Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Исследовательский проект :" Наследие Абая - назидание поколению".
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Жамбылская область Мойынкумский район
КГУ « Средняя школа Шыганак »
Исследовательский проект:
Тема: «Наследие Абая – назидание поколению».
« Абай Кунанбаев оставил неизгладимый след в истории нашей страны как учёный, мыслитель, поэт, просветитель, основатель новой национальной литературы, переводчик и композитор »
К.К.ТОКАЕВ
Автор : Нұрлан Карина
Научный руководитель : Мырзабекова Темиркуль Сагадибековна
Содержание.
Аннотация...........................................................................3
Введение
1. Об Абае.............................................................................5
2. Чему учит нас многогранное наследие Абая........... 7- 9
3. Наследие Абая................................................................ 9
4. Назидание Абая будущему поколению.………….......... 11-12
5.Практическая работа…………………………………………13
6.Заключение……………………………………………………
7.Использованная литература...........................................13-14
Аннотация
Тема исследовательской работы " Наследие Абая - назидание поколению". Суть проекта и цель написания: изучение и знакомство с наследием выдающегося человека, доказать, что наследие Абая актуально на все времена и указывает молодежи на верный путь в будущем. В данной работе приводятся аргументы бесценного вклада Абая в культуру страны и казахского народа и назидания будущему поколению.
Annotation
Research topic Abay s legacy is a warning to the generation. The essence of the project and the purpose of writing is to stydie and get acquainted with the heritage of an outstanding person to prove that Abay s heritage is relevant for all time. And points youth to the right path in future ones.
Андатпа
Зерттеу жұмысының тақырыбы Абайды ұрпақты тәрбиелеу мұрасы жобаның мәні және жазудың мақсаты Абай мұрасының барлык уақытта өзекті екендігін және болашақта жастарға дұрыс жолды көрсететін көрнекті тұлғаның мұрасын зерттеу және таныстыру . Бұл еңбек Абайдың ел мен қазақ халқының мәдениетіне қосқан баға жетпес үлесі туралы дәлелдер келтіреді.Болашақ ұрпақ үшін білім беру.
I. Введение
Когда мой учитель посоветовала мне прочесть книгу «Слова назидания» Абая Кунанбаева , я равнодушно отнеслась к этой идее. На выходные я открыла книгу и на одном дыхании прочла ее. Не знала , что притчи , опубликованные 118 лет назад , могут так меня тронуть. Слова написаны просто и доступно и интересно. Мне очень понравилось 10 слово
« Недостаточно обладать разумом – только слушая и запоминая наставления знающих , избегая пороков , можно стать полноценным человеком ». Я решила дать название своему проекту «Наследие Абая - назидание поколению». Могу с уверенностью сказать , что это послание нам , молодым, будет служить мудрым советом.
Тип проекта: исследовательский.
Цель работы: изучение и знакомство с наследием выдающегося человека
Изучение влияния слов назидания на поколения.
Задачи:
- изучить и ознакомиться с наследием Абая;
- исследовать отношение слов назидания к будущему поколению, через изучение поэтического творчества;
- доказать, что наследие Абая актуально на все времена.
Методы и приемы работы:
- сбор информации из разных источников;
- чтение литературы;
обсуждение, анализ, воспроизведение полученной информации; собственные наблюдения.
Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования во всех конкурсах и олимпиадах.
1. Об Абае
Абай Кунанбаев - великий поэт казахского народа, философ –гуманист, композитор, ювелирный мастер художественного слова. Он родился 10 августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак. Изначально поэту дали имя Ибрагим. Говорят, что наречению поэта таким именем предшествовал вещий сон его отца – Кунанбая. Во сне тот увидел великого представителя племени тобыкты – мыслителя и философа Аннет баба, который произнес имя святого сына Ибрахимом.
