ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ
ТЕХНОЛОГИИ
В КОМПОЗИЦИОННОМ РЕШЕНИИ КОСТЮМА С
НАЦИОНАЛЬНЫМИ МОТИВАМИ
Ш.З. Кошкарова
(Кызылорда)
Аннотация
В статье раскрыта компьютерная
технология композиционного решения национального костюма, имеющая
огромное значение для развития самостоятельного творческого
мышления учащихся и обогащения их эстетического
кругозора.
Современной школе все больше становится
необходимым такое комплексное средство обучения, как компьютер.
Овладение им и использование его в учебном процессе – это задача
каждого учителя технологии.
Для того, чтобы учитель
технологии смог располагать большими возможностями формирования у
учащихся эстетической культуры, воспитания их на национальных
традициях, время требует привития навыков использования
компьютерной техники в композиционном решении национального
костюма.
Для этого, прежде всего, необходимо знание
методики проектирования одежды на основе традиционного казахского
костюма.
Методика проектирования одежды на примере основы
традиционного казахского костюма заключается в разработке общей
структуры процесса проектирования моделей в режиме
многоступенчатого автоматизированного проектирования, выполняемых
проектировщиком и вычислительной машиной в интерактивном режиме их
взаимодействия.
Фотография, эскиз или изготовленный образец даёт
представление о внешнем виде изделия. При автоматизированном
проектировании создание плоскостного или объёмного внешнего
вида графического дизайна модели производится
непосредственно на экране дисплея, которое можно подразделить на
следующие этапы:
1
этап - создание
графической базы типовой фигуры человека.
Это первый
и ответственный этап, от которого зависит в итоге внешний вид и
восприятие модели.
Используя
простейшие элементы (прямоугольники, многоугольники, эллипсы),
цветовую палитру для линий и контуров, строят каркас
фигуры.
2 этап - создание графических баз деталей
изделия.
Второй
этап предполагает разработку эскизов деталей современной одежды на
основе традиционного казахского костюма для типовой
фигуры.
3 этап -
заливка фактурой и придание объемности моделям современной одежды
на основе традиционного казахского
костюма.
Следующим
этапом в эскизном проектировании моделей одежды является заполнение
деталей определенным цветом или фактурой.
Графические редакторы представляют широкие
возможности заполнения объектов и его контура одинаковыми или
разными цветами, переход одного цвета в другой в заданном
направлении. Многие из редакторов позволяют включать в библиотеку
фактур свои фактуры материалов, введенные со сканера или
видеокамеры. Представляют значительный интерес специальные средства
для создания бликов, теней, прозрачности объекта. Задача
специалиста состоит в применении всех вышеперечисленных эффектов,
передаче характерных особенностей формы модели, используя традиции
и каноны казахского костюма.
4 этап - создание каталогов моделей современной
одежды на основе традиционного казахского
костюма.
Это
заключительный этап создания компьютерного графического эскиза и по
мере пополнения баз типовой фигуры человека и деталей становится
основным при разработке новых моделей одежды на основе
традиционного казахского костюма. Процесс эскизного проектирования
на этом этапе сводится к комбинированию элементов базовых деталей
на выбранной фигуре человека, тем самым, используя возможность
создания многослойных рисунков, и сочетания различных
конструктивно-декоративных деталей, за короткий промежуток времени
разрабатывается модель и оформляется направляющая коллекция [1,
c.109-110].
Приобретение навыков компьютерной
технологии в композиционном решении национального костюма имеет
огромное значение для развития самостоятельного творческого
мышления учащихся, для обогащения их эстетического
кругозора.
Для того, чтобы заинтересовать
старшеклассников занятиями технологии, нужно включить в учебный
материал по технологии компьютерную технологию
разработки графических эскизов моделей
современной одежды на основе традиционного народного
костюма.
Использование компьютера дает возможность
организации полноценной индивидуальной работы учащихся на
качественно новом уровне. Работая с компьютером, учащийся учится
самостоятельному принятию решений при подборе орнамента, его
цветосочетания, его место расположения на изделии, проявляя при
этом творческие способности. Возможность использования компьютера в
процессе обучения зависит от наличия программных средств учебного
назначения.
Таким образом, использование программных средств
в композиционном решении костюма с национальными мотивами ведет к
формированию у учащихся художественного и эстетического вкусов,
выявляет способности их творческого и логического мышления, а также
учит их самостоятельному принятию ответственных
решений.
Библиографический список
1.Кошкарова Ш.З. Эстетическое воспитание старшеклассников
средствами композиции национального костюма: Учебно-методическое
пособие. – Кызылорда: Изд-во ТОО «CAD сервис», 2006. – 112
с.