Шығыс Қазақстан облысы білім басқармасы Риддер қаласы бойынша білім бөлімінің «Балапан» бөбекжайы»
Қазыналық мемлекеттік коммуналдық кәсіпорын
Коммунальное казенное государственное предприятие «Ясли-сад «Балапан» Отдела образования по городу Риддеру Управления образования Восточно-Казахстанской области
Седешева Евгения Константиновна
Феклистова Ирина Алексеевна
«Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности »
(учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных организаций)
г. Риддер
2025 г.
Шығыс Қазақстан облысы білім басқармасы Риддер қаласы бойынша білім бөлімінің «Балапан» бөбекжайы»
Қазыналық мемлекеттік коммуналдық кәсіпорын
Коммунальное казенное государственное предприятие «Ясли-сад «Балапан» Отдела образования по городу Риддеру Управления образования Восточно-Казахстанской области
Седешева Евгения Константиновна
Феклистова Ирина Алексеевна
«Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности »
(учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных организаций)
г. Риддер
2025 г.
Рекомендован:
методическим советом КГКП «Ясли-сад «Балапан» отдела образования по городу Риддеру Управления образования Восточно-казахстанской области 19 февраля 2025 года.
Авторы:
Методист КГКП «Ясли-сад «Балапан» отдела образования по городу Риддеру УО ВКО, Седешева Евгения Константиновна;
Заведующий КГКП «Ясли-сад «Балапан» отдела образования по городу Риддеру УО ВКО, Феклистова Ирина Алексеевна
Реценденты:
Методист КГКП «Ясли – сад №38 «Ласточка» ОО по г. Риддеру УО ВКО, педагог-исследователь, Ельсюкова Людмила Афанасьевна.
Методист по дошкольному воспитанию ГУ ««Отдела образования по г.Риддеру» УО ВКО Бельгубаева Динара Ерболқызы.
Аннотация
Учебно-методическое пособие «Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности» для дошкольных организаций представляет собой сборник игровых сценариев, разработанных для педагогов дошкольного образования. Целью пособия является содействие всестороннему развитию детей 2-6 лет посредством организации увлекательной и эффективной изобразительной деятельности.
Картотека включает в себя разнообразные дидактические игры, направленные на:
-
Развитие интереса к изобразительному искусству и формирование знаний об основных видах и жанрах.
-
Обогащение сенсорного опыта и развитие восприятия цвета, формы, размера.
-
Совершенствование технических навыков и умений в рисовании, лепке, аппликации.
-
Развитие творческого воображения, фантазии, ассоциативного мышления и мелкой моторики.
-
Воспитание эстетического вкуса, аккуратности и умения работать в коллективе.
Пособие содержит описание каждой игры, включая цель, задачи, необходимое оборудование, ход игры и методические рекомендации для педагога. Игры ориентированы на использование различных материалов и техник изобразительной деятельности, что позволяет варьировать задания в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.
Содержание
-
Введение 5
-
Пояснительная записка 6
-
Картотека дидактических игр 9
-
Жуки на цветах 10
-
Подбери фрагмент 11
-
Вырежи и подбери цвет 12
-
Узнай по контуру 13
-
Что перепутал художник? 13
-
Папка передвижка 15
-
Танграм 16
-
Подходящее дерево для совы 18
-
Пицца!!! 19
-
Заполни аквариум рыбками 19
-
Подбери пару 20
-
Разноцветное домино 20
-
Рисуем пошагово 21
-
Подбери карандаши к рисункам 22
-
Цветные квадраты 22
-
Смешай краски 23
-
Приложение 1 25
Приложение 2 27
Приложение 3 28
Приложение 4 29
Приложение 5 38
Приложение 6 47
Приложение 7 60
Приложение 8 65
Приложение 9 80
Приложение 10 83
Приложение 11 86
Приложение 12 88
Приложение 13 91
Приложение 14 93
Приложение 15 103
Приложение 16 106
Приложение 17 110
-
Список литературы 113
Введение
Изобразительная деятельность играет огромную роль в развитии детей дошкольного возраста. Это не просто способ занять ребёнка, а мощный инструмент для всестороннего развития личности, включающий в себя развитие творческих способностей, мелкой моторики, сенсорного восприятия, эмоциональной сферы и коммуникативных навыков. Именно в процессе изобразительной деятельности дети учатся видеть красоту окружающего мира, выражать свои чувства и мысли, экспериментировать с различными материалами и техниками и воплощать свои фантазии в реальность.
В современном дошкольном образовании, в соответствии с государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения и типовой учебной программы, особое внимание уделяется организации образовательного процесса в форме игры. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте и позволяет детям легко и непринужденно усваивать новые знания, развивать навыки и умения, а также формировать личностные качества.
Настоящее учебно-методическое пособие «Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности» для дошкольных организаций разработано с целью оказания методической помощи педагогам в развитии художественного вкуса.
Мы надеемся, что данное пособие станет незаменимым помощником для педагогов в их работе и поможет сделать процесс обучения изобразительной деятельности интересным, увлекательным и эффективным для каждого ребёнка. Мы верим, что благодаря использованию дидактических игр дети смогут раскрыть свой творческий потенциал, научиться видеть красоту окружающего мира и выражать свои чувства и мысли в творческой деятельности.
Желаем вам творческих успехов и вдохновения в работе с детьми!
Пояснительная записка
Общие положения
Учебно-методическое пособие «Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности для дошкольных организаций» (далее - Пособие) разработано в соответствии с требованиями государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения и типовой учебной программы и предназначено для использования педагогами дошкольных организаций (ДО) в работе с детьми в возрасте от 2 до 6 лет.
Пособие представляет собой сборник дидактических игр, направленных на развитие у детей интереса к изобразительной деятельности, формирование знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, развитие творческого воображения и эстетического вкуса.
Цель и задачи пособия
Цель: Содействие всестороннему развитию детей дошкольного возраста посредством организации увлекательной и эффективной изобразительной деятельности с использованием дидактических игр.
Задачи:
-
Образовательные: Формирование и расширение знаний детей об изобразительном искусстве, его видах, жанрах и материалах; обогащение сенсорного опыта; совершенствование технических навыков и умений в изобразительной деятельности; обучение различным приемам и техникам работы; формирование умения выражать свои чувства и эмоции в творческой деятельности.
-
Развивающие: Развитие творческого воображения, фантазии и ассоциативного мышления; развитие мелкой моторики рук, координации движений; развитие внимания, памяти, наблюдательности; развитие речи и умения описывать свои работы и работы других детей; развитие эстетического вкуса и чувства прекрасного.
-
Воспитательные: Воспитание интереса к изобразительному искусству и желания заниматься творчеством; воспитание аккуратности, трудолюбия, усидчивости; воспитание умения работать в коллективе, делиться материалами и помогать друг другу; формирование положительной самооценки и уверенности в своих творческих способностях; воспитание уважения к чужому труду и творчеству.
-
Методические (для педагогов): Предоставление готовых к использованию дидактических игр; обеспечение методической поддержки в организации изобразительной деятельности; предложение разнообразных вариантов игр организации изобразительной деятельности в дошкольном возрасте. Игры позволяют детям легко и непринужденно усваивать новые знания и навыки.
Методы организации образовательного процесса:
-
Наглядный метод: Использование наглядных пособий (картин, иллюстраций, репродукций) помогает детям лучше воспринимать и понимать информацию об изобразительном искусстве.
-
