Тема: Жанр и композиция романа «Евгений
Онегин»
1.Прием “Верные и неверные
высказывания”. Верны ли данные утверждения, обоснуйте свой
ответ.
1.Правда ли, что «Евгений Онегин» - роман в
стихах?
2.Верно, что Евгений Онегин, главный герой
романа, жил в Москве?
3.Верно ли, что Онегин хорошо говорил на
английском языке?
4.Правда ли, что Онегин направляется в деревню в
гости к дальней родственнице?
5.Правда ли, что А.С. Пушкин совсем не
симпатизирует своему герою?
6.Верно ли, что Евгений Онегин в романе постоянно
ищет смысл жизни?
7.Правда ли, что Евгений Онегин – тип молодого
человека начала девятнадцатого века?
8.Верно ли, что Онегин не нашёл счастья, хотя оно
было так близко от него?
9.Как
называет автор Евгения Онегина?
2.Словарная
работа.
РЕАЛИЗМ в литературе - это направление, основной
особенностью которого является правдивое изображение действительности и
ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений;
человеческий характер показан в зависимости от социальных
обстоятельств: от среды, в которой человек родился и
воспитывался.
Основные признаки:
- художественное изображение действительности в
знакомых для обывателя образах, с которыми он регулярно
сталкивается в реальной жизни;
- реальность рассматривается в качестве средства
познания человеком окружающего мира и самого
себя;
- образ каждого литературного персонажа
прорабатывается таким образом, чтобы в нем читатель мог узнать
себя, родственника, коллегу либо знакомого.
3.Работа в группах.
Обсудить вопросы по содержанию 1 главы, привести
пример из романа. Создать план. Оформить кластер.
1 группа:
-
Составить сложный план.
-
Каков жанр произведения?
- С
чего начинает свой роман Пушкин?
-
Как автор представляет нам своего героя?
-
Зачем автор дал социальную биографию героя и показал
среду?
- Каково влияние воспитания, образования,
времяпровождения Онегина на формирование личности
героя?
-
Из чего складывается один день Евгения Онегина?
2 группа:
-
Составить цитатный план.
-
Какова композиция произведения?
-
Является ли I глава экспозицией (вступлением) романа?
Почему?
-
Первая глава должна была называться "Хандра". Правомерно ли
это?
-
Можно ли утверждать, что 1 глава – история болезни души
Онегина?
-
Какова причина хандры Онегина?
-
Объясните, Онегин понял последствия своего образа жизни, понимает
ли он причины своей «болезни».
-
Кто виноват, что Онегин стал таким, каким мы его
видим?
3 группа:
-
Составить тезисный план.
-
Сколько сюжетных линий в романе?
-
Охарактеризуйте образ жизни юного Онегина, столичного денди,
его пристрастия и причуды, образование
и воспитание.
-
Почему Онегин охладел к жизни?
-
Какие факты романа говорят о его духовном
кризисе?
-
Пытается ли Онегин чем-то занять себя? Что из этого
получается?
-
Почему описан только один день из жизни Онегина?
-
Счастлив ли Евгений? Почему?
4 группа:
-
Составить вопросный план.
- В
чем проявляется реализм романа?
- Что
мы узнали о герое из I главы?
-
Чем пытался занять себя герой?
-
Кто виноват, что Онегин стал таким, ничего не умеет, ничем не
занят?
-
Объясните философские принципы жизненной позиции Онегина, его
отношение к окружающему миру; составляющие его
жизни.
4.Задание классу. Ответить на вопросы теста по
содержанию
1главы
Дополните предложения:
1.Онегин, добрый мой …
2.Онегин родился на …
3.Француз учил его …
4.Онегин одевался по …
5.Он по – французски мог … и …
6.Свет решил, что он .. и ..
7.Онегин читал …
8.Евгений рано познал науку …
9.К
Talon помчался: там уж ждёт его ..
10.Всё украшало кабинет для …, для
…
11.Мой Онегин, …, в своей одежде был
педант.
12.Рано … остыли, ему … света шум, … и
надоели.
13.Им овладела понемногу …
14.Онегин за перо взялся, но …
15.Книги тоже надоели, потому что там …, там ..
иль …
16.Онегин едет к дяде, чтобы …
5.Д/з. Сопоставьте портреты, характеры, судьбы
двух сестер-Татьяны и Ольги Лариных. (портрет, речь, поступки
)