Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Календарно-тематическое планирование по предмету «Русская литература» 5 класс
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Пояснительная записка
к календарно-тематическому планированию
по предмету «Русская литература»
5 класс
Планирование составлено на основе:
-
Государственного общеобязательного стандарта основного среднего образования, утвержденного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 (с внесенными изменениями и дополнениями № 182 от 5 мая 2020 года)
-
Типовой учебной программы по предмету «Русская литература» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию, утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 (с внесенными изменениями и дополнениями на 25 октября 2017 г. № 545);
-
Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2024-2025 учебном году». – Астана: НАО имени И. Алтынсарина, 2024. – 116 с.
-
Приказ и.о. Министра просвещения Республики Казахстан от 10 июля 2024 года № 174. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 11 июля 2024 года № 34720 «Об определении сроков начала и завершения 2024-2025 учебного года, а также сроков проведения итоговой аттестации обучающихся в организациях среднего образования».
-
Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 6 апреля 2020 года № 130 «Об утверждении Перечня документов, обязательных для ведения педагогами организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, и их формы».
Цель обучения учебному предмету "Русская литература" – способствовать формированию духовных ценностей человека через восприятие и анализ художественных произведений, воспитывать компетентного читателя, способного на основе личностного выбора использовать знания, умения и навыки для познания мира и самого себя.
Задачи обучения учебному предмету "Русская литература":
1) формировать знания, умения и навыки, способствующие успешной социальной адаптации, на основе русской, казахской и мировой литературы и культуры;
2) способствовать усвоению литературоведческих понятий, позволяющих обучающимся более глубоко понимать авторский замысел произведений художественной литературы;
3) формировать навыки критического анализа, сравнения, обобщения, умения устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, классифицировать явления, строить логические и критические рассуждения, умозаключения и выводы на основе анализа произведений;
4) развивать коммуникативные навыки на основе глубокого понимания и анализа художественных произведений различных жанров.
Базовое содержание для 5 класса:
-
понимание и ответы по тексту: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм, общее представление о художественном произведении, осмысление темы, выразительное чтение наизусть фрагментов текстов небольшого объема (поэтических, прозаических), простой план, краткий пересказ содержания произведения или отрывка, краткий и полный ответ на вопрос;
-
анализ и интерпретация: определение жанра (былина, сказка, литературная сказка) и его признаков при поддержке учителя, определение основной мысли произведения при поддержке учителя, выделение в
тексте произведения элементов композиции при поддержке учителя, анализ эпизодов, важных для характеристики главных героев, при поддержке учителя, характеристика героев при поддержке учителя, анализ художественного пространства и оформление своего представления в рисунках, схемах, кластерах, определение отношения автора к главным героям при поддержке учителя, анализ изобразительных средств в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм) при поддержке учителя, написание творческих работ (сказок, рассказов, мини-сочинений
на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям); -
оценка и сравнительный анализ: участие в обсуждении произведения, выражение своих мыслей и чувств, сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства, объяснение сходств и различий, сопоставление произведений (или фрагментов) русской, казахской и мировой литературы, близких по тематике, при поддержке учителя, оценивание устных и письменных высказываний (своих, одноклассников) с точки зрения соответствия теме.
-
понимание и ответы по тексту: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм, общее представление о художественном произведении, осмысление темы, выразительное чтение наизусть фрагментов текстов небольшого объема (поэтических, прозаических), простой план, краткий пересказ содержания произведения или отрывка, краткий и полный ответ на вопрос;
-
анализ и интерпретация: определение жанра (былина, сказка, литературная сказка) и его признаков при поддержке учителя, определение основной мысли произведения при поддержке учителя, выделение в
тексте произведения элементов композиции при поддержке учителя, анализ эпизодов, важных для характеристики главных героев, при поддержке учителя, характеристика героев при поддержке учителя, анализ художественного пространства и оформление своего представления в рисунках, схемах, кластерах, определение отношения автора к главным героям при поддержке учителя, анализ изобразительных средств в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм) при поддержке учителя, написание творческих работ (сказок, рассказов, мини-сочинений
на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям); -
оценка и сравнительный анализ: участие в обсуждении произведения, выражение своих мыслей и чувств, сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства, объяснение сходств и различий, сопоставление произведений (или фрагментов) русской, казахской и мировой литературы, близких по тематике, при поддержке учителя, оценивание устных и письменных высказываний (своих, одноклассников) с точки зрения соответствия теме.