Словесный метод: Беседы, рассказы, объяснения, инструкции используются для передачи знаний, стимулирования интереса и развития речи детей.
-
Практический метод: Выполнение практических заданий, упражнений, творческих работ позволяет детям закрепить полученные знания и развить навыки в изобразительной деятельности.
-
Метод проблемного обучения: Создание проблемных ситуаций, требующих от детей самостоятельного поиска решений, способствует развитию творческого мышления и активности.
-
Индивидуальный подход: Учет индивидуальных особенностей, интересов и способностей каждого ребенка при организации изобразительной деятельности.
Приемы организации учебного процесса
-
Создание проблемной ситуации: постановка перед детьми вопроса или задачи, требующих решения с помощью изобразительных средств.
-
Использование сюрпризных моментов: внесение элемента неожиданности и новизны в занятие для повышения интереса и активности детей.
-
Использование игровых персонажей: использование игровых персонажей (сказочных героев, животных) для создания эмоционального фона и стимулирования творческой деятельности.
-
Поощрение и похвала: поддержка и поощрение творческих усилий детей, создание атмосферы успеха и уверенности в своих силах.
-
Анализ работ: обсуждение и оценка работ детей с акцентом на положительные стороны и возможности для улучшения.
Планируемые результаты
Использование данного пособия способствует достижению следующих планируемых результатов в соответствии с государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения и типовой учебной программы:
-
Ребёнок проявляет интерес к изобразительной деятельности, экспериментирует с различными материалами и техниками.
-
Ребёнок владеет основными навыками и умениями в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
-
Умеет выражать свои чувства и эмоции в творческих работах.
-
Проявляет творческое воображение, фантазию и ассоциативное мышление.
-
Обладает эстетическим вкусом и чувством прекрасного.
-
Умеет работать в коллективе, делиться материалами и помогать друг другу.
-
Обладает положительной самооценкой и уверенностью в своих творческих способностях.
Оборудование
Для проведения дидактических игр, представленных в пособии, необходимо следующее оборудование и материалы:
-
Изобразительные материалы: бумага разных форматов и цветов, карандаши, краски (акварель, гуашь), кисти разных размеров, фломастеры, восковые мелки, цветная бумага, клей, ножницы.
-
Наглядные пособия: репродукции картин известных художников, иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы.
-
Игрушки и предметы: игрушки, предметы быта, природные объекты для рассматривания и рисования с натуры.
-
Технические средства: компьютер, проектор, интерактивная доска (при наличии).
-
Другие материалы: палитра, стаканчики для воды, тряпочки, фартуки, нарукавники.
Заключение
Учебно-методическое пособие «Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности для дошкольных организаций» является ценным инструментом для педагогов ДОО, позволяющим эффективно организовать изобразительную деятельность и способствовать всестороннему развитию детей дошкольного возраста. Использование предложенных игр и упражнений позволит сделать процесс обучения интересным, увлекательным и результативным.
Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных организаций «Сборник дидактических игр по изобразительной деятельности»
Актуальность учебно-методического пособия «Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности» для дошкольных организаций обусловлена рядом факторов, определяющих современные тенденции в дошкольном образовании и потребностями практической деятельности педагогов:
-
Соответствие ГОСО и ТУП: государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения и типовая учебная программа ориентированы на всестороннее развитие личности ребенка, включая художественно-эстетическое развитие. Изобразительная деятельность играет важную роль в реализации этой задачи, а дидактические игры являются эффективным средством достижения планируемых результатов. Данное пособие предлагает практический инструмент, соответствующий требованиям ГОСО и ТУП, что делает его востребованным в современных дошкольных организациях.
-
Необходимость обновления методического арсенала педагогов: педагоги нуждаются в новых методических разработках и пособиях, которые помогут им организовать образовательный процесс в соответствии с современными требованиями. «Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности» предлагает готовые к использованию игровые сценарии, что существенно экономит время и силы педагогов при планировании и проведении занятий по изобразительной деятельности.
-
Развитие творческих способностей и воображения детей: современное общество предъявляет высокие требования к творческим способностям человека, умению нестандартно мыслить и решать проблемы. Изобразительная деятельность является мощным средством развития творческого потенциала детей, а дидактические игры делают этот процесс увлекательным и интересным. Пособие предлагает разнообразные игровые задания, направленные на развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, что особенно актуально в современном мире.
-
Важность сенсорного развития: ранний возраст является сензитивным периодом для развития сенсорных способностей. Изобразительная деятельность, особенно с использованием различных материалов и техник, способствует развитию восприятия цвета, формы, размера, фактуры. Дидактические игры, представленные в пособии, направлены на обогащение сенсорного опыта детей, что является важным условием для их полноценного развития.
-
Актуальность игрового подхода в дошкольном образовании: игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Именно в игре дети наиболее эффективно усваивают знания, развивают навыки и умения, формируют личностные качества. Дидактические игры, предложенные в пособии, органично вписываются в образовательный процесс дошкольной организации, делают его более увлекательным и эффективным.
-
Развитие мелкой моторики и координации движений: изобразительная деятельность требует точности и координации движений рук. Использование дидактических игр, направленных на развитие мелкой моторики, способствует подготовке руки к письму, развитию графических навыков, что особенно важно для успешного обучения в школе.
-
В коллективе: многие дидактические игры, представленные в пособии, предполагают взаимодействие детей в коллективе. Это способствует развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде, делиться материалами и помогать друг другу, что является важным условием успешной социализации.
Таким образом, учебно-методическое пособие «Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности» для дошкольных организаций является актуальным и востребованным инструментом для педагогов, стремящихся повысить качество образовательного процесса и обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Оно позволяет организовать увлекательную и эффективную изобразительную деятельность, способствующую развитию творческих способностей, сенсорного опыта, мелкой моторики и коммуникативных навыков детей.
Картотека игр
«Жуки на цветах».
Развитие цветовосприятия – это одна из важнейших составляющих сенсорного развития. Цвет наряду с размером и формой предметов является сенсорным эталоном, на основе которых базируются знания о предметах и явлениях. Чем раньше эти эталоны сформируются, тем больше полезной информации сможет понять и усвоить ребенок, что скажется на развитии в целом.
Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах.
Эта игра поможет выучить с ребенком основные цвета, а также лучше различать оттенки одного цвета.
Предложите ребёнку рассадить жучков разного цвета на лепестки цветочка такого же цвета. Не забывайте в процессе игры проговаривать с ребенком названия цветов. Цветочки одного цвета помогут научить ребенка лучше различать оттенки одного цвета. (Приложение 1).

