Актуализация темы и цели урока
|
Приветствие.
-
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный
урок. Мы с вами недавно открыли двери в страну Лексики. Теперь мы
продолжим наше путешествие и познакомимся еще с одним загадочным
явлением.
Чтобы узнать то, что ждет нас впереди, мы должны
открыть тетради и записать дату.
Поверка домашнего задания. Повторение
лексических понятий.
Много слов
написал АДРЕСАНТ, Только
сбивчиво, очень невнятно. И сидит
над письмом АДРЕСАТ – Половина
ему лишь понятна! * Этот
человек – НЕВЕЖДА, Так как
разум не разбужен, А сосед
его – НЕВЕЖА, Что во
много раз похуже. * Вспоминаю
школьный БАЛ, Грусть-тоска мне душу
гложет: Заслужил
высокий БАЛЛ У меня
он, между прочим! * Путь к
вершинам – КАМЕНИСТЫЙ И тяжёлый
слишком путь. С паникой
своей борись ты – КАМЕННЫМ
душою будь!
|
Правильно, это паронимы-слова похожие по
написанию и звучанию, но разные по смыслу
|
Слайд 1-2
Слайд3
Слайд4
Слайд5
|
Усвоение нового материала
|
Итак, теперь главный вопрос “Что такое
фразеологизмы”?
Сочетание слов варить и кашу вам понятно, а
фраза: заварить кашу? – затеять хлопотное дело.
Петя не желал признать свою вину и долго всех
водил за нос.
Зарубите на носу, это правило очень
важно.
Взять верх в битве – это
главное
Эти
фразы в лингвистике называются
фразеологизмами.
-Как вы думаете, к концу урока что мы должны
усвоить, чему научиться?
/Знать, что такое фразеологизмы, уметь их
находить в тексте, определять значение/
Фразеологизмы – это
устойчивые сочетания слов, т.е. в их составе нельзя
заменить ни слово, ни порядок слов. Лексическое значение имеет
весь фразеологизм в целом. В предложении он является одним членом.
Пословицы и поговорки
относятся к фразеологическим
оборотам.
Фразеологизмы используются в разговорной речи
в художественных произведениях. Они придают речи
выразительность.
|
Водить за нос –
обманывать
Зарубить на носу –
запомнить
Взять верх – победить
|
Слайд 6 https://www.youtube.com/watch?v=lwWmcxuLIlI
|
Практическая часть
Задание
1
|
-
1 Рассмотрите рисунки. Какие фразеологизмы
имел в виду художник, создавая эти шутливые рисунки? Опишите устно
ситуации, в которых можно употребить эти
фразеологизмы
-
Упр. 3 Спишите предложения, вставляя
пропущенные буквы. В какой части слова пропущены орфограммы? Какое
орфографическое правило вы примените? Подчеркните фразеологизмы как
члены предложения. Объясните их смысл.
Ансар в двух сл...вах допустил три ошибки. -
Расскажите, что случилось с вами, в двух сл...вах. 2) А теперь, не
разгибая спины, поднимите руки вверх. - Ребята работали не
разгибая спины до самого веч...ра. 3) За едой м...лыш прикусил язык
и заплакал. - Ади чуть было не проговорился о вчерашнем случае, но
вовремя прикусил язык.
|
Как две капли
воды
Как с гуся вода
Как рыба в воде
|
Слайд 7
Слайд 8
|
Задание
2
|
Упр. 6 Составьте с любыми тремя
фразеологизмами различные по цели высказывания предложения.
Определите синтаксическую функцию
фразеологизмов.
Вести себя - держать себя; сломя голову - со всех
ног; капля в море - кот наплакал; на свежем воздухе - на открытом
воздухе: ни свет ни заря - чуть свет; обводить вокруг пальца -
водить за нос; один на один - с глазу на глаз; от чистого сердца -
от всей души.
Кто быстрее?
Голоден как ... . Труслив как ... . Надут как ...
. Болтлив как ... . Колючий как ... . Хитер как ... . Упрям как ...
. Нем как ... . Здоров как ... .
Слова-помощники: рыба, бык, осёл, лиса, ёж,
сорока, индюк, волк, заяц.
Упр. 9 Прочитайте фразеологизмы на тему
«Свойства, качества человека».
-
Положительная
характеристика.
Голова на плечах, золотые руки, лёгок на
подъём, мастер на все руки, мухи не обидит, не робкого десятка,
находить (найти) общий язык, цены нет, держать (сдержать) слово,
брать (взять)пример.
-
Отрицательная
характеристика.
Выходить (выйти) сухим из воды, звёзд с неба
не хватает, каши не сваришь, медведь на ухо наступил, ни рыба
ни мясо, тяжел на подъём, делать из мухи слона, задирать
(задрать) нос, язык хорошо подвешен, ни то ни
сё.
|
|
Слайд 9
|
Домашнее
задание
|
Упр. 4. Замените выделенные слова
фразеологизмами-синонимами. Определите, каким членом предложения
они являются
1) Метро
находится рядом с нашим домом. 2) Мурат
быстро бежал по коридору. 3) Алтынай чувствует себя
на катке хорошо.
4)
Сегодня с утра сильно льёт дождь.
Слова-помощники: как рыба в воде, сломя
голову, в двух шагах, как из ведра.
|
|
Слайд 11
|