Р.
Айсағалиқызы
г.Актобе,
учитель русского языка и
литературы, средняя школа
№38
Инклюзивное образование в Республике
Казахстан
Қазақстан Республикасында
инклюзивті білім беру
Inclusive education in the
Republic of Kazakhstan
Аннотация: Инклюзивное образование - это процесс вовлечения
всех детей в образовательный процесс и социальную адаптацию
независимо от пола, этнической, религиозной принадлежности,
особенностей в развитии и экономического статуса.
Анықтама: Инклюзивті білім беру
дегеніміз - барлық балаларды жыныстық, этникалық, діни, даму
ерекшеліктері мен экономикалық жағдайына қарамастан, білім беру
үдерісіне және әлеуметтік бейімделуге
тарту.
The
summary: Inclusive education is the
process of involving all children in the educational process and
social adaptation, regardless of gender, ethnicity, religion,
developmental characteristics and economic
status.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети, школа, детский
сад.
Түйінді
сөздер: инклюзивті білім беру,
балалар, мектеп, балабақша.
Keywords: inclusive education, children,
school, kindergarten.
Инклюзивное образование - это процесс вовлечения
всех детей в образовательный процесс и социальную адаптацию
независимо от пола, этнической, религиозной принадлежности,
особенностей в развитии и экономического
статуса.
Слово «инклюзия» входит не только в практику
работы дошкольных, общеобразовательных,
профессионально-технических, высших и внешкольных учебных
заведений, но и в сознание широкой общественности – родителей,
общественных организаций, государственных структур, представителей
средств массовой информации.
Развитие инклюзивного образования не предполагает
отказа от сложившейся системы специального образования. Речь идет о
поиске путей развития новой школы таким образом, чтобы дети с
ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью смогли
реализовать свое право обучаться наравне со своими сверстниками, в
условиях, которые учитывают их особые образовательные
потребности. Ключевым принципом инклюзивного обучения является
совместное обучение и воспитание всех детей в детском саду, школе,
внешкольном учебном заведении.
Инклюзивное (включенное) образование - термин,
используемый для описания процесса обучения детей с особыми
потребностями в общеобразовательных школах. В его основу положена
идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то
же время создает особые условия для детей, имеющих особые
образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети
могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны
уважения. Школы должны принимать всех детей, несмотря на их
физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые
или другие особенности и изыскивать пути их успешного
обучения.
Проблема учителя, владеющего педагогическими
технологиями на сегодняшний день самая важная проблема инклюзивного
образования. Из этого вытекает очень много задач. Это связано с
подготовкой кадров, передачей опыта и трансляцией знаний, и это
тоже далеко не простой момент. Нужно понять, как простому учителю
массовой общеобразовательной школы, который не получал знаний по
специальной психологии и коррекционной педагогики, который раньше
никогда не видел за партой ребенка с инвалидностью и не понимает,
как устроено, допустим, восприятие незрячего или глухого ребенка -
как ему учить этого ребенка в классе, где сидит еще 25 учеников?
Когда начинаешь понимать эти противоречия, начинаешь приходить к
мысли, что рождение инклюзии в системе общего образования - это не
краткосрочная задача и деньги тут не главное. Главное, чтобы было
очень серьезное отношение тех учителей, того педагогического
сообщества и знающих свое дело руководителей, которые могут принять
очень смелую позицию и заявить, что их детский сад или школа готовы
назвать себя инклюзивной.
В нашем обществе еще существуют определенные
сложности - это и стигма, дискриминация, которые, к сожалению, до
сих пор подпитываются в некоторых случаях самими учителями или
родителями детей без ограниченных возможностей. Это очень
многосторонний процесс и в нем много сопротивлений. Поэтому нам
нужно работать сообща с обществом, чтобы преодолеть стереотипы в
отношении различных детей.
Инклюзивное образование в
Казахстане. В соответствии с Концепцией развития
инклюзивного образования в Республике Казахстан все дети с
ограниченными возможностями должны получать специальную
коррекционно-педагогическую, социальную, медицинскую и
психологическую поддержку в соответствии с их особыми
потребностями, установленными в психолого-медико-педагогической
консультации (ПМПК). Внутреннее психолого-медико-педагогическое
сопровождение в рамках инклюзивного образования осуществляется
специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума
(специальный педагог, педагог-психолог, медицинский
работник).
В частности, для обучения детей с нарушениями
зрения необходима подготовка и наличие таких специалистов, как:
тифлопедагогов, дефектологов, психологов, врачей и медсестер. При
этом эксперты считают, что для инклюзивного обучения детей
начальных классов с 1 по 4 класс необходимо, чтобы преподаватели
имели базовое полное высшее образование по специальности
дефектология, а учителя старших классов должны пройти специальные
коррекционные курсы по изучению особенностей инклюзивного
образования.
В Казахстане инклюзивное образование делает
только первые шаги, хотя во многих странах мира почти все школы
инклюзивные.
Согласно Государственной программы развития
образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы планируется к
2020 году увеличить до 70% долю школ, создавших условия для
инклюзивного образования от их общего количества. В 2009 году
неправительственными организациями республики была проведена Акция
«Инклюзивному образованию – ДА!» для привлечения внимания к
проблеме нарушения прав детей в доступе к общему образованию. В
результате были выделены средства из местного бюджета, для
продолжения пилотной программы по обучению детей с ограниченными
возможностями в учебных заведениях г.Астаны и включению
дополнительных экспериментальных школ в поддержку государственной
программы «Дети Казахстана» на 2007-2011 гг. и «Закона об
образовании» на 2005-2011 г.
C 2011 по настоящее время в регионах республики
работает программа Круглых столов по теме «Инклюзивное образование:
международная практика и пути реализации в Казахстане» для
руководителей системы общего среднего образования при поддержке
Фонда Сорос Казахстан. В текущий период реализуется интернет-проект
на базе сайта www.inclusion.kz в рамках информационной поддержки
заинтересованных сторон в развитии инклюзивного образования в
Казахстане.
Международные организации отмечают, что в
Казахстане, по сравнению с другими центрально азиатскими
республиками, процесс внедрения инклюзивного образования идет очень
активно,–говорит директор департамента среднего образования
Министерства образования и науки Н. Аршабеков. Нужно делать все, чтобы дети с
ограниченными возможностями чувствовали равенство. Кстати, один из
опросов показал: более 68% казахстанцев считают, что эти ребята
должны учиться в обычной среде, чтобы быстрее развиваться и
включаться в общество.
Список
литературы:
1.
А.Д. Аскарова. Инклюзивное образование
в Казахстане.
2. Дюсекенова Гульмира Габбасовна.
Инклюзивное образование в РК.
2013—2014 г.
3. Концептуальные подходы к развитию
инклюзивного образования в Республике Казахстан.
— Астана.
4. Петрова Т. А. «Развитие
инклюзивного образования в Казахстане».
2012 г.