«Подбери фрагмент»
Занимательная и простая дидактическая игра для воспитанников детского сада.
Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления, умения анализировать и сопоставлять части и целое.
Игра состоит из двух частей:
-
Рабочая область или фон. Тут под вопросительными знаками отсутствует часть геометрической фигуры.
-
Элементы для вырезания. именно эти элементы дети должны вложить в рабочую область.

Вся игра помещается на листе А4.
-
Распечатайте по одному листу для каждого ребенка.
-
Попросите вырезать полоску с элементами.
-
Теперь нужно вырезать каждый элемент.
-
Можно устанавливать правильным образом вырезанные элементы на место (Приложение 2).
«Вырежи и подбери цвет»
Простая дидактическая игра для младшей и средней группы детского сада.
Цель: Закрепление знаний о различных цветах и оттенках, развитие цветового восприятия, внимания и умения соотносить цвет отдельных элементов (кругов) с цветами на рисунке. (Приложение 3).

Детям нужно вырезать кружочки разного и цвета и вставить их в соответствующие места на карандашах и линейке.
-
Распечатайте карточки целиком на листе А4 для каждого воспитанника ДОУ.
-
Теперь они должны вырезать боковую полоску с кругами.
-
Далее, держа полоску в руках, нужно вырезать круги.
-
Теперь нужно установить кружочки на свое место в фигурах.
«Геометрические фигуры. Сложи картинку»
Цель: развить зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепить название цветов и геометрических фигур (Приложение 4).

