«Интеграция воспитания и обучения через
реализацию программы Рухани Жаңгыру»
«Біз үшін патриот болу
дегеніміз –
яғни Қазақстанды жүректе
сақтап өмір сүру»
Н.Назарбаев
Гражданско – патриотическое воспитание
подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач
школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для
привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско –
патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у
учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите,
формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в
обществе. Это неустанная работа по воспитанию
у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к
его великим вершинам и достойным страницам прошлого. Это
необходимость также научить школьников критически оценивать
негативные моменты отечественной истории, не впадая в критиканство
и всеобщее очернительство. Неоценима в этом ключе роль
образования. Гуманистическое воспитание,
пропагандируемое в нынешнем обществе, одной из своих задач ставит
возрождение традиций русской ментальности, чувства
патриотизма.
Происходящая в дифференциация школьного
образования по профилям заставляет по – новому взглянуть на
содержание наработок последних лет в области гражданско –
патриотического воспитания. Оно стало направлением образовательной
политики Это система знаний интегрированного и обобщающего
характера, акцентирующая внимание не только на формирование
духовности личности, но и на выработке стратегии поведения
современного человека. В связи с этим гражданско – париотическое
воспитание является составной частью процесса и как межпредметная
форма деятельности в рамках образовательного пространства, и как
форма организации школьной жизни, которая способствует
демократическому поведению всех участников образовательного
процесса.
В
национальной доктрине образования и в Концепции модернизации
российского образования на период до 2010 года в качестве
приоритетного направления деятельности современной школы
названо гражданское образование и воспитание.
В
государственной программе «Патриотическое воспитание граждан
поставлена задача формирования патриотических чувств и сознания
граждан на основе исторических ценностей и сохранения развития
чувства гордости за свою страну, воспитание личности
гражданина - патриота Родины.
В
нашей школе накоплен определенный положительный опыт по
гражданско – патриотическому воспитанию
обучающихся.
Основные задачи
школы по гражданско-патриотическому
воспитанию
Познакомить учащихся с обычаями, традициями
казахского народа и народов Казахстана;
Сформировать у детей интерес к изучению истории
страны, села, школы, своей семьи;
Воспитывать уважительное отношение к
государственным символам Казахстана;
Укреплять единство и дружбу народов
Казахстана;
Воспитывать личность гражданина-патриота Родины,
способного встать на защиту государственных
интересов.
Традиционными стали классные и общешкольные
мероприятия, посвященные Дню языков народа Казахстана, Дню
народного единства (открытые классные часы и уроки, выставки
рисунков, выпуск тематических стенгазет). В этом учебном году в
нашей школе прошел Фестиваль народов Казахстана. Каждый класс
представлял отдельную народность Казахстана (русские, немцы,
украинцы, татары, белорусы). Ребята с большим интересом готовили
национальные костюмы и блюда своего народа, подбирали материал для
стенгазеты.
Формирование гражданско-правовых аспектов
воспитания начинается еще в начальной школе. Программы выстроены в
соответствии с возрастными особенностями школьников. Изучение
«Окружающего мира» помогает воспитывать не только любознательность,
но и понимание себя как частицы великого
государства.
Фундаментальной основой гражданско-правового
развития и воспитания являются гуманитарные курсы. Программы по
предметам истории, обществознания, литературы, ОБЖ, географии
включают знания о политической и правовой жизни, о правах и
обязанностях человека и гражданина, об истории и традициях нашей
Родины.
Гражданско – патриотическое воспитание немыслимо
без поддержания и укрепления школьных традиций. За последние
годы определился круг мероприятий, который стал «визитной
карточкой» школы: «День пожилого человека», акция «Неделя
добра»
Члены детской организации « Атамекен» активно
занимаются тимуровской работой, оказывая помощь престарелым и
одиноким жителям села.
Эти
мероприятия направлены на формирование активной жизненной
позиции, проявление чувства благородства и сострадания,
заботы о людях пожилого возраста.
Сохраняя традиции и преемственность поколений,
развивая чувство гражданственности и любви к своей малой Родине, в
школе уделяется особое внимание военно – патриотическому
воспитанию, воспитанию в духе боевых традиций старшего поколения,
уважения к подвигам героев, чувства любви к Родине, гордости за
своё Отечество, подготовка молодых людей к защите Родины и службе в
вооружённых силах.
В
целом в школе соседствуют традиционные формы военно –
патриотического воспитания и инновации.
Майский военно – патриотический месячник, который
в нашей школе проводится ежегодно .
В ходе проведения месячника военно –
патриотического воспитания учащиеся с 1 по 11 классы принимают
активное участие в различных мероприятиях: конкурсах, посвященных
Дню Защитников Отечества, операций «Поздравляем!», «Как живёшь,
ветеран», благотворительной военно-спортивная эстафета, Смотр строя
и песни , тематические классные часы, встречи с тружениками тыла,
подготовка праздничного концерта
2015 год был особенным для всех. Это год 70-летия
дня Победы.
В
канун 9 мая в школе прошёл Единый день, посвящённый 75 – летию, в
ходе которого учащиеся побывали на уроках мужества, приняли участие
в концертной программе, смотрели фильмы о войне. Учащиеся
Рублевской школы принимали активное участие в районных конкурсах,
посвященных этой дате (Выставка прикладного творчества, конкурс
сочинений и др.)
Обязательным для наших ребят стало шефство над
памятником павшим воинам- землякам и оказание помощи сельской
администрации в наведении и поддержке порядка на территории
сельского поселения. Это помогает воспитывать трудолюбие,
формировать позиции хозяина родного села.
Мероприятия спортивно-патриотического направления
способствуют развитию силы, ловкости, выносливости, воспитанию воли
к достижению победы, самоутверждения, состязательности,
необходимости ведения здорового образа жизни, готовности к защите
Родины. В нашей школе ежегодно проводятся спортивные соревнования
по волейболу, пионерболу, мини-футболу, настольному теннису, легкой
атлетике.
Эффективным методом реализации целей
патриотического воспитания является проведение школьных праздников.
Подобные мероприятия мобилизуют творческие способности педагога,
учащихся и их родителей, позволяют им углубиться в историю и понять
глубинную суть известных праздников, уходящих своими корнями в
глубокую древность, приобщиться к национальной
культуре.
В рамках поисково-краеведческое направления в школе
создан музей боевой и трудовой славы.
Музеи становятся центрами воспитательной работы,
местом получения дополнительных знаний по истории, культуре,
обычаям и традициям родного края.
Будем надеяться, что светлые и славные традиции
школы еще долгие годы будут способствовать укреплению
гражданско-патриотических качеств учащихся и являться предметом
гордости и уважения как учителей, так и учеников.
Главное, чтобы в сердце каждого поселилось
чувство ответственности, гордости за свое Отечество, единственную,
уникальную для каждого человека Родину, данную ему судьбой,
завещанную ему предками.