10
мин
|
4. Работа в группах. Метод
«карусель»
Заполнение мозаической таблицы «Хронология
раннего палеолита».
4.1 Презентация выполненной
работы.
- если я вас правильно понял
то…?
- по вашему выступлению я пришел к выводу
что..
- так
вы утверждаете что…?
|
Австралопитеки – южные обезьяны. Первые их
останки были найдены в пустыне Калахари в Южной
Африке.
Жили в степи и лесостепи, где особую роль
играли глаза и умение стоять прямо, чтобы вовремя заметить хищника.
Процесс становления человека проходил в эпоху резких климатических
изменений, когда в корне менялась вся окружающая среда. Отступление
лесов и наступление степей вынуждало чаще все чаще прибегать к
ходьбе на двух ногах, приучало к выпрямленному положению
тела.
Челюсти у них были гораздо массивнее, чем
у человека, лицевой отдел черепа-небольшой, а тяжелые надбровья
нависали над глазницами. Обороняясь от хищников,они использовали
камни, палки, которые находили на земле. Сами изготавливать орудия
труда не умели.
Человек умелый – вероятно, жил
одновременно с австралопитековой обезьяной, которая являлась для
него такой же добычей, как и другие животные. Ученые считают, что
они жили бок о бок в течение примерно 2-х миллионов
лет.
Человек умелый имел рост 140 см и средний
вес 40 – 50 кг.
Большой палец руки еще не был
противопоставлен остальным пальцам, т.к. был достаточно
коротким.
Древнейшие люди - к ним относится
питекантроп, или обезьяночеловек, его рост составлял 175 см, т.е.
он был гораздо выше человека умелого. Также выделяют важного
представителя питекантропа – синантропа. Его рост был примерно 150
см, он имел крупную голову с развитым надглазничным
валиком.
Питекантропы и синантропы относятся к
человеку прямоходящему.
Ученые установили, что жили они в
коллективах из 3-6 взрослых мужчин, 6-10 женщин и 15-20 детей
разного возраста. Жизнь такого сообщества невозможна без общения,
поэтому у них была примитивная речь из небольшого набора сигналов –
понятий. Хотя голосовой аппарат их не был таким мощным и гибким как
у современного человека, но он позволял издавать более сложные
звуки (речь похожая на лепет), чем просто бормотание и визги
современных обезьян. Важную роль играли мимика и
жесты.
Человек не являлся большим и мощным
хищником, способным охотиться в одиночку, поэтому охота на добычу
проходила коллективно и требовала хитрости и слаженности в
действиях. Человек прямоходящий научился сам изготавливать орудия.
Также он научился замечать сезонные миграции животных и сам
перемещался вслед за ними, поэтому он уже мог запоминать ориентиры
и, уйдя далеко от стоянки, находил путь обратно.
Особую роль сыграло использование огня,
который сделал человека независимым от климата и позволил
расселиться по поверхности Земли. Однако, он не умел сам добывать
огонь, он научился только поддерживать его..
Современные люди – некоторые ученые
считают, что они произошли одновременно в разных концах Земного
шара, другие ( и это предпочтительная версия) – что в одном месте и
постепенно заселили Землю. Ископаемые были названы
кроманьонцами.
|
Используя учебники, заполняют таблицу в
группе.
Презентуют работы, отвечают на
вопросы.
|
5
мин
|
5.
Работа по тексту. «Историческая мозаика»
|
-
Составление
кластеров
Выделите основные теории о происхождении
человека в современной науке
Какой теории вы доверяете и
почему?
работа с учебным пособием
школьная лекция
Работа с учебником – запись в
тетради
Составление антропологической
карты
Австралопитек –
Питекантроп
Синантроп
Неандерталец
Кроманьонец
Человек разумный
составление кластера (коллажа)
Напишите рассказ как человек
заселили
|
Составляют предложение из предложенных
слов.
|
5
мин
|
6. Организация диалога. Слайды №
4,5
Вопросы:
1) Что являлось основным
занятием древнейших людей?
2)
Какие орудия труда, использовались в раннем палеолите?
Почему?
|
Задает
вопрос, задает дополнительные уточняющие вопросы. Дает возможность
каждому ученику высказать свою точку зрения, отмечает наиболее
точные ответы. Не опровергает неверные ответы, предлагает лишь их
дополнить или подкорректировать.
|
Учавствуют в диалоге, принимают ответы
одноклассников.
|