«Узнай по контуру»
Игра поможет развить зрительную память детей. Распечатайте карточки, на каждой из которых нарисовано несколько контуров разных предметов. Предложите ребенку проследить глазками по контурам и определить, какие предметы изображены на картинке.
Цель: развитие зрительного внимания, развитие умения сознательно направлять внимание на определённые предметы.
Цветные контуры (Приложение 5)


«Что перепутал художник?»
Цель: развивать наблюдательность, зрительное восприятие, память, умение логически мыслить и делать выводы. Расширение словарного запаса.
Игра состоит из карточек с картинками - небылицами.
Для начала потренируемся на иллюстрациях без сюжета. Просто предметы, в которых что-то не так. Что художник нарисовал не верно?
Затем усложним игру. Распечатайте и разрежьте карточки по пунктирной линии. Перед вами 16 картинок-небылиц. На каждом изображении - целая история, но в этих иллюстрациях опять художник все перепутал. Нужно срочно разобраться, что здесь не так. Предложите малышу найти на сюжетных картинках все, что напутал художник. На каждой картинке несколько ошибок. Пусть ребенок не только постарается показать, что не правильно, но и объяснить, почему и как должно быть на самом деле. А затем предложите малышу придумать фантастический рассказ по картинке. (Приложение 6)






«Папка передвижка»
Дидактические игры по изобразительному искусству для дошкольников оформлены в виде папки передвижки, которая состоит из титульной страницы, а также пяти страниц непосредственно с играми.
Все в папке передвижке 3 обширные игры с подробным описанием процесса, цели, оборудования, хода игры, а также возраста детей.
Данный материал можно использовать как руководство при подготовке к проведению занятия в виде игры, а также как папку передвижку для родителей.
Распечатайте все страницы с играми на листах А4. (Приложение 7)


«Танграм» своими руками (схемы игры, фигуры)
Т
анграм -
старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при
разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших
треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и
параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом
получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные
предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда
и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют
"геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или
"разрезными головоломками".
Цель: научить анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить.
Как сделать танграм
Танграм можно сделать из картона или бумаги, распечатав шаблон и разрезав по линиям.

Можно и без шаблона. В квадрате чертим диагональ - получается 2 треугольника. Один из них разрезаем пополам на 2 небольших треугольника. Отмечаем на каждой стороне второго большого треугольника середину. Отсекаем по этим отметкам средний треугольник и остальные фигуры. Есть и другие варианты, как расчертить танграм, но когда вы его разрежете на части, они будут абсолютно те же самые.
Более практичный и долговечный танграм можно вырезать из жесткой офисной папки или пластиковой коробки из под DVD. Можно немного усложнить себе задачу, вырезав танграм из кусочков разного фетра, обметав их по краям, или вовсе из фанеры или дерева.
В последнее время танграм частенько используют дизайнеры. Самое удачное применение танграма, пожалуй, в качестве мебели. Есть и столы-танграмы, и трансформируемая мягкая мебель, и корпусная мебель. Вся мебель, построенная по принципу танграма, довольно удобна и функциональна. Она может видоизменятся в зависимости от настроения и желания хозяина. Сколько всевозможных вариантов и комбинаций можно составить из треугольных, квадратных и четырехугольных полок. При покупке такой мебели вместе с инструкцией покупателю выдаются несколько листов с картинками на разные темы, которые можно сложить из этих полок. В гостиной можно повесить полки в виде людей, в детской из этих же полок можно сложить котов, зайцев и птиц, а в столовой или библиотеке - рисунок может быть на строительную тему - дома, замки, храмы.
Вот такой многофункциональный танграм.
Как играть в танграм
Каждая фигура игры должна складываться из семи частей танграма, и при этом они не должны перекрываться.
Самый легкий вариант для детей дошкольников 4-5 лет - собирать фигуры по расчерченным на элементы схемам (ответам), как мозаику. Немного практики, и ребенок научится составлять фигуры по образцу-контуру и даже придумывать свои фигуры по такому же принципу.
Уровень первый - распечатать цветной танграм, так легче будет ориентироваться в схеме. (Приложение 8).



«Подходящее дерево для совы»
Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления, умения анализировать и сопоставлять.
Ход игры: Для каждой совы необходимо подобрать свое дерево исходя их цветов и узоров. (Приложение 9)


Аппликация «Пицца!!!»
Цель: развитие мелкой моторики, композиционного размещения, умение равномерно распределять малые объекты на общей форме. (Приложение 10).

Аппликация «Заполни аквариум рыбками»
Цель игры: закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей. (Приложение 11).

«Подбери пару»
Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления, умения анализировать и сопоставлять части и целое, различать цвета и их оттенки.
Детям раздаются карточки с изображениями и разрезанные отдельные элементы(карандаши и баночки с краской). Задача воспитанников подобрать правильно цвета и оттенки. (Приложение 12).

«Разноцветное домино»
Цель игры: научить детей правилам игры в детское домино, показать важность подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов.
Оборудование: детское домино из 28 штук, в котором вместо картинок квадраты окрашены в разные цвета (которых должно быть 7 видов).
Ход игры: воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть не более 4 человек, и раздает домино. Каждому участнику достается по 7 штук. После этого один из игроков, которому досталась карточка «красный-красный» выкладывает ее на стол. Следующий участник кладет домино, в котором один из квадратов окрашен в красный цвет. Далее необходимо выложить карточку, чтобы цвета совпадали. Если у ребенка нет необходимого цвета, то он пропускает ход. Выигрывает человек, у которого раньше остальных закончатся карточки домино.
Если в игре участвуют только 2 или 3 человека, то на столе должны остаться 14 или 7 карточек, перевернутых цветами вниз. Они будут служить запасными для тех ребят, у которых во время игры не оказалось нужного цвета.
Для лучшего закрепления названия цветов желательно просить детей называть их, когда они выкладывают необходимую карточку на стол. (Приложение 13).

