№ 1-2 | Тема урока: Жизнь первобытных людей | Дата |
Предмет:Всемирная история
| 5 класс |
Цель урока: Сформировать у учащихся знания о жизни первобытных людей теориями научного мира о происхождении человека.Задачи: Сформировать у учащихся знания о происхождении человека, антропологической периодизации;Сформировать умения и навыки самостоятельной работы с историческими понятиями, материалами, умения работать с дополнительной информацией. Практически применять свои знания;
|
Результат обучения: Умеют применять полученные знания по предмету посредством работы по карте, тестам, творческим заданиям. |
Ключевые понятия: палеолит, мезолит, неолит, олдовай, мустье, ашель, палка-копалка, «человек умелый», питекантроп, синантроп. |
Ресурсы: маркеры, постеры, стикеры, учебник |
Время | Вид работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 мин
| 1.Вводный тренинг для позитивного настроя и уверенности в процессе обучения.
| Приглашает учащихся встать в круг и высказать своему однокласснику добрые пожелания | Продолжают фразу «Я желаю тебе …» |
2 мин | 2.Работа в группе. Прием «Дом». | Работа в группе. | Вспоминают правила работы в группах. |
7 мин | 3. Заполнение таблицы «З-Х-У».
3.1 Взаимообмен мнениями. | Предлагает заполнить 1,2 столбцы таблицу.Предлагает прочитать содержание таблицы, записывает на доску вопросы учащихся по второму столбцу. | Коллективно обсуждают и заполняют таблицу.Проводят коллективную постановку задач на урок. |
10 мин | 4. Работа в группах. Метод «карусель»Заполнение мозаической таблицы «Хронология раннего палеолита».
4.1 Презентация выполненной работы.- если я вас правильно понял то…?- по вашему выступлению я пришел к выводу что..- так вы утверждаете что…? | Австралопитеки – южные обезьяны. Первые их останки были найдены в пустыне Калахари в Южной Африке.
Жили в степи и лесостепи, где особую роль играли глаза и умение стоять прямо, чтобы вовремя заметить хищника. Процесс становления человека проходил в эпоху резких климатических изменений, когда в корне менялась вся окружающая среда. Отступление лесов и наступление степей вынуждало чаще все чаще прибегать к ходьбе на двух ногах, приучало к выпрямленному положению тела.
Челюсти у них были гораздо массивнее, чем у человека, лицевой отдел черепа-небольшой, а тяжелые надбровья нависали над глазницами. Обороняясь от хищников,они использовали камни, палки, которые находили на земле. Сами изготавливать орудия труда не умели.Человек умелый – вероятно, жил одновременно с австралопитековой обезьяной, которая являлась для него такой же добычей, как и другие животные. Ученые считают, что они жили бок о бок в течение примерно 2-х миллионов лет.Человек умелый имел рост 140 см и средний вес 40 – 50 кг. Большой палец руки еще не был противопоставлен остальным пальцам, т.к. был достаточно коротким.Древнейшие люди - к ним относится питекантроп, или обезьяночеловек, его рост составлял 175 см, т.е. он был гораздо выше человека умелого. Также выделяют важного представителя питекантропа – синантропа. Его рост был примерно 150 см, он имел крупную голову с развитым надглазничным валиком.Питекантропы и синантропы относятся к человеку прямоходящему.Ученые установили, что жили они в коллективах из 3-6 взрослых мужчин, 6-10 женщин и 15-20 детей разного возраста. Жизнь такого сообщества невозможна без общения, поэтому у них была примитивная речь из небольшого набора сигналов – понятий. Хотя голосовой аппарат их не был таким мощным и гибким как у современного человека, но он позволял издавать более сложные звуки (речь похожая на лепет), чем просто бормотание и визги современных обезьян. Важную роль играли мимика и жесты.Человек не являлся большим и мощным хищником, способным охотиться в одиночку, поэтому охота на добычу проходила коллективно и требовала хитрости и слаженности в действиях. Человек прямоходящий научился сам изготавливать орудия. Также он научился замечать сезонные миграции животных и сам перемещался вслед за ними, поэтому он уже мог запоминать ориентиры и, уйдя далеко от стоянки, находил путь обратно.Особую роль сыграло использование огня, который сделал человека независимым от климата и позволил расселиться по поверхности Земли. Однако, он не умел сам добывать огонь, он научился только поддерживать его..Современные люди – некоторые ученые считают, что они произошли одновременно в разных концах Земного шара, другие ( и это предпочтительная версия) – что в одном месте и постепенно заселили Землю. Ископаемые были названы кроманьонцами.
| Используя учебники, заполняют таблицу в группе.Презентуют работы, отвечают на вопросы. |
5 мин | 5. Работа по тексту. «Историческая мозаика» | Составление кластеров Выделите основные теории о происхождении человека в современной науке Какой теории вы доверяете и почему?работа с учебным пособием школьная лекция Работа с учебником – запись в тетради Составление антропологической карты Австралопитек – ПитекантропСинантропНеандерталецКроманьонец
Человек разумный составление кластера (коллажа)
Напишите рассказ как человек заселили
| Составляют предложение из предложенных слов. |
5 мин | 6. Организация диалога. Слайды № 4,5Вопросы: 1) Что являлось основным занятием древнейших людей?
2) Какие орудия труда, использовались в раннем палеолите? Почему? | Задает вопрос, задает дополнительные уточняющие вопросы. Дает возможность каждому ученику высказать свою точку зрения, отмечает наиболее точные ответы. Не опровергает неверные ответы, предлагает лишь их дополнить или подкорректировать. | Учавствуют в диалоге, принимают ответы одноклассников. |
3 мин | 8. Рефлексия | Раздает анкеты | Заполняют, сдают анкеты учителю. |
1 мин | 9. Формативное оценивание. | Благодарит учащихся за урок, отмечает положительные моменты урока, успехи отдельных учащихся. |
|
1 мин | 10. Домашнее задани. Слайд № 71. § 1 прочитать.2. Эссе «Жизнь первобытного человека». | Инструктирует |
|