Бабушка Зере звала любимого внука Абаем, что означало «осмотрительный, осторожный, миленький». С тех пор и окружающие стали так же обращаться к мальчику, а настоящим именем, по сути, его никто не называл.
Абай происходит из знатного и богатого рода биев и аристократов. Прадед Абая Ыргызбай был батыром и бием рода тобыкты. Слово «батыр» предполагает не только личное мужество, отвагу и силу человека, но и участие в боевых сражениях. Ыргызбай был племянником знаменитого Жанибека батыра из племени керей, который за свои заслуги и ратные подвиги при сражениях с джунгарскими войсками получил благословение самого Абылай хана. Ыргызбай родился примерно в 1750 годах. Его сын Оскембай – дед Абая. Оскембай был бием. Когда состарился, глава рода – знаменитый Кенгирбай би воспитывал и обучал Оскембая науке управления. Дед Абая Оскембай жил в 1778-1850 годах. От него в 1804 году родился Кунанбай кажы – отец Абая.
2. Чему учит нас многогранное наследие Абая
Всегда, когда возникает общественная потребность осмыслить время, в особенности время переломное, оно выдвигает людей, для которых это становится внутренней потребностью. К числу таких людей можно отнести выдающегося казахского поэта и демократа, просветителя 19 века Абая Кунанбаева, мировоззрение которого формировалось в период распада патриархально- феодальных отношений и зарождения отношений капиталистических, когда на жизнь казахской степи стало усиливаться.
Чем дальше вглубь истории уходила эпоха Абая, тем острее осознавалась необходимость изучения его многогранного наследия. Первыми за эту работу взялись литературоведы, значительно позднее педагоги.
Поэт восстал против отсталости и рутины в общественной жизни, всей душой радостно приветствовал то новое, чему сам был свидетелем. Он призывал молодежь к учению, к овладению русской наукой, различными новыми ремеслами, советовал трудиться честно, на благо общества.
Особое значение в воспитании молодежи Абай придавал семейному воспитанию. Первые и самые главные воспитатели, учителя, по мысли Абая, — это родители.
Абай свято верил, что время, полное невежества и темноты, уйдет, и его сменит светлый мир, который будет построен молодыми.
Постижение педагогических взглядов Абая невозможно без изучения национальных истоков его творчества, без понимания того, что Абай впитал в себя все прогрессивное, что было в жизни самого казахского народа, в его народной педагогике, народной мудрости. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в философских и педагогических воззрениях Абая национальное и интернациональное не противопоставляются, а выступают в единстве как взаимосвязанные и взаимодополняющие идеи. То же самое можно сказать об освещении им вопросов взаимоотношения между культурами казахского и других народов.
3. Наследие Абая
Абай нашел своё призвание в том, чтобы познакомить свой народ с достижениями западной культуры. Он выступал как переводчик и популяризатор западной литературы. Среди его переводов: стихи Лермонтова, басни Крылова, поэма Пушкина «Евгений Онегин», стихи Гёте и Байрона. Абай выступил как реформатор системы стихосложения, создав новые стихотворные размеры. Также он придумывал и новые формы: шести- и восьмистишия. Поэт был неравнодушен к проблемам современного ему казахского общества. Его глубоко задевали социальное зло и невежество. Абай написал около 170 стихотворений, несколько поэм. Главные произведения : Масгут , Времена года, Көзімнің қарасы, Ескендир , Очи черные, Густой туман, Қара сөз.
Самым знаменитым его произведением стала прозаическая поэма «Қара сөз», что в дословном переводе «Простое (буквально — чёрное) слово»). Поэма делится на 45 частей, представляющих собой назидания, притчи. В этих притчах Абай затрагивает проблемы истории, педагогики, морали и права.
4.Назидание Абая будущему поколению
Для кого и с какой целью написаны Абаем назидания, эти сорок пять “Слов”, содержащие раздумья поэта о волнующих жизненных проблемах, так и беседы-рассуждения, “адресованные к слушателю собеседнику в форме устного обращения к нему с глазу на глаз.