«Рисуем пошагово»
Цели и задачи: Учить детей ориентироваться на листе бумаги; Развивать мелкую моторику, мышление и воображение; Подготавливать руку ребенка к письму; Воспитывать усидчивость и терпение.
Актуальность: Все дети любят рисовать, но, к сожалению, не у всех это сразу получается. Благодаря пошаговому рисованию схемы помогут научится рисовать даже тем детям, которые не имеют к этому способностей.
Поэтапное создание целостной картинки – это лучший способ вникнуть в сам процесс художественного творчества и понять, что за чем следует.
Родители не всегда представляют, как научить ребенка рисовать. С помощью карточек поэтапного рисования родители смогут вместе с ребенком нарисовать любой рисунок. (Приложение 14).




«Подбери карандаши к рисункам»
Цель: Закрепление знаний о различных цветах и оттенках, развитие цветового восприятия, внимания и умения соотносить цвет карандашей с цветами на рисунке.
1. Распечатайте картинки на принтере, вырежьте пазлы.
2. Вместе с ребенком рассмотрите рисунки и подберите к каждой картинке набор карандашей в цветах рисунка (Приложение 15).


«Цветные квадраты»
Цель: улучшения цветовосприятия, развития концентрации внимания и памяти детей раннего возраста.
На страницах ребенку предлагается подобрать пары квадратов с одинаковым узором.
Распечатайте бесплатно развивающее задание для занятия с ребенком от 3 лет и предложите малышу внимательно рассмотреть квадраты. Каждый из квадратов имеет узор из 2 цветов, а цель задания – найти пары одинаковых квадратов в левом и правом столбиках.
Вы можете выполнять задание несколькими способами в зависимости от навыков ребенка:
-
соединять пары одинаковых квадратов линией от левой к правой стороне;
-
показывать одновременно пальчиками на одинаковых квадраты в разных столбиках. (Приложение 16).

«Смешай краски»
Цель: расширение представлений детей о смешивании красок для получения новых цветов и оттенков.
Дидактические задачи:
продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности;
закреплять знания детей старшего дошкольного возраста об уже известных цветах;
знакомить детей с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, оранжевый, темно – зелёный, серый), способом смешивания двух красок для получения новых цветов и оттенков;
развивать чувство цвета.
Игра проводиться как с одним, так и с подгруппой детей (3-5 детей) для индивидуальной работы. У детей карточки с картинкой основного цвета. Педагог из коробки (мешочка) достает кружок определенного цвета. Назовите цвет. Предлагает ребёнку (детям) взять карточку с таким же цветом. Выбирают нужные кружки и выкладывают их на карточку. Расскажи (те), какие две краски нужно смешать, чтобы получился оранжевый (зеленый, фиолетовый, голубой, розовый, серый, коричневый). Затем рассказывает ребёнок: Если красную краску смешать (добавить) с синей, то получится фиолетовый цвет. Опорные схемы: желтый + красный = Оранжевый желтый + синий = Зеленый красный + синий = Фиолетовый белый + синий = Голубой белый + красный =Розовый белый + черный = Серый 25 Красный + зелёный = Коричневый (Приложение 17).

