Материалдар / Жизнь дается один раз человеку
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Жизнь дается один раз человеку

Материал туралы қысқаша түсінік
психологический тренинг
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Психологическое занятие

Занятие с элементами тренинга

по профилактике суицидального 

поведения несовершеннолетних

«Жизнь дается человеку один раз».




Подготовила: Касимова Гульмира Каировна,

педагог – психолог


Тренинговое занятие «Жизнь дается человеку один раз».

«В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребенок вырастет в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте».

В. Сухомлинский.

    Цель: 

            пропаганда здорового образа жизни.

Задачи: 

    - формировать позитивные отношение к жизни, дать советы подросткам.  -   научить ценить жизнь в любых ее проявлениях; 

 - сформировать у учащихся позитивное отношение к себе и окружающему миру.

 - сформировать у учащихся позитивное отношение к себе и окружающему миру.

     Методы работы:

 - словесные;

 - наглядные;

 - практические

Оборудование мероприятия:

Персональный компьютер.

      Видеопроектор

Презентация «Первичная профилактика суицидального поведения учащихся»

Маркеры, фломастеры, листы бумаги.

Ожидаемые результаты:

 - учащимся должны понять, что такое жизнь и в чем заключается ее

 сущность;

 - научиться ценить жизнь в любых ее проявлениях;

 - иметь представление о значении семьи в жизни человека и способах

 предупреждения конфликтов в семье;

 - овладеть навыками общения и социального взаимодействия;

 - позитивно относиться к себе и окружающему миру;  - - научиться анализировать свой личный духовный, нравственный,

 познавательный опыт, высказывать свои суждения открыто, искренне,

 тактично по отношению к другим;

Ход мероприятия:

 Всем известно выражение – «мой дом – моя крепость». Наш дом, наша семья – это наша защита, наш очаг, в котором должен всегда гореть огонек взаимопонимания, доброты, участия. Семья дает человеку защиту, покой, уверенность в себе. Но иногда пламя в очаге может быть беспощадным и от былого тепла и понимания остается только пепел. Это происходит в том случае, если между детьми и родителями возникают недоразумения и непонимание.

 Назовите наиболее частые причины ваших конфликтов с родителями.

Чаще всего, причины конфликтов  многие подростки объясняют «разными взглядами на жизнь». На самом деле причина большинства конфликтов - в незрелости подростков, в их неготовности к жизни.

 Жизнь – это не поле, усыпанное розами. Перед каждым из нас на протяжении жизни возникает множество разных проблем. От этого не застрахованы ни взрослые, ни дети. Но у взрослых есть опыт противостояния жизненным невзгодам, а детям, у которых нет такого опыта, приходится особенно тяжело, потому что в подростковом возрасте начинается переход от детства к взрослой самостоятельной жизни. И на хрупкие, неокрепшие плечи подростка ложится множество проблем.

Какие проблемы могут быть у подростка? 

      - семейное неблагополучие (смерть или тяжелая болезнь родственника, развод родителей, алкоголизм родителей, ссоры, скандалы, жестокое обращение);

 - «скрытое неблагополучие» в благополучной семье, психологическое насилие, неприятие его таким, какой он есть;

 - несчастная любовь;

 - проблемы в отношениях со сверстниками;

 - конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями и т. д.

Из всех проблем, которые возникают у подростка на первом месте по значимости стоят проблемы, возникающие в семье: пьянство родителей, насилие в семье, пренебрежение к личности ребенка, непонимание, черствость и безразличие родных людей и т. д. Проблемы могут возникнуть не только в неблагополучной, но и во внешне счастливой, благополучной семье. В наше время сплошь и рядом встречаются семьи, где дети и родители живут, не пытаясь понять друг друга, не зная о внутреннем мире близких людей, об их проблемах, переживаниях. Разобщенность, даже отчужденность и вражда царят в семьях. У взрослых своя бурная жизнь, и им нет дела до своих детей. 


И вот тут то многие  решаются на самое страшное -лишение  себя жизни.  Прибегнуть к суициду. 

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид - является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению  суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.

  Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости

взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству . 

                  Самоубийство? Никогда!

Если вы считаете, что ваша жизнь невыносима, попробуйте сами изменить её. Но не таким способом, как самоубийство.

Если ты не любишь себя, попробуй найти в себе что-либо хорошее. Это хорошее всегда есть! Сконцентрируйся на положительных эмоциях.

Не думай, что способом самоубийством ты вызовешь сочувствие и огорчение родителей, друзей, любимого человека. Может быть, но ты об этом никогда не узнаешь!

Многие хотят, чтобы их спасли при попытке самоубийство. Подумай – ведь этого может и не случиться! А если ты останешься на всю жизнь в инвалидном кресле?

Поговори с кем-нибудь, подумай, жизнь прекрасна!

Запомни! «Жизнь прожить – не поле перейти!» 

Для того, чтобы справляться с жизненными невзгодами, все мы должны ощущать любовь к себе.