При составлении календарно-тематического плана использовано:
-
Русская литература: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы/ Н.П. Локтионова, Г.В. Забинякова- Алматы: Мектеп, 2017 г.
На изучение программного курса 5 класса отведено 72 часов (2 часа в неделю)
Распределение учебной нагрузки
Всего часов |
68 ч., из них: |
Раздел 1 Героический эпос |
17 часов |
Раздел 2 Литературная поэтическая сказка |
16 часов |
Раздел 3 Литературная прозаическая сказка. |
20 часов |
Раздел 4 Фольклорные элементы в литературных произведениях |
19 часов |
Нормы суммативного оценивания
Четверть |
Часы |
СОР |
СОЧ |
I |
17 |
2 |
1 |
II |
16 |
2 |
1 |
III |
20 |
2 |
1 |
IV |
19 |
2 |
1 |
Итог: |
72 |
8 |
4 |
Календарно-тематическое планирование
Дисциплина: Русская литература Классы: 5
Итого: 72 часов, в неделю 2 часа
№ п/п |
Раздел/ Сквозные темы |
Темы урока |
Цель обучения |
Количество часов |
Сроки |
Примечание |
I четверть (8,5 недель – 17 часов) |
|
|||||
1 |
Героический эпос (17 часов) |
Вводный урок Понятие художественная литература |
Понимание и ответы на вопросы 5.1.1.1. понимать термины: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм 5.1.2.1. иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему 5.1.3.1. читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические) 5.1.4.1. составлять простой план 5.1.6.1. давать краткий и полный ответ на вопрос Анализ и интерпретация 5.2.1.1. определять жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) при поддержке учителя 5.2.2.1. определять основную мысль произведения при поддержке учителя 5.2.5.1. характеризовать героев при поддержке учителя 5.2.8.1. анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм и др.) при поддержке учителя Оценка и сравнительный анализ 5.3.1.1. участвовать в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства |
1 |
|
|
2 |
Фантазия народа в создании образа защитника земли Русской |
1 |
1 неделя |
|
||
3 |
Богатырь Илья Муромец |
1 |
|
|
||
4 |
«Илья Муромец и Соловей Разбойник». |
1 |
2 неделя |
|
||
5 |
Былина. Художественные особенности былин. |
1 |
|
|
||
6 |
Русские богатыри и казахские батыры. СОР №1 |
1 |
3 неделя |
|
||
7 |
История создания баллады «Песнь о вещем Олеге» |
1 |
|
|
||
8 |
Летописное повествование и стихотворение А. С. Пушкина |
1 |
4 неделя |
|
||
9 |
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» |
1 |
|
|
||
10 |
Герои баллады А. Пушкина. В художественной мастерской поэта. СОР№2 |
1 |
5 неделя |
|
||
11 |
М. Ю. Лермонтов «Бородино» История и литература о Бородинской битве |
1 |
|
|
||
12 |
Выражение патриотических чувств поэта в стихотворении «Бородино». |
1 |
6 неделя |
|
||
13 |
Восхищение подвигом защитников родины в стихотворении «Бородино» СОР№2 |
1 |
|
|
||
14 |
Слово о М. Шаханове |
1 |
7 неделя |
|
||
15 |
Воспевание героического подвига защитников древнего Отрара. |
1 |
|
|
||
16 |
Суммативное оценивание за 1 четверть (СОЧ №1) |
1 |
8 неделя |
|
||
17 |
Герои «Отрарской поэмы» М. Шаханова О роли литературы в жизни народа |
1 |
|
|
||
II четверть (8 недель – 16 часов) |
|
|||||
18 |
Литературная поэтическая сказка (16 часов) |
Личность и творчество В. А. Жуковского
|
