Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Инклюзивное образование в Республике Казахстан
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Р. Айсағалиқызы
г.Актобе,
учитель русского языка и литературы, средняя школа №38
Инклюзивное образование в Республике Казахстан
Қазақстан Республикасында инклюзивті білім беру
Inclusive education in the Republic of Kazakhstan
Аннотация: Инклюзивное образование - это процесс вовлечения всех детей в образовательный процесс и социальную адаптацию независимо от пола, этнической, религиозной принадлежности, особенностей в развитии и экономического статуса.
Анықтама: Инклюзивті білім беру дегеніміз - барлық балаларды жыныстық, этникалық, діни, даму ерекшеліктері мен экономикалық жағдайына қарамастан, білім беру үдерісіне және әлеуметтік бейімделуге тарту.
The summary: Inclusive education is the process of involving all children in the educational process and social adaptation, regardless of gender, ethnicity, religion, developmental characteristics and economic status.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети, школа, детский сад.
Түйінді сөздер: инклюзивті білім беру, балалар, мектеп, балабақша.
Keywords: inclusive education, children, school, kindergarten.
Инклюзивное образование - это процесс вовлечения всех детей в образовательный процесс и социальную адаптацию независимо от пола, этнической, религиозной принадлежности, особенностей в развитии и экономического статуса.
Слово «инклюзия» входит не только в практику работы дошкольных, общеобразовательных, профессионально-технических, высших и внешкольных учебных заведений, но и в сознание широкой общественности – родителей, общественных организаций, государственных структур, представителей средств массовой информации.
Развитие инклюзивного образования не предполагает отказа от сложившейся системы специального образования. Речь идет о поиске путей развития новой школы таким образом, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью смогли реализовать свое право обучаться наравне со своими сверстниками, в условиях, которые учитывают их особые образовательные потребности. Ключевым принципом инклюзивного обучения является совместное обучение и воспитание всех детей в детском саду, школе, внешкольном учебном заведении.
Инклюзивное (включенное) образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения. Школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности и изыскивать пути их успешного обучения.
Проблема учителя, владеющего педагогическими технологиями на сегодняшний день самая важная проблема инклюзивного образования. Из этого вытекает очень много задач. Это связано с подготовкой кадров, передачей опыта и трансляцией знаний, и это тоже далеко не простой момент. Нужно понять, как простому учителю массовой общеобразовательной школы, который не получал знаний по специальной психологии и коррекционной педагогики, который раньше никогда не видел за партой ребенка с инвалидностью и не понимает, как устроено, допустим, восприятие незрячего или глухого ребенка - как ему учить этого ребенка в классе, где сидит еще 25 учеников? Когда начинаешь понимать эти противоречия, начинаешь приходить к мысли, что рождение инклюзии в системе общего образования - это не краткосрочная задача и деньги тут не главное. Главное, чтобы было очень серьезное отношение тех учителей, того педагогического сообщества и знающих свое дело руководителей, которые могут принять очень смелую позицию и заявить, что их детский сад или школа готовы назвать себя инклюзивной.
В нашем обществе еще существуют определенные сложности - это и стигма, дискриминация, которые, к сожалению, до сих пор подпитываются в некоторых случаях самими учителями или родителями детей без ограниченных возможностей. Это очень многосторонний процесс и в нем много сопротивлений. Поэтому нам нужно работать сообща с обществом, чтобы преодолеть стереотипы в отношении различных детей.
Инклюзивное образование в Казахстане. В соответствии с Концепцией развития инклюзивного образования в Республике Казахстан все дети с ограниченными возможностями должны получать специальную коррекционно-педагогическую, социальную, медицинскую и психологическую поддержку в соответствии с их особыми потребностями, установленными в психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Внутреннее психолого-медико-педагогическое сопровождение в рамках инклюзивного образования осуществляется специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума (специальный педагог, педагог-психолог, медицинский работник).
В частности, для обучения детей с нарушениями зрения необходима подготовка и наличие таких специалистов, как: тифлопедагогов, дефектологов, психологов, врачей и медсестер. При этом эксперты считают, что для инклюзивного обучения детей начальных классов с 1 по 4 класс необходимо, чтобы преподаватели имели базовое полное высшее образование по специальности дефектология, а учителя старших классов должны пройти специальные коррекционные курсы по изучению особенностей инклюзивного образования.
В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги, хотя во многих странах мира почти все школы инклюзивные.
Согласно Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы планируется к 2020 году увеличить до 70% долю школ, создавших условия для инклюзивного образования от их общего количества. В 2009 году неправительственными организациями республики была проведена Акция «Инклюзивному образованию – ДА!» для привлечения внимания к проблеме нарушения прав детей в доступе к общему образованию. В результате были выделены средства из местного бюджета, для продолжения пилотной программы по обучению детей с ограниченными возможностями в учебных заведениях г.Астаны и включению дополнительных экспериментальных школ в поддержку государственной программы «Дети Казахстана» на 2007-2011 гг. и «Закона об образовании» на 2005-2011 г.
C 2011 по настоящее время в регионах республики работает программа Круглых столов по теме «Инклюзивное образование: международная практика и пути реализации в Казахстане» для руководителей системы общего среднего образования при поддержке Фонда Сорос Казахстан. В текущий период реализуется интернет-проект на базе сайта www.inclusion.kz в рамках информационной поддержки заинтересованных сторон в развитии инклюзивного образования в Казахстане.
Международные организации отмечают, что в Казахстане, по сравнению с другими центрально азиатскими республиками, процесс внедрения инклюзивного образования идет очень активно,–говорит директор департамента среднего образования Министерства образования и науки Н. Аршабеков. Нужно делать все, чтобы дети с ограниченными возможностями чувствовали равенство. Кстати, один из опросов показал: более 68% казахстанцев считают, что эти ребята должны учиться в обычной среде, чтобы быстрее развиваться и включаться в общество.
Список литературы:
1. А.Д. Аскарова. Инклюзивное образование в Казахстане.
2. Дюсекенова Гульмира Габбасовна.
Инклюзивное образование в РК.
2013—2014 г.
3. Концептуальные подходы к развитию
инклюзивного образования в Республике Казахстан.
— Астана.
4. Петрова Т. А. «Развитие
инклюзивного образования в Казахстане».
2012 г.