Классный час: Как я понимаю
справедливость.
Цель: сформировать
представление учащихся о понятии
«справедливость».
Задачи:
1. Воспитывать чувство справедливости к
окружающим людям и к себе.
2. Учиться уважать законы общества, в котором
живём.
1. Введение в тему.
Притча о справедливости:
«Нет на свете справедливости! – жалобно пропищала
мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.
-
Доколе же неправду терпеть! – возмущенно крикнула ласка, едва успев
спрятаться в узкое дупло от кошки.
-
Житья нет от произвола! – промяукала кошка, прыгнув на высокий
забор и с опаской поглядывая на лающего внизу дворового
пса.
-
Успокойтесь, друзья! – сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на
крестьянском дворе. – В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины.
Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?
При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из
дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние
лапы.
-
Справедливость, - продолжала сова, - это высший закон природы, по
которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное
согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и
даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный
рой. Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось
видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная
матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо
распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной
семьи. У одних пчел основная забота – сбор нектара с цветов, у
других – работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос
и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим
надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда
повелительница состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на
себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И
если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара. В
природе все мудро и продуманно, всяк должен заниматься своим делом,
и в этой мудрости – высшая справедливость жизни!»
2. Определение темы
беседы.
Не
случайно я начала наш классный час именно с этой притчи. Сегодня мы
поговорим с вами о справедливости. Тема нашей беседы - «Как я
понимаю справедливость». Слово «справедливость». Подумайте, от
каких слов оно могло произойти? («Право»; «ведать»- знать,
направлять) – то есть это чувство, направленное в правильное
русло.
«Словарь русского языка» Ожегова поясняет смысл
этого слова: «выправлять, прямить, сделать законно,
правосудие».
В
европейских странах справедливость происходит от слова
«justitia» -
юстиция – связь с юридическими законами.
А
так выглядит богиня правосудия «Фемида» - учитель показывает детям
иллюстрацию. Она изображается с завязанными глазами, так как
справедливость должна быть равной для всех, несмотря ни на что. И в
руке у нее весы, как вы думаете для чего? (Выслушиваются мнения).
Правильно, для взвешивания – оценивания - хороших и плохих
поступков при принятии решения.
Нельзя понять, что такое справедливость, не
узнав, что такое несправедливость.
3. Работав парах.
Поработав в парах, приведите примеры
несправедливости, встречавшиеся вам в школе, классе, дома, на
улице?
Ответы ребят (приводятся
примеры).
-
Почему эти несправедливости происходят?
Ответы ребят (нарушаются нормы, правила и
законы).
4. Игровая ситуация.
Я
предлагаю вам поучаствовать в игре «Справедливый суд»: одна
подгруппа детей становится «Судьями», а другая – «Несправедливо
обиженные». Вторая группа после небольшого обсуждения предлагает на
суд три, по их мнению, несправедливые ситуации. Первая группа
старается помочь и принять правильное и справедливое решение. Затем
подгруппы меняются местами. Жюри из взрослых оценивает правильность
принятых решений.
5. Создание памятки.
У вас на столах лежат
высказывания известных людей о справедливости, я предлагаю вам
зачитать и объяснить, как вы их понимаете, а затем мы приклеим
каждое высказывание к плакату и создадим своеобразную памятку
нашего классного часа. Варианты высказываний:
Справедливость глуха к тем, кто не слышит своей
совести.
|
Справедливый человек не тот, который не совершает
несправедливости, а тот, который, имея возможность быть
несправедливым, не желает быть таковым. (Менандр)
|
Справедливость без мудрости значит много,
мудрость без справедливости не значит ничего.
(Марк Туллий Цицерон)
|
Гнев часто бывает причиной
несправедливости.
|
Если принцип справедливости не понят, как тогда
действовать? Если человек идет по дороге, но не видит куда, как он
может идти? (Чжу Си)
|
Без
силы справедливость - одна немощь, сила без справедливости -
тиранична. (Блез Паскаль)
|
Венец справедливости есть смелость духа и
неустрашимость мысли, предел же несправедливости в страхе перед
угрожающим несчастьем. (Демокрит)
|
Несправедливость одинаково гнусна, совершает ли
ее одно лицо или множество лиц. (Герберт Спенсер)
|
Чтоб не нуждаться в том, кто творит
справедливость, будь справедлив сам. (Восточная мудрость)
|
Справедливость основывается на понимании всех
обстоятельств. (У. Уадлер)
|
В
тех крохотных мирах, в которых живут дети ... ничего не ощущается
так тонко и не чувствуется так остро, как
несправедливость. (Чарльз Диккенс)
|
Правда – служанка справедливости, свобода – её
дочь, мир – верный её товарищ, благополучие ходит за ней по пятам,
победа – среди её преданнейших почитателей…
(Сидней Смит)
|
Несправедливость не всегда связана с
каким
нибудь действием; часто она состоит именно в
бездействии. (Марк Аврелий)
|
Справедливость - это слово как будто отлито из
металла, в нем нет ни теплоты, ни снисхождения. Иногда мне кажется,
что оно из чугуна, иногда оно теряет вес, становится оловом. Его
нужно согреть своей страстью. (Илья Григорьевич
Эренбург)
|