Приложение
1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение
4








Приложение
5








Приложение 6













Приложение 7





Приложение
8





Схемы и фигуры игры танграм









Приложение 9


Приложение
10



П
риложение 11


Приложение 12



Приложение 13

Приложение
14








Приложение
15



Приложение 16


Приложение 17


Список литературы
Нормативно-правовые документы:
-
Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения (Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 августа 2022 года № 29031).
-
Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения (Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года № 499. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 14 сентября 2016 года № 14235, с изменениями от 14 октября 2022 года).
Методическая литература:
-
Грибовская, А.А. Дидактические игры и занятия в детском саду: Для детей 4-5 лет. — М.: Айрис-пресс, 2006.
-
Грибовская, А.А. Дидактические игры и занятия в детском саду: Для детей 5-6 лет. — М.: Айрис-пресс, 2006.
-
Доронова, Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. – СПб.: Детство-Пресс, 2018.
-
Комарова, Т.С. Детское художественное творчество: учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов дополнительного образования. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
-
Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. — М.: Педагогика, 1990.
-
Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. — М.: Цветной мир, 2011.
-
Лыкова, И.А. Методика организации детского изобразительного творчества. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2018.
-
Пантелеева, Л.В. Детское изобразительное творчество. Дидактические игры и упражнения. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
-
Соломенникова, О.А. Изобразительная деятельность в детском саду: конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Литература по детской психологии и педагогике:
-
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
-
Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М.: Академия, 2006.
-
Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1986.
Дополнительная литература (для расширения кругозора):
-
Алпатов, М.В. Всеобщая история искусств. В 3 т. — М.: Искусство, 1948–1955.
-
Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств. — М.: Искусство, 1986.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Картотека дидактических игр по ИЗО для педагогов дошкольных организаций
Картотека дидактических игр по ИЗО для педагогов дошкольных организаций
Шығыс Қазақстан облысы білім басқармасы Риддер қаласы бойынша білім бөлімінің «Балапан» бөбекжайы»
Қазыналық мемлекеттік коммуналдық кәсіпорын
Коммунальное казенное государственное предприятие «Ясли-сад «Балапан» Отдела образования по городу Риддеру Управления образования Восточно-Казахстанской области
Седешева Евгения Константиновна
Феклистова Ирина Алексеевна
«Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности »
(учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных организаций)
г. Риддер
2025 г.
Шығыс Қазақстан облысы білім басқармасы Риддер қаласы бойынша білім бөлімінің «Балапан» бөбекжайы»
Қазыналық мемлекеттік коммуналдық кәсіпорын
Коммунальное казенное государственное предприятие «Ясли-сад «Балапан» Отдела образования по городу Риддеру Управления образования Восточно-Казахстанской области
Седешева Евгения Константиновна
Феклистова Ирина Алексеевна
«Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности »
(учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных организаций)
г. Риддер
2025 г.
Рекомендован:
методическим советом КГКП «Ясли-сад «Балапан» отдела образования по городу Риддеру Управления образования Восточно-казахстанской области 19 февраля 2025 года.
Авторы:
Методист КГКП «Ясли-сад «Балапан» отдела образования по городу Риддеру УО ВКО, Седешева Евгения Константиновна;
Заведующий КГКП «Ясли-сад «Балапан» отдела образования по городу Риддеру УО ВКО, Феклистова Ирина Алексеевна
Реценденты:
Методист КГКП «Ясли – сад №38 «Ласточка» ОО по г. Риддеру УО ВКО, педагог-исследователь, Ельсюкова Людмила Афанасьевна.
Методист по дошкольному воспитанию ГУ ««Отдела образования по г.Риддеру» УО ВКО Бельгубаева Динара Ерболқызы.
Аннотация
Учебно-методическое пособие «Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности» для дошкольных организаций представляет собой сборник игровых сценариев, разработанных для педагогов дошкольного образования. Целью пособия является содействие всестороннему развитию детей 2-6 лет посредством организации увлекательной и эффективной изобразительной деятельности.
Картотека включает в себя разнообразные дидактические игры, направленные на:
-
Развитие интереса к изобразительному искусству и формирование знаний об основных видах и жанрах.
-
Обогащение сенсорного опыта и развитие восприятия цвета, формы, размера.
-
Совершенствование технических навыков и умений в рисовании, лепке, аппликации.
-
Развитие творческого воображения, фантазии, ассоциативного мышления и мелкой моторики.
-
Воспитание эстетического вкуса, аккуратности и умения работать в коллективе.
Пособие содержит описание каждой игры, включая цель, задачи, необходимое оборудование, ход игры и методические рекомендации для педагога. Игры ориентированы на использование различных материалов и техник изобразительной деятельности, что позволяет варьировать задания в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.
Содержание
-
Введение 5
-
Пояснительная записка 6
-
Картотека дидактических игр 9
-
Жуки на цветах 10
-
Подбери фрагмент 11
-
Вырежи и подбери цвет 12
-
Узнай по контуру 13
-
Что перепутал художник? 13
-
Папка передвижка 15
-
Танграм 16
-
Подходящее дерево для совы 18
-
Пицца!!! 19
-
Заполни аквариум рыбками 19
-
Подбери пару 20
-
Разноцветное домино 20
-
Рисуем пошагово 21
-
Подбери карандаши к рисункам 22
-
Цветные квадраты 22
-
Смешай краски 23
-
Приложение 1 25
Приложение 2 27
Приложение 3 28
Приложение 4 29
Приложение 5 38
Приложение 6 47
Приложение 7 60
Приложение 8 65
Приложение 9 80
Приложение 10 83
Приложение 11 86
Приложение 12 88
Приложение 13 91
Приложение 14 93
Приложение 15 103
Приложение 16 106
Приложение 17 110
-
Список литературы 113
Введение
Изобразительная деятельность играет огромную роль в развитии детей дошкольного возраста. Это не просто способ занять ребёнка, а мощный инструмент для всестороннего развития личности, включающий в себя развитие творческих способностей, мелкой моторики, сенсорного восприятия, эмоциональной сферы и коммуникативных навыков. Именно в процессе изобразительной деятельности дети учатся видеть красоту окружающего мира, выражать свои чувства и мысли, экспериментировать с различными материалами и техниками и воплощать свои фантазии в реальность.
В современном дошкольном образовании, в соответствии с государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения и типовой учебной программы, особое внимание уделяется организации образовательного процесса в форме игры. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте и позволяет детям легко и непринужденно усваивать новые знания, развивать навыки и умения, а также формировать личностные качества.
Настоящее учебно-методическое пособие «Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности» для дошкольных организаций разработано с целью оказания методической помощи педагогам в развитии художественного вкуса.
Мы надеемся, что данное пособие станет незаменимым помощником для педагогов в их работе и поможет сделать процесс обучения изобразительной деятельности интересным, увлекательным и эффективным для каждого ребёнка. Мы верим, что благодаря использованию дидактических игр дети смогут раскрыть свой творческий потенциал, научиться видеть красоту окружающего мира и выражать свои чувства и мысли в творческой деятельности.
Желаем вам творческих успехов и вдохновения в работе с детьми!
Пояснительная записка
Общие положения
Учебно-методическое пособие «Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности для дошкольных организаций» (далее - Пособие) разработано в соответствии с требованиями государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения и типовой учебной программы и предназначено для использования педагогами дошкольных организаций (ДО) в работе с детьми в возрасте от 2 до 6 лет.
Пособие представляет собой сборник дидактических игр, направленных на развитие у детей интереса к изобразительной деятельности, формирование знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, развитие творческого воображения и эстетического вкуса.
Цель и задачи пособия
Цель: Содействие всестороннему развитию детей дошкольного возраста посредством организации увлекательной и эффективной изобразительной деятельности с использованием дидактических игр.
Задачи:
-
Образовательные: Формирование и расширение знаний детей об изобразительном искусстве, его видах, жанрах и материалах; обогащение сенсорного опыта; совершенствование технических навыков и умений в изобразительной деятельности; обучение различным приемам и техникам работы; формирование умения выражать свои чувства и эмоции в творческой деятельности.
-
Развивающие: Развитие творческого воображения, фантазии и ассоциативного мышления; развитие мелкой моторики рук, координации движений; развитие внимания, памяти, наблюдательности; развитие речи и умения описывать свои работы и работы других детей; развитие эстетического вкуса и чувства прекрасного.
-
Воспитательные: Воспитание интереса к изобразительному искусству и желания заниматься творчеством; воспитание аккуратности, трудолюбия, усидчивости; воспитание умения работать в коллективе, делиться материалами и помогать друг другу; формирование положительной самооценки и уверенности в своих творческих способностях; воспитание уважения к чужому труду и творчеству.
-
Методические (для педагогов): Предоставление готовых к использованию дидактических игр; обеспечение методической поддержки в организации изобразительной деятельности; предложение разнообразных вариантов игр организации изобразительной деятельности в дошкольном возрасте. Игры позволяют детям легко и непринужденно усваивать новые знания и навыки.
Методы организации образовательного процесса:
-
Наглядный метод: Использование наглядных пособий (картин, иллюстраций, репродукций) помогает детям лучше воспринимать и понимать информацию об изобразительном искусстве.
-
Словесный метод: Беседы, рассказы, объяснения, инструкции используются для передачи знаний, стимулирования интереса и развития речи детей.
-
Практический метод: Выполнение практических заданий, упражнений, творческих работ позволяет детям закрепить полученные знания и развить навыки в изобразительной деятельности.
-
Метод проблемного обучения: Создание проблемных ситуаций, требующих от детей самостоятельного поиска решений, способствует развитию творческого мышления и активности.
-
Индивидуальный подход: Учет индивидуальных особенностей, интересов и способностей каждого ребенка при организации изобразительной деятельности.
Приемы организации учебного процесса
-
Создание проблемной ситуации: постановка перед детьми вопроса или задачи, требующих решения с помощью изобразительных средств.
-
Использование сюрпризных моментов: внесение элемента неожиданности и новизны в занятие для повышения интереса и активности детей.
-
Использование игровых персонажей: использование игровых персонажей (сказочных героев, животных) для создания эмоционального фона и стимулирования творческой деятельности.
-
Поощрение и похвала: поддержка и поощрение творческих усилий детей, создание атмосферы успеха и уверенности в своих силах.
-
Анализ работ: обсуждение и оценка работ детей с акцентом на положительные стороны и возможности для улучшения.
Планируемые результаты
Использование данного пособия способствует достижению следующих планируемых результатов в соответствии с государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения и типовой учебной программы:
-
Ребёнок проявляет интерес к изобразительной деятельности, экспериментирует с различными материалами и техниками.
-
Ребёнок владеет основными навыками и умениями в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
-
Умеет выражать свои чувства и эмоции в творческих работах.
-
Проявляет творческое воображение, фантазию и ассоциативное мышление.
-
Обладает эстетическим вкусом и чувством прекрасного.
-
Умеет работать в коллективе, делиться материалами и помогать друг другу.
-
Обладает положительной самооценкой и уверенностью в своих творческих способностях.
Оборудование
Для проведения дидактических игр, представленных в пособии, необходимо следующее оборудование и материалы:
-
Изобразительные материалы: бумага разных форматов и цветов, карандаши, краски (акварель, гуашь), кисти разных размеров, фломастеры, восковые мелки, цветная бумага, клей, ножницы.
-
Наглядные пособия: репродукции картин известных художников, иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы.
-
Игрушки и предметы: игрушки, предметы быта, природные объекты для рассматривания и рисования с натуры.
-
Технические средства: компьютер, проектор, интерактивная доска (при наличии).
-
Другие материалы: палитра, стаканчики для воды, тряпочки, фартуки, нарукавники.
Заключение
Учебно-методическое пособие «Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности для дошкольных организаций» является ценным инструментом для педагогов ДОО, позволяющим эффективно организовать изобразительную деятельность и способствовать всестороннему развитию детей дошкольного возраста. Использование предложенных игр и упражнений позволит сделать процесс обучения интересным, увлекательным и результативным.
Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных организаций «Сборник дидактических игр по изобразительной деятельности»
Актуальность учебно-методического пособия «Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности» для дошкольных организаций обусловлена рядом факторов, определяющих современные тенденции в дошкольном образовании и потребностями практической деятельности педагогов:
-
Соответствие ГОСО и ТУП: государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения и типовая учебная программа ориентированы на всестороннее развитие личности ребенка, включая художественно-эстетическое развитие. Изобразительная деятельность играет важную роль в реализации этой задачи, а дидактические игры являются эффективным средством достижения планируемых результатов. Данное пособие предлагает практический инструмент, соответствующий требованиям ГОСО и ТУП, что делает его востребованным в современных дошкольных организациях.
-
Необходимость обновления методического арсенала педагогов: педагоги нуждаются в новых методических разработках и пособиях, которые помогут им организовать образовательный процесс в соответствии с современными требованиями. «Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности» предлагает готовые к использованию игровые сценарии, что существенно экономит время и силы педагогов при планировании и проведении занятий по изобразительной деятельности.
-
Развитие творческих способностей и воображения детей: современное общество предъявляет высокие требования к творческим способностям человека, умению нестандартно мыслить и решать проблемы. Изобразительная деятельность является мощным средством развития творческого потенциала детей, а дидактические игры делают этот процесс увлекательным и интересным. Пособие предлагает разнообразные игровые задания, направленные на развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, что особенно актуально в современном мире.
-
Важность сенсорного развития: ранний возраст является сензитивным периодом для развития сенсорных способностей. Изобразительная деятельность, особенно с использованием различных материалов и техник, способствует развитию восприятия цвета, формы, размера, фактуры. Дидактические игры, представленные в пособии, направлены на обогащение сенсорного опыта детей, что является важным условием для их полноценного развития.
-
Актуальность игрового подхода в дошкольном образовании: игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Именно в игре дети наиболее эффективно усваивают знания, развивают навыки и умения, формируют личностные качества. Дидактические игры, предложенные в пособии, органично вписываются в образовательный процесс дошкольной организации, делают его более увлекательным и эффективным.
-
Развитие мелкой моторики и координации движений: изобразительная деятельность требует точности и координации движений рук. Использование дидактических игр, направленных на развитие мелкой моторики, способствует подготовке руки к письму, развитию графических навыков, что особенно важно для успешного обучения в школе.
-
В коллективе: многие дидактические игры, представленные в пособии, предполагают взаимодействие детей в коллективе. Это способствует развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде, делиться материалами и помогать друг другу, что является важным условием успешной социализации.
Таким образом, учебно-методическое пособие «Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности» для дошкольных организаций является актуальным и востребованным инструментом для педагогов, стремящихся повысить качество образовательного процесса и обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Оно позволяет организовать увлекательную и эффективную изобразительную деятельность, способствующую развитию творческих способностей, сенсорного опыта, мелкой моторики и коммуникативных навыков детей.
Картотека игр
«Жуки на цветах».
Развитие цветовосприятия – это одна из важнейших составляющих сенсорного развития. Цвет наряду с размером и формой предметов является сенсорным эталоном, на основе которых базируются знания о предметах и явлениях. Чем раньше эти эталоны сформируются, тем больше полезной информации сможет понять и усвоить ребенок, что скажется на развитии в целом.
Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах.
Эта игра поможет выучить с ребенком основные цвета, а также лучше различать оттенки одного цвета.
Предложите ребёнку рассадить жучков разного цвета на лепестки цветочка такого же цвета. Не забывайте в процессе игры проговаривать с ребенком названия цветов. Цветочки одного цвета помогут научить ребенка лучше различать оттенки одного цвета. (Приложение 1).