-
Особо тематическая группа прозаических “Слов” состоит из рассуждений и наставлений Абая об образовании, знании и воспитании. Пожалуй, это самый волнующий вопрос моего проекта.
Абай говорит в словах назидания умные мысли , к которым должно прислушаться будущее поколение.
Мне понравились слова Абая с 31 - по 38 слово, там Абай призывает молодежь прислушаться к нему.
-
31- «Надо принимать умные слова сердцем, - пишет Абай, — всей душой так, словно бы утоляешь ими жажду»
-
«Надо держаться подальше от вещей, которые изнашивают человеческий ум и заставляют его терять ценные свойства». В-третьих, для Абая важным этапом на пути к овладению знаниями является первоначальное обучение. Это та незаметная тропинка, которая ведет к столбовой дороге науки. Основными из них поэт считает: стремление, увлеченность, интерес. «Стремление к истине, — пишет он, — и постижение ее рождаются высоким сознанием; сознание же человека определяется его человечностью, умом и интересом к науке. Появлению этих качеств, прежде всего, способствует непорочность чувств и крепость тела, которые даются человеку от рождения, а развитие их зависит только от честных друзей, от мудрых наставников»
Следующие слова как мне кажется тоже относятся к поучению молодого поколения:
Эти слова с 32 слова назидания.
Абай искренне хотел совершенствования и развития своего народа. И Абай всей душой желал, чтобы казахи учились , осваивая новые знания. Его слова « Не хвастайся пока не овладеешь наукой» или
«Не думай о выгоде, думай о чести , стремись к знаниям»
Такое понимание чрезвычайно актуально сегодня. И наша задача - не только не отставать от прогресса, но и выйти на передовые позиции.
1 СЛОВА
-
“Прожита жизнь - спорил я, боролся, судился, имея одни хлопоты, и в них обессилел, устал и убедился в бесцельности всего сделанного”. И вот оказалось, что все, что было, - было только унижением человека, и поэт вопрошает себя: может быть, “править мне народом”, “умножать ли мне знания”, “заняться исполнением обрядов религии”, “заняться воспитанием детей”? И находит все это уже невозможным и нереальным для себя. “Наконец решил, - пишет он, - буду развлекаться бумагой и чернилами, буду писать подряд все, что вздумается”
-
41 СЛОВА
-
“Сорок первом слове”, - надо, чтобы население дало средства на эти школы, надо, чтобы учились все, даже девушки. И вот тогда, когда молодежь вырастет, а состарившиеся отцы перестанут вмешиваться в дела и разговоры молодежи, может быть, тогда казахи исправятся”
Поэт в 25 слове своей книги особенно подчеркивал , что одно из благих дел это изучение иностранных языков. Изучив язык и культуру других народов , человек становится равных среди них так говорил Абай. Чем больше языков освоит молодежь , тем шире у нее возможности. При уделять большое внимание своему языку. Как говорил Абай , без сомнения , нашему народу будет на пользу , если молодое поколение полностью освоит науки, будет уважать свой язык и знать множество иностранных языков.
Правильно говорят – познать Абая значит познать себя. Абай призывал воспитать каждого, казахского ребенка быть патриотом страны. Поэтому если хотим , чтобы наши граждане были образованными, следует снова и снова перечитывать Абая, вникать в смысл его стихов.
5. Практическая работа
В своей исследовательской работе , я решила в качестве практического задания применить анкетирование. И удостовериться в том , что мои одноклассники хорошо знают творчество Абая Кунанбаева , и кто из них читал «Слова назидания Абая».
Анкета .
1.Кем является великий поэт и мыслитель Абай Кунанбаев для молодого поколения нашей страны?
