ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ОБРАЗОВАНИИ
А.Е.Амангалиева
Хромтауский
горно-технический высший колледж г.Хромтау
Современный этап развития
общества ставит перед системой образования целый ряд принципиально
новых проблем, обусловленных политическими,
социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами,
среди которых следует выделить необходимость повышения качества и
доступности образования. Увеличение академической мобильности,
интеграции в мировое научно-образовательное пространство, создание
оптимальных в экономическом плане образовательных систем, повышение
уровня образования.
Одним из эффективных путей
решения этих проблем является информатизация образования.
Совершенствование технических средств коммуникаций привело к
значительному прогрессу в информационном обмене. Появление новых
информационных технологий, связанных с развитием компьютерных
средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать
качественно новую информационно-образовательную среду как основу
для развития и совершенствования системы
образования.
Задачей технологии как
науки является выявление совокупности закономерностей с целью
определения и использования на практике наиболее эффективных,
последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат
времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения
какого-либо результата.
Инновации (англ. Innovation
- нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере
обучения, образования и науки. В принципе, любое
социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило
массового, т.е. серийного распространения, можно считать
инновациями.
Главной целью инновационных
технологий образования является подготовка человека к жизни в
постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в
ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека
и их реализацию. Образование должно развивать механизмы
инновационной деятельности, находить творческие способы решения
жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в
норму и форму существования человека.
Целью инновационной
деятельности является качественное изменение личности учащегося по
сравнению с традиционной системой. Это становится возможным
благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных
практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему
снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать
действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации,
формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за
счет максимального раскрытия их природных способностей, используя
новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной
деятельности. Инновационная деятельность в образовании как
социально значимой практике, направленной на нравственное
самосовершенствование человека, важна тем, что способна
обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в
обществе.
Учитывая переход к
глобальному информативному обществу и становлению знаний, об
адекватности образования социально-экономическим потребностям
настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его
модернизация будет основываться не только и не столько на
организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу –
в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных
исследований. Как социальный институт, воспроизводящий
интеллектуальный потенциал страны, образование должно обладать
способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества,
конкретной личности и потенциального
работодателя.
Использование
информационно-коммуникационных технологий дает возможность
значительно ускорить процесс поиска и передачи информации,
преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать
человеческий труд.
Доказано, что уровень
развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в
производственную деятельность определяет успех любой фирмы. Основой
информационно-коммуникационных технологий являются
информационно-телекоммуникационные системы, построенные на
компьютерных средствах и представляющие собой информационные
ресурсы и аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение,
обработку и передачу информации на
расстояние.
Современный колледж должен
стать передовой площадкой в части информационных технологий,
местом, где человек получает не только необходимые знания, но и
проникается духом современного информационного общества. Без
применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)
образовательное учреждение не может претендовать на инновационный
статус в образовании. Ведь инновационным считается образовательное
учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс
организационные, дидактические, технические и технологические
инновации и на этой основе добивающееся реального увеличения темпов
и объемов усвоения знаний и качества подготовки специалистов. Слово
«инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и
означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и
порождение целого ряда изменений в этой сфере. Инновация – это, с
одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой
– это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную
практику, а вовсе – не предмет.
Образование - это путь и
форма становления целостного человека. Сущность и цель нового
образования - это действительное развитие общих, родовых
способностей человека, освоение им универсальных способов
деятельности и мышления. Современное понятие «образование»
связывается с толкованием таких терминов как «обучение»,
«воспитание», «образование», «развитие». Однако, до того как слово
«образование» стало связываться с просвещением, оно имело более
широкое звучание. Создавать новое - это и есть
инновация.
Переход на интерактивные
методы обучения и технологии реального времени требует значительных
телекоммуникационных ресурсов, способных обеспечить необходимую
взаимосвязь участников образовательного процесса, поддержку
мультисервисных технологий, высокую производительность
телекоммуникационного оборудования и пропускную способность сетей
передачи данных.
Нововведения, или
инновации, характерны для любой профессиональной деятельности
человека и поэтому естественно становятся предметом изучения,
анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они
являются результатом научных поисков, передового педагогического
опыта отдельных преподавателей и целых коллективов. Этот процесс не
может быть стихийным, он нуждается в
управлении.
Понятие «инновация»
означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и
процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к
педагогическому процессу инновация означает
введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и
воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и
обучающегося.
В понимании сущности
инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы
педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения
передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений
психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет
инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны
лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой
процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно,
т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование
новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких,
которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает
важность управленческой деятельности по созданию, освоению и
использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о
том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика,
исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических
технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом
обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей
деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей,
методик. Необходимость в инновационной направленности
педагогической деятельности в современных условиях развития
общества, культуры и образования определяется рядом
обстоятельств.
Во-первых, происходящие
социально-экономические преобразования обусловили необходимость
коренного обновления системы образования, методологии и технологии
организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях
различного типа. Инновационная направленность деятельности
преподавателей и мастеров, включающая в себя создание, освоение и
использование педагогических новшеств, выступает средством
обновления образовательной политики.
Во-вторых, усиление
гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение
объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов
требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий
обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет
педагогического знания в образовательной
среде.
В-третьих, изменение
характера отношения преподавателей к самому факту освоения и
применения педагогических новшеств. В условиях жесткой
регламентации содержания учебно-воспитательного процесса
преподаватель был ограничен не только в самостоятельном выборе
новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и
способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная
деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных
сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный,
исследовательский характер.
В-четвертых, вхождение
образовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание
новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных,
создают реальную ситуацию их
конкурентоспособности.
Таким образом, образование
по своей сути уже является инновацией. Применяя
данные технологии в инновационном обучении, педагог делает
процесс более полным, интересным, насыщенным. При
пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция
просто необходима для формирования целостного мировоззрения и
мировосприятия инновациям относятся внедрение ИКТ в
учебно-воспитательный процесс, программное обеспечение поставляемые
в колледже интерактивные электронные доски, проекты
модернизации.
Литература:
1. Алексеева, Л. Н.
Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева//
Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.
2. Бычков, А. В.
Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005. -
№ 6. - с. 83.
3. Дебердеева, Т. Х. Новые
ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х.
Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с.
79.
4. Кваша В.П. управление
инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук.
М.,1994. – 345с.
5. Клименко Т.К.
Инновационное образование как фактор становления будущего учителя.
Автореф. Дис. Хабаровск, 2000. – 289с.
6.Сластенин В.А., Подымова
Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство
Магистр»,1997. – 456с.
7. Сластенин В.А. и др.
Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под
ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -
576с.