Понимание и ответы на вопросы 5.1.2.1.иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему 5.1.3.1.читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические) 5.1.5.1. кратко пересказывать содержание произведения или отрывка Анализ и интерпретация 5.2.1.1. определять жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) при поддержке учителя 5.2.2.1. определять основную мысль произведения при поддержке учителя 5.2.3.1. выделять в тексте произведения элементы композиции при поддержке учителя 5.2.4.1.анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя 5.2.5.1. характеризовать героев при поддержке учителя 5.2.9.1. писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям и др.) Оценка и сравнительный анализ 5.3.3.1. сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике, при поддержке учителя |
1 |
9 неделя |
|
19 |
Сюжет и герои «Сказки о царе Берендее» В. А. Жуковского
|
1 |
10 неделя |
|
||
20 |
Художественное время и художественное пространство в «Сказке о царе Берендее» Жуковского. |
1 |
|
|
||
21 |
Испытания героев в «Сказке о царе Берендее» |
1 |
11 неделя |
|
||
22 |
Мастерство Жуковского-сказочника. СОР №3 |
1 |
|
|
||
23 |
Слово о Пушкине |
1 |
12 неделя |
|
||
24 |
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные герои сказки |
1 |
|
|
||
25 |
Борьба добра и зла в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». |
1 |
13 неделя |
|
||
26 |
Художественные особенности сказки А. С. Пушкина |
1 |
|
|
||
27 |
Богатство и красота языка сказки А. С. Пушкина. СОР №4 |
1 |
14 неделя |
|
||
28 |
Отзыв о кинофильме. |
1 |
|
|
||
29 |
Лирика К. Д. Бальмонта. |
1 |
15 неделя |
|
||
30 |
К. Д. Бальмонт. «Фейные сказки» |
1 |
|
|
||
31 |
Лирика природы. |
1 |
16 неделя |
|
||
32 |
Суммативное оценивание за 2 четверть (СОЧ №2) |
1 |
|
|
||
33 |
Учимся читать и понимать стихи. |
1 |
17 неделя |
|
||
III четверть (10 недель – 20 часов) |
|
|||||
34 |
Литературная прозаическая сказка (20 часов) |
Ганс Христиан Андерсен |
Понимание и ответы на вопросы 5.1.1.1 Понимать термины: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт,герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм. 5.1.3.1 Читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объёма (поэтические, прозаические). 5.1.6.1 Давать краткий и полный ответ на вопрос. Анализ и интерпретация 5.2.2.1 Определять основную мысль произведения при поддержке учителя. 5.2.4.1 Анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя. 5.2.5.1 Характеризовать героев при поддержке учителя. 5.2.6.1 Анализировать художественное пространство и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах и др. 5.2.7.1 Определять отношение автора к главным героям при поддержке учителя. 5.2.8.1 Анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм и др.) при поддержке учителя. Оценка и сравнительный анализ 5.3.2.1 Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя. |
1 |
|
|
35 |
Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева» |
1 |
18 неделя |
|
||
36 |
Увлекательное и опасное путешествие Герды |
1 |
|
|
||
37 |
История о маленькой разбойнице |
1 |
19 неделя |
|
||
38 |
«Её сила и её сердце». Спасение Кая |
1 |
|
|
||
39 |
Жизненный путь Оскара Уайльда. «Соловей и роза
|
1 |
20 неделя |
|
||
40 |
Мастерство Уййльда-сказочника. |
1 |
21 неделя |
|
||
41 |
