Инклюзивное образование на уроках английского
языка
Учитель английского языка Аханаева
А.К.
КГУ
Средняя школа № 26 г.Актобе
Almira-yerzh@mail.ru
Учащиеся с диагнозом ЗПР характеризуются
нарушением познавательной деятельности, связанным с дефицитностью
отдельных корковых функций. Такие дети имеют дефектную первооснову
для развития интеллекта и эмоционально-волевой сферы. Обучаемость у
них значительно снижена. На первое место должна быть поставлена
задача развития мышления, памяти, речи, активизация их
познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем
мире, чему английский язык способствует как никакой другой предмет.
Практическое владение языком становится не целью, а средством
решения этой задачи.
При
изучении английского языка дети с ЗПР испытывают определенные
трудности: замедленно происходит усвоение лексического материала,
синтаксических конструкций и их активное использование в устной
речи; затруднено восприятие грамматических категорий и их
применение на практике. Грамматически сложнопостроенную речь им не
освоить, так как степень обученности иностранному языку зависит от
общего уровня развития ребенка. Но они смогут говорить на другом
языке, на уровне своего развития.
Для
них характерно возникновение проблем при аудировании устной речи,
особенно связных текстов, диалогической речи, так как они
испытывают «трудности в звуковом анализе и фонематическом слухе».
Они нечетко воспринимают обращенную речь, не дифференцируют сходные
звуки. Дети с диагнозом ЗПР овладевают основными видами речевой
деятельности: чтением, говорением (устной речью), аудированием.
Письмо на всех этапах обучения используется только как средство
обучения.
В
основе обучения детей с ЗПР лежит обучение чтению, в
общеобразовательной же школе обучение базируется на устной основе.
Основная цель изучения иностранных языков в таких классах -
развивающая, «не знания, а развитие». На уроках иностранного языка
необходимо развивать у учащихся:
• память
• речь
• восприятие
• мышление
• кругозор
Сложные конструкции и клише учащимися не смогут
усвоить, так как у них очень низкий уровень развития родного языка.
Такую работу, возможно, проводить лишь с целью
ознакомления.
В
своей практике с такими детьми мне приходилось сталкиваться не раз.
В этом учебном году ребёнок с таким отклонением учит английский
язык во 2 классе. По натуре она девочка, послушная, в меру
общительная, не агрессивная. Иногда бывает вспыльчива, не усидчива.
Наблюдаются небольшие недостатки памяти, также наблюдается
отставание и своеобразие в мыслительной деятельности. Испытываемые
ей трудности усугубляются ослабленным состоянием НС. Быстро
утомляется, работоспособность падает, а иногда просто перестает
выполнять начатую деятельность. Особенности функционирования НС:
стабильна в проявлении настроения, возбуждение и торможение
уравновешены. Отмечается слабость развития отдельных психических
процессов. Концентрация и распределение внимания снижены, узок
объем. Преобладает зрительная память. Темп запоминания медленный,
воспроизведение неполное. При организующей помощи доступно
использование приемов логического запоминания. Охотно и достаточно
продуктивно использует помощь.
Специально для таких детей каждый год мы
разрабатываем адаптивную рабочую программу по предмету, в данном
случае по английскому языку. Это очень важно, ведь подобным детям
просто необходим индивидуальный подход. Программа для детей с ОВЗ
не предлагает сокращения тематических разделов. Но объем изучаемого
лексического, синтаксического и грамматического материала
значительно уменьшается. Это обусловлено малой практической
значимостью и сложностью, которую он представляет для детей с ОВЗ.
За счет освободившегося времени более детально отрабатывается
материал по чтению, развитию устной речи и доступной грамматики.
Виды упражнений должны соответствовать возможностям ученика. Здесь
особенно важно создать ситуацию успеха ученика, для этого нужно
придерживаться простого принципа: от простого к
сложному.
Обучение английскому языку детей с нарушениями
здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что
сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж
знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и
познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение
учиться.
Коррекционная работа осуществляется в рамках
целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим,
работа должна быть ориентирована на общее развитие, а не на
тренировку отдельных психических процессов или способностей
учащихся. Планируется не столько достижение отдельного результата
(например: выучить слова по теме), сколько создание условий для
развития ребенка. Изучение индивидуальных особенностей учащихся
позволяет планировать цели, задачи, сроки и основные направления
обучения языку, которые отвечают задаче максимально увеличить
самостоятельную деятельность учащихся, а также развить у них
интерес к английскому языку, культуре англоязычных стран,
стимулировать коммуникативно- речевую
активность.
Конечно же, не все учащиеся выйдут из школы
свободно владеющими английским языком, но иноязычная культура,
которой они овладевают в процессе общения, поможет им избежать
бездуховности.
Литература:
1.
Абрамова, И. В. Подготовка специалистов для инклюзивного
образования / И. В. Абрамова, Е. И. Пушкова // Гуманитарные науки и
образование.– 2011. – № 1 (5). – С. 30–33.
2.
Алехина, С. В. Инклюзивное образование / С. В. Алехина, Н. Я.
Семаго, А. К. Фадина. – М. : Центр «Школьная книга», 2010. – 272
с.
3.
Аверкин, А. В. Особенности инклюзивного обучения / А. В. Аверкин //
Сборник научных трудов к 100-летию Нижегородского государственного
педагогического университета. – Н. Новгород : Изд-во НГАСУ, 2010. –
С. 214–217.
4.
Шевченко, С.Г .Особенности запаса знаний и представлений об
окружающей действительности детей с ЗПР к моменту поступления в
школу / С.Г. Шевченко // Психодиагностика и коррекция детей с
нарушениями и отклонениями. :