Коммунальное
государственное
учреждение «Школа – лицей
№6 » отдела
образования города
Экибастуза управления
образования Павлодарской
области.
Учитель художественного
труда:
Зализняк Татьяна
Николаевна
Как сделать урок художественного труда
привлекательным?
Насущная проблема современной школы – потеря
многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины
такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка
однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов
и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность
оценки знаний и умений, и утомляющая детей неорганизованность, и не
сложившиеся межличностные отношения. Отрицательно сказываются также
и весьма ограниченные возможности для творческого само проявления.
Восполнить последние, во многом, призвана образовательная область
«Художественный труд». Разнообразие ее содержательных компонентов в
значительной степени способствует формированию у учащихся
положительной мотивации к учению, развитию их творческих
способностей.
Как
сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету,
но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Выход –
в каждом уроке должна быть «изюминка» .Необходимо заинтересовать
детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, размышлять.
Учителю следует поощрять любую полезную инициативу, сомневающихся
подбадривать и поддерживать.
Современный уровень образования предполагает не
только обучение, но и воспитание учащихся в любом учебном
заведении. Идет становление новой казахстанской школы, образование
наполняется новым содержанием, когда важнейшим направлением
деятельности школы становится его вторая сущность – воспитывающая.
Главной целью общеобразовательной области «Художественный труд »
является содействие в подготовке учащихся к самостоятельной
трудовой жизни, к подготовке и овладению массовыми профессиями, а
трудовое обучение один из основных элементов в воспитании и
развития личности ребенка. Казахстан многонациональная страна, где
культура разных народов сохранила свою самобытность, а национальные
традиции живут и поныне. Особое место в условиях нашей республики
имеет знакомство с элементами национальной культуры. Знакомство с
их истоками развивает понимание национальных традиций, обычаев и
культуры разных народов. Высокие воспитательные возможности различных
видов декоративно- прикладного искусства заключены в самой их
основе, базирующейся на народном творчестве сочетающей в себе
промышленную технологию и ручной труд с эстетическим
началом.
Трудно переоценить значение уроков
«Художественного труда» в разделе «Дизайн и технология» 6 класс
современного прикладного творчества по созданию авторской куклы по
самостоятельно разработанному эскизу.
Работа над куклой в национальном костюме помогает
ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и
аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного
творчества. Кукла, выполненная своими руками, имеет большое
значение в творческом развитии ребенка. Прежде всего учащиеся
получат начальные профессиональные навыки, основы для построения
будущего малого бизнеса, вместе с тем эти уроки содержат
благодатный материал для интернационального и национального
воспитания, воспитания гражданина – патриота своей страны,
возвращают человека к его истокам, формируют чувство гордости за
свою страну и свой народ.
Мною была проведена большая исследовательская
работа по изучению материалов и методов пошива текстильных
интерьерных кукол. В результате были выбраны оптимальные варианты
изготовления творческих работ. Работы были выполнены девочками по
собственным эскизам, результатами были все довольны это было видно
по их трепетному отношению к своей работе.
Еще
большему привитию интереса к предмету «Художественный труд»
способствует проведение внеклассных мероприятий и участие в
разнообразных конкурсах и выставках. По окончанию изучения раздела
и учебного года в целом. Здесь учащиеся могут показать, чему они
научились в течении учебного года.
Желание и потребность ребят
в творческой деятельности достигается благодаря предоставленной
свободе для самовыражения. Интересные рассуждения детей при анализе
изделия, их эмоциональность, самостоятельность в высказываниях
говорят о том, что они действительно “творцы”. В речи дети
используют выражения “я удивлёна”, “я поражена”, “я хотела бы
помочь”, “я надеюсь”. Видна непосредственная связь между
самодеятельным творчеством моих учениц и их возросшим интересом,
самостоятельностью суждений.
Благодаря трудовой
деятельности, реализованной именно на творческих достижениях,
удаётся добиться устойчивого интереса учащихся к урокам, развития
творческого потенциала и как конечная цель - воспитание личности
по-настоящему творческой, ведь каждый человек должен побывать в
ситуации успеха. И я стараюсь в этом помочь своим
ученицам.
Работа, направленная на
развитие творческих способностей школьников, решение системы
познавательных задач путём целенаправленного включения учащихся на
всех этапах урока в продуктивный, творческий учебный диалог,
обучение на основе принципов, методов и других средств развивающего
обучения, использование достижений психологии, внимание к
проблемно-поисковым и творческим задачам, значительно повышает
уровень творческих способностей
учащихся.
И в
заключение хочется сказать, что интересные задания, атмосфера
доброжелательности и сотрудничества, право на выбор, возможность
проявить себя и обязательно получить хороший результат превращает
урок художественного труда из обыденного в интересный и
привлекательный. Надо только помнить, что привлекательность не
самоцель, а средство для побуждения желания учиться, раскрытия
возможностей детей...