Тема занятия: «Как зимой помочь
птицам?
Цель: Познакомить детей с зимующими
птицами.
Задачи:
1.Коррекционно-образовательные.
- познакомить детей с зимующими птицами, , их
условиями жизни зимой;
- формировать заботливое отношение к
птицам;
- учить подбирать корм для
птиц;
2. Коррекционно – развивающие
- развивать устную связную речь ( через ответы на
заданные вопросы).
- развивать внимание, память, логическое
мышление.
3. Коррекционно –
воспитательные.
- воспитывать навык аккуратности на рабочем
месте.
- воспитывать гуманное отношение к
птицам.
Ход
урока.
-
Оргмомент.
-
Мы урок наш начинаем,
На
столе мы проверяем:
Всё
ль в порядке?
Всё
ль на месте?
И
урок начнём мы вместе.
(на
фоне музыки для релаксации)
-
Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глазки. У вас
отличное настроение. Дыхание ровное, спокойное. Вы можете выполнять
любое задание. Я считаю до «5», когда скажу «5», откройте
глазки.
2. Определение темы и цели
урока.
-
Скажите, пожалуйста, как называют птиц, которые улетают в тёплые
края?
- А
кто из вас может назвать их?
-
Как вы думаете, почему они улетают в тёплые края?
- А
какие птицы вам часто встречаются сейчас зимой в нашей
местности?
-
Как вы думаете, как всех этих птиц можно назвать?
- А
почему их так называют?
-
Что бы произошло на земле, если бы не было птиц?
-
Да, без птиц было бы тяжело на земле, ведь они не только радуют нас
своим пением, красотой, но и оздоравливают растения от вредных
насекомых.
-
Сейчас я вам предлагаю внимательно посмотреть музыкальный клип и
определить тему нашего урока.
-
Итак, какова же тема нашего урока?
-
Ребята, а что бы вы хотели узнать сегодня на уроке о зимующих
птицах?
- А
чему бы хотели научиться?
-
Тогда давайте познакомимся с зимующими птицами. Для этого вам нужно
внимательно смотреть на слайды, послушать пение птиц и назвать эту
птицу.
3.
Изучение нового материала.
-Что это за птичка? Слайд 3 (Дятел)
- А
кто из вас знает, как эту птичку ещё называют и почему? (Санитаром
или лесным доктором)
-
Кто знает, какую пользу он приносит? (Он своим клювом-молоточком
выстукивает стволы деревьев, таким образом выдалбливает дупло для
птиц, в них зимой от морозов и вьюги могут спрятаться некоторые
птицы. А ещё в них спят летучие мыши и белки- летяги. Дятел достаёт
из-под коры вредителей, так он лечит деревья.)
-
Молодцы!
- А
это что за птичка? Слайд 4 (Воробей)
-
Хорошо. А кто из вас знает, почему так называется
птичка?
(Есть такое предположение, что воробей -
сложилось из двух слов: вора бей! Так называли воробьев русские
крестьяне, у которых на огородах, в полях воробьи обклевывали
спелые семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев,
воровали зерно.)
- Как вы думаете, а какую пользу приносит воробей
? (Кормит своих птенцов комарами и мухами, чтоб они нас не
кусали)
- А
эту птичку вы узнали? Слайд 5(Синица)
- А
какую пользу приносят синицы, кто знает? (Они сад стерегут от
насекомых – вредителей)
- А
эта птичка называется клёст. Слайд 6 (Клёст)
- У клеста необычный клюв- с загнутыми
перекрещенными концами. Этот клюв хорошо приспособлен для шелушения
еловых шишек, семенами которых он питается зимой.
Клёст - зимующая птица, но она отличается от
других зимовщиков. А чем, вы сейчас узнаете, прослушав диалог
клеста и синички.
Синичка: Ты, Клёст, чего визжишь, обидели тебя,
что ли?
Клёст: Да нет, Синичка, это я
радуюсь.
Синичка: Нашёл время
радоваться...
Клёст: Как раз самое время, как раз. У меня в
гнезде птички вывелись до чего милые, до чего
хорошие...
Синичка: В такой-то мороз? Да они живыми не
останутся.
Клёст: Ещё как будут жить - поживать! Я им еловых
семечек таскаю, а мать Клестиха греет их вроде печки. И тепло им и
сытно, и от моей песенки весело.
-
Чем же отличается клёст от других зимующих птиц? (Выводит зимой
птенцов)
-
Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой? (В это время
созревают семена еловых шишек и им есть чем
питаться)
-
Продолжаем знакомиться с птицами.
«Уж
её - то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на
ветку, поднимает шум, как кого-нибудь увидит, дёргает хвостом.
Когда летит – то машут её белые крылья, а когда сидит - белое брюхо
светится». (Сорока) Слайд 7
- А
это кто? Слайд 8 (Снегирь)
- Почему эту птичку так назвали? (Птица названа
так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым
снегом.)
(Диалог читают 2 ученика, на голове у них шапочки
с изображением этих птиц.)
Снегирь: Здорово, Сорока. Где бывала, куда
летала?
Сорока: Летом в тёмном лесу жила, осенью - на
светлой опушке.
Снегирь: А теперь куда?
Сорока: В деревню, милок, в
деревню.
Снегирь: Чем же плохо тебе в
лесу?
Сорока: Да как же, милок, да как же. Птичьи
гнёзда давно пусты, яичка не стащишь, птенца не схватишь. Всякая
живность в лесу спряталась. Пусто нынче там, ограбить и того
некого.
Снегирь: Чем же в деревне-то
хорошо?
Сорока: Да как же, милок, да как же. У дворовой
собачки косточку стяну, на свалке объедочек накопаю. Я - птица не
гордая.
- Итак, как вы считаете, тяжело птицам зимой?
Почему?
- Как можно помочь птицам зимой, вы узнаете,
отгадав загадку:
Что
за стол среди берез
Под
открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
(Кормушки)
Молодцы!
А
теперь посмотрите ребята к нам на кормушку тоже прилетели птицы,
давайте посчитаем их. ( счет от 1 до 10.)
Сколько же птиц на кормушке? (
10).
Поклевали птицы зернышки и трое из них
улетели.
Сколько же птиц осталось на
кормушке?
Как
мы это узнаем?
Покажите на карточках. (10 -3 =
7)
4.
Рефлексия
А
сейчас посмотрите, у вас на парте лежат картинки
птиц
Сейчас каждый из вас расскажет, чем они будут
угощать эту птицу.
-
Молодцы, вы все справились с заданием!
4.
Итог урока.
-
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
За
то, что вы слушали всё внимательно,
Задания все выполняли
старательно
Хочу я картинки вам подарить.
Чтоб стали с птицами вы
дружить.
Не
забывайте зимой покормить птиц!
-
Спасибо, дети за урок!