топливо для
ракеты.
-
Прием замены привычных отношений на прямо
противоположные (например: дым полезнее чистого
воздуха).
Занятие 12.
Изменение привычных связей преобразования
действий.
Цель: развитие вербального и абстрактно-логического
мышления.
-
Прием отчленения действий: лишение объекта
возможности производить привычные, преобразования (автомобиль,
который ничего не перевозит, груз, который ничего не весит, пища
которой не насытишься).
-
Прием получения некоторого результата без
привычного источника действий ( дом построен без строителей,
концерт без артистов)
-
Прием блокирования ожидаемого результата в
привычной структуре действия (машина перевозит человека, но он
остается на том же месте.)
-
Прием изменения привычного направления действия
(дым ядовит для человека, человек ядовит для дыма или холод
прячется от человека)
Занятие 13.
Изменение привычных временных
связей.
Цели:
-
развитие вербального и абстрактно-логического
мышления;
-
формирование способности производить синтез,
анализ, установление сходства и различий.
Данный вид упражнения направлен на развитие
гибкости мышления. Развить умение оперировать образами и
понятиями.
-
Прием отчленения одного из явлений от другого в
привычном для человека временном ряду (например, представить гром
без молнии и т. д. И описать, что это значит – выстрел).
-
Прием замены привычного временного порядка на
прямо противоположный ( обратный, например, гром –
молния).
-
Прием редкого сокращения интервалов времени между
некоторыми событиями (например, сократить период от рождения до
смерти до одного дня и сочинить сюжет этого дня, описать диалог
Аристотеля и Ньютона, человек настоящего и будущего).
Занятие 14.
Изменение привычных пространственных
связей.
Цели:
-
Прием замены привычных пространственных связей на
необычные (например, автомобиль – на/под – дорога – надо
описать).
-
Прием совмещения различных объектов, обычно
разъединенных в пространстве (травинка – авторучка, ягода
– картина и пр.).
-
Прием разъединения обычно связанных в
пространстве фактов (рыба без воды, магазин без денег).
Занятие 15.
Опечатка.
Цель: развитие критичности
мышления.
В тексте допущена опечатка – пропущено одно
слово. Из-за этого одно из предложений противоречит смыслу всего
текста. Найдите это предложение и исправьте
опечатку.