А ) поэтом писателем 100% В) композитором С ) певцом
2.В каком году было написано одно из величайших наследий Абая «Слова Назидания»
А) 1904 20% В) 1908 80% С)1999
2. В каком слове назидания были написаны эти строки « Не хвастайся пока не овладеешь наукой»
А) в 32 80% В) 25 20% С) 41
3.Как вы понимаете смысл слова « Не раскрыв для себя видимых и невидимых тайн вселенной»…..
А) не познал истину 80% В) не познал правдивые слова С) не познал жизнь20%
4.В каком слове своей книги поэт подчеркивал , что одно из благих дел это иностранный язык.
А) 25 100% В) С)
Следующая практическая работа в проекте это рисунки . Мои одноклассники должны будут продемонстрировать свой взгляд на прочтение послания великого поэта и мыслителя. Я думаю, так они смогут поближе познакомится с историей , и сами станут ее частью.
6. Заключение
Изучая слова и мысли Абая , мы видим , что они находят отклик в сердцах людей своею человечностью, любовью, глубиной. Великий Абай не застал зарю независимости, но его потомки строят сегодня свое суверенное государство.
Произведения Абая вдохновляют молодое поколение казахов на служение своему народу, поддерживают в нем стремление к просвещению, знаниям, к развитию наций через культуру. Они всегда актуальны. Жизнь Абая, «…который боролся с тысячами один», - пример непреклонного поиска правды и справедливости для потомков.
Многие мысли Абая о нравственном воспитании молодежи не утратили актуальности и в наши дни: нравственно пенные качества закаляются и закрепляются в процессе преодоления трудностей; к вопросам нравственного воспитания нельзя подходить с корыстных или узко эгоистических позиций: они социально обусловлены; подлинная красота человека — в его трудолюбии; лень порождает упрямство, лживость, трусость и др.
Абай, утверждая, что «поэзия – властитель языка…», сам был повелителем поэзии, «сыном не только отца, своего народа, но и всего человечества».
Слова назидания великого мыслителя очень ценный труд. В моем исследовательском проекте я представила назидания Абая как бренд новой молодежи Казахстана. Мечта Абая - мечта народа. Наказ поэта заключается в нашем будущем поколении. Поучительные наставления Абая поведут нашу казахстанскую молодежь к новым высотам 21 века.
Использованная литература:
Абай Кунанбаев. Избранное. Серия «Мудрость веков». – М.: Русский раритет, – 426 с. 3 Құнанбаев А. Книга слов / Пер. с каз. Р. Сейсенбаева. – Семипалатинск, 2001. – 218 с.
Орынбеков М.С. Философские воззрения Абая. – Алматы: Гылым, – 334 с.
Мамырбекова А.С. Нравственный оптимизм Абая /Мысль. -2007. - № 8. –116 с.
Суюншалиев X.Ж. Проза Абая (на каз. языке). — Алма-Ата: Казгос-издат, 1956.
Тажибаев Т.Т. Философские, психологические, педагогические взгляды Абая Куиапбаева. — Алма-Ата: Казгосиздат, 1957.
Маргулан Э. Жизнь, пройденная трудом (на каз. языке). — Жулдыз, 1980, № 1.
Жарикбаев К.Б. Казахские просветители о воспитании молодежи. Алма-Ата: Знание, 1985.
Умиралиев К. Использование назидательных слов Абая в учебно-воспитательном процессе. Алма-Ата, 1968.
Отзыв
Работа Нұрлан Карины представляет собой исследование по изучению наследия Абая - назидания поколению. Актуальность работы заключается в том, что Абай Кунанбаев всегда жил и будет жить в сердцах казахского народа. Так как в 2020 г. отмечали 175 - тие Абая Кунанбаева , я считаю свою тему актуальной и увлекательной для будущего поколения.
Содержание работы соответствует заявленной теме.
Текст работы изложен на 22 листах печатного текста, что представляется достаточным для обучающегося 10 «А» класса .
Работа включает в себя введение, основную часть, заключение, список источников информации. Во введении указывается актуальность ис