Алматинский колледж
строительства и народных промыслов
Преподаватель предмета
Самопознание
Омарбаева Жайнагуль
Сериковна
Тема: Качества личности,
способствующие достижению успеха
Что помогает и что мешает
человеку добиться успеха? Можно ли говорить о
педагогическом ключе к успеху, о
психологических барьерах на пути к успеху? Чтобы найти ответы на
эти вопросы, рассмотрим те личностные качества, которые
демонстрируют добивающиеся успеха люди.
В ряде работ выделены наиболее
значимые личностные качества, которые выступают детерминантами
успешности. Например, Н. Лейфрид показал, что существенной
личностной предпосылкой достижения успеха является
ответственность.
Развивая подход к феномену
ответственности как свойству субъекта присваивать требования
действительности, автор показывает, что ответственность
представляет собой готовность, способность и процесс обеспечения
субъектом целостности, самостоятельности и эффективности
деятельности и жизнедеятельности. Данное личностное свойство в
значительной мере предопределяет особенности представлений об
успехе, а тем самым выработку стратегий поведения в ситуациях
достижения.
Многие предпосылки высоких
достижений были показаны на примерах наиболее одаренных и успешных
людей. Работы свидетельствуют о том, что творческая продуктивность
и психологическая основа достижения высоких результатов выражается
в общих способностях, креативности, оптимизме, вере в успех,
мотивации.
Жизнедеятельность располагает уникальными
примерами историй взлета и падения представителей разных профессий,
в том числе и бизнесменов. Исследователи подчеркивают, что
достижению высоких результатов способствуют такие качества, как
вера в значимость и важность своего дела, понимание своей миссии,
высокая работоспособность, энтузиазм, вера в себя, постоянное
стремление к развитию и самосовершенствованию, внутренняя свобода.
Именно высокая мотивация достижения, стремление к успеху определяют
реальные результаты деятельности успешных
людей.
Успеху способствуют следующие
особенности личности:
Упорное утверждение своей
личности. Эта психологическая особенность обычно проявляется очень
рано, но совсем не обязательно в высоких оценках за учебу. Скорее,
она выражается в стремлении не подлаживаться под окружающих, а идти
к собственной цели, не пасуя перед
преградами.
Способность контактировать с
окружающими. Основа этой способности — умение понять
психологические особенности сотрудников и соперников и правильно
использовать эту козырную карту в жизни.
Физическая выносливость.
Психическая гармония обеспечивает завидное здоровье, которое тоже
относится к важному элементу успеха.
Удивительная способность
предвидеть, как будут развиваться события.
Особая гибкость. Человек,
рожденный для удачи, точно понимает, когда надо признать свое
поражение, или пойти на разумный компромисс. Он умеет при
необходимости быть очень упорным, но не делает личной трагедии из
отступления, поскольку уверен в успехе.
Незаурядная способность
убеждать других.
Творческая активность в самых
разных областях — это одно из самых важных качеств людей,
демонстрирующих высокую успешность.
Среди отдельных качеств
личности, определяющих творческую активность, можно выделить
стремление к новому; критичность мышления; способность к
преобразованиям; стремление к творчеству.
Стремление к новому
характеризуется следующими показателями: способностью к фантазии;
творческим воображением; способностью создавать новые образы (в том
числе неправдоподобные, фантастические, нестандартные);
способностью обнаруживать новые связи между элементами творческого
задания по сходству, смежности и
контрасту.
Критичность мышления
раскрывается следующими показателями: независимость суждений;
способность пользоваться объективными критериями; умение находить
причины своих ошибок и неудач; самооценка творческой деятельности;
способность формулировать свои оценочные
суждения.
Способность к преобразованиям
характеризуется умением анализировать, сравнивать, выделять главное
и второстепенное; описывать и давать определения, объяснять,
доказывать, обосновывать; систематизировать и классифицировать;
способностью генерировать идеи, выдвигать гипотезы, видеть
противоречия; способностью осуществлять перенос знаний и
умений.
Стремление к творчеству
включает следующие основные показатели: интерес к профессиональному
творчеству; стремление к лидерству и получению высокой оценки со
стороны коллег; чувство долга.