Потребность любви – это: 

потребность быть любимым;

потребность любить;

потребность быть частью чего - то.

Если эти три “потребности” присутствуют в нашей жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы.

В семьях, где есть любовь и взаимопонимание, вы  можете обратиться со своей проблемой к родителям и они помогут  найти выход из сложившийся ситуации.

 К сожалению, в наше время растёт число неблагополучных семей, в которых существует полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие к судьбе своего ребенка.

 И если подросток не ощущает любви своих близких, не может обратиться к ним за помощью, чтобы найти выход из сложившийся ситуации, жизнь начинает казаться ему особенно тяжелой, все видится в черных красках. У него появляются ощущения одиночества, собственной ненужности, утрачивается смысл жизни, ему кажется, что он в тупике из которого нет выхода. Давайте посмотрим, так ли это.

Я предлагаю разделиться на группы и решить психологическую задачу .

 В Европе одна женщина умирала от редкой разновидности рака. Существовало только одно лекарство, которое, по мнению врачей, могло ее спасти. Таким лекарством был препарат радия,

открытый недавно местным фармацевтом. Изготовление лекарства стоило очень дорого, но фармацевт назначил цену, в 10 раз превосходившую его себестоимость. Он платил 200 долларов за радий и требовал 2000 долларов за небольшую дозу лекарства. Муж больной женщины, которого звали Хайнц, обошел всех знакомых, чтобы раздобыть денег, но сумел одолжить только 1000 долларов, то есть половину требуемой суммы. Он сказал фармацевту, что его жена умирает, и попросил снизить цену или отпустить лекарство в кредит, чтобы заплатить оставшуюся половину денег позже. Но фармацевт ответил: «Нет, я открыл это лекарство и хочу на нем заработать. У меня тоже есть семья, и я должен ее обеспечивать». Хайнц пришел в отчаяние. Ночью он сломал в аптеке замок и выкрал это лекарство для своей жены.

Группы должны ответить на вопросы: «Должен ли был Хайнц воровать лекарство? Почему?», «Был ли прав фармацевт, назначив цену, во много раз превосходившую реальную стоимость лекарства? Почему?», «Что хуже — позволить человеку умереть или украсть ради спасения жизни? Почему?»

Вот видите, из сложившейся ситуации мы нашли не один, а несколько выходов. Так бывает и в жизни.

Давайте сделаем вывод, что необходимо делать, если в твоей жизни появились проблемы, которые кажутся безвыходными: 

 - к проблемам надо поворачиваться лицом;

 - можно попробовать взглянуть на вещи с другой точки зрения;

 - никогда не поздно исправить ошибку;

 - нужно гордиться собой;

 - оглянись, рядом всегда есть люди, к которым ты можешь обратиться за помощью;

 - живи без страха, смело встречай все препятствия и докажи, что ты можешь их преодолеть;

 - не робей и не отступай от своего, просто возьми и сделай.

Наш вывод как нельзя лучше дополняет стихотворение,

  написанное матерью Терезой. Учащиеся читают по цепочке.

 Жизнь – это вызов, прими его.

 Жизнь – это долг, исполни его.

 Жизнь – это игра, сыграй в нее.

 Жизнь бесценна, береги ее.

 Жизнь – это богатство, храни его.

 Жизнь – это таинство, познай его.

 Жизнь – это обещание, исполни его.

 Жизнь – это скорбь, преодолей ее.

 Жизнь – это песня, спой ее.

 Жизнь – это борьба, прими ее.

 Жизнь – это трагедия, перебори ее

 Жизнь – это возможность, не упусти ее.

 Жизнь – это красота, восхищайся ею.

 Жизнь – это блаженство, вкуси его.

 Жизнь – это мечта, реализуй ее.


Мы провели анкетирование, чтобы узнать, куда и к кому будут обращаться подростки, оказавшиеся в безвыходной ситуации?

Вывод. Результаты проведенного анкетирования показали, что у большинства учащихся часто бывают ситуации, которые они оценивают как безвыходные. При возникновении трудных жизненных ситуаций большинство подростков обратятся за помощью к родителям, друзьям, к Богу или сами будут искать выход.

Жизнь многогранна и интересна, удивительна и прекрасна и прожить ее без проблем не удалось еще ни одному человеку. 

Ученик.

Ни счастливые дни, ни печальные дни

Не продлятся всю жизнь – им положены сроки.

На изменчивый ход наших судеб взгляни –

То дают, то берут, то добры, то жестоки.

Да, поистине духом велик только тот,

Кто спокоен и тверд, кто исполнен бесстрастья

И во дни торжества, и в годину невзгод,

И в пучине скорбей, и в обители счастья.

Вывод. (Дети должны сделать самостоятельно)

 Нам необходимо учиться поведению при неудачах.

 Уметь преодолевать конфликты внутрисемейного общения. И помнить, что мир всегда полон возможностей. Помните всегда!  Жизнь   прекрасна!







Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!