Сказка «Соловей и роза» и другие виды искусства СОР № 5 |
1 |
|
|
||
42 |
Знакомство с биографией и творчеством К.Г. Паустовского |
1 |
22 неделя |
|
||
43 |
К. Паустовский. «Тёплый хлеб» |
1 |
|
|
||
44 |
|
Образ Фильки в сказке «Тёплый хлеб» |
1 |
23 неделя |
|
|
45 |
Рассказ о солдате как отражение нравственной идеи сказки «Тёплый хлеб» |
1 |
|
|
||
46 |
Проблема в совести в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб» |
1 |
24 неделя |
|
||
47 |
Нравственные уроки и жанровое своеобразие сказки «Тёплый хлеб». СОР № 6 |
1 |
|
|
||
48 |
Жизнь и творчество Г.В. Черноголовиной |
1 |
25 неделя |
|
||
49 |
Г. Черноголовина. «Сказка об одном зёрнышке» |
1 |
|
|
||
50 |
Тема труда в «Сказке об одном зёрнышке» |
1 |
26 неделя |
|
||
51 |
Нравственные уроки «Сказки об одном зёрнышке» |
1 |
|
|
||
52 |
Суммативное оценивание за 3 четверть (СОЧ№3) |
1 |
27 неделя |
|
||
53 |
|
Игра «Путешествие в Сказочную страну» |
|
1 |
|
|
IV четверть (9,5 недель – 19 часов) |
|
|||||
54 |
Фольклорные элементы в литературных произведениях (19 часов) |
А.С. Пушкин и русский фольклор |
Понимание и ответы на вопросы 5.1.2.1 Иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему. 5.1.3.1 Читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объёма (поэтические, прозаические). 5.1.4.1 Составлять простой план. Анализ и интерпретация 5.2.3.1 Выделять в тексте произведения элементы композиции при поддержке учителя. 5.2.4.1 Анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя. 5.2.5.1 Характеризовать героев при поддержке учителя. 5.2.6.1 Анализировать художественное пространство и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах и др. 5.2.7.1 Определять отношение автора к главным героям при поддержке учителя. 5.2.8.1 Анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм и др.) при поддержке учителя. 5.2.9.1 Писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям и др.). Оценка и сравнительный анализ 5.3.4.1 Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения соответствия теме. |
1 |
28 неделя |
|
55 |
Герои поэмы «Руслан и Людмила» |
1 |
|
|
||
56 |
Поиски Людмилы (песнь вторая) |
1 |
29 неделя |
|
||
57 |
Людмила в замке Черномора (песни третья и четвертая) |
1 |
|
|
||
58 |
Необычное путешествие Руслана в поэме «Руслан и Людмила» |
1 |
30 неделя |
|
||
59 |
Противостояние добра и зла в поэме «Руслан и Людмила» |
1 |
|
|
||
60 |
Фольклорные мотивы в поэме А.С. Пушкина. |
1 |
31 неделя |
|
||
61 |
Мастерство Пушкина-сказочника. СОР № 7 |
1 |
|
|
||
62 |
По страницам биографии М.М. Пришвина |
1 |
32 неделя |
|
||
63 |
Стойкость и сплочённость героев сказки-были М.М. Пришвина |
1 |
|
|
||
64 |
Истоки жизненного опыта юных героев сказки |
1 |
33 неделя |
|
||
65 |
Природа – главный герой произведений М.М. Пришвина. Палитра красок в сказке-были «Кладовая солнца» |
1 |
|
|
||
66 |
«Правда» мудрого Антипыча |
1 |
34 неделя |
|
||
67 |
Невероятные приключения Насти и Митраши. |
1 |
|
|
||
68 |
Счастливый финал сказки-были «Кладовая солнца» |
1 |
|
|
||
69 |
Мастерство Пришвина-сказочника. СОР № 8 |
1 |
35 неделя |
|
||
70 |
Художественные особенности повести «Кладовая солнца». |
1 |
|
|
||
71 |
Суммативное оценивание за 4 четверть (СОЧ№4) |
1 |
36 неделя |
|
||
72 |
Игра «Литературное домино» |
1 |
|
|