«Подбери фрагмент»
Занимательная и простая дидактическая игра для воспитанников детского сада.
Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления, умения анализировать и сопоставлять части и целое.
Игра состоит из двух частей:
-
Рабочая область или фон. Тут под вопросительными знаками отсутствует часть геометрической фигуры.
-
Элементы для вырезания. именно эти элементы дети должны вложить в рабочую область.

Вся игра помещается на листе А4.
-
Распечатайте по одному листу для каждого ребенка.
-
Попросите вырезать полоску с элементами.
-
Теперь нужно вырезать каждый элемент.
-
Можно устанавливать правильным образом вырезанные элементы на место (Приложение 2).
«Вырежи и подбери цвет»
Простая дидактическая игра для младшей и средней группы детского сада.
Цель: Закрепление знаний о различных цветах и оттенках, развитие цветового восприятия, внимания и умения соотносить цвет отдельных элементов (кругов) с цветами на рисунке. (Приложение 3).

Детям нужно вырезать кружочки разного и цвета и вставить их в соответствующие места на карандашах и линейке.
-
Распечатайте карточки целиком на листе А4 для каждого воспитанника ДОУ.
-
Теперь они должны вырезать боковую полоску с кругами.
-
Далее, держа полоску в руках, нужно вырезать круги.
-
Теперь нужно установить кружочки на свое место в фигурах.
«Геометрические фигуры. Сложи картинку»
Цель: развить зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепить название цветов и геометрических фигур (Приложение 4).

«Узнай по контуру»
Игра поможет развить зрительную память детей. Распечатайте карточки, на каждой из которых нарисовано несколько контуров разных предметов. Предложите ребенку проследить глазками по контурам и определить, какие предметы изображены на картинке.
Цель: развитие зрительного внимания, развитие умения сознательно направлять внимание на определённые предметы.
Цветные контуры (Приложение 5)


«Что перепутал художник?»
Цель: развивать наблюдательность, зрительное восприятие, память, умение логически мыслить и делать выводы. Расширение словарного запаса.
Игра состоит из карточек с картинками - небылицами.
Для начала потренируемся на иллюстрациях без сюжета. Просто предметы, в которых что-то не так. Что художник нарисовал не верно?
Затем усложним игру. Распечатайте и разрежьте карточки по пунктирной линии. Перед вами 16 картинок-небылиц. На каждом изображении - целая история, но в этих иллюстрациях опять художник все перепутал. Нужно срочно разобраться, что здесь не так. Предложите малышу найти на сюжетных картинках все, что напутал художник. На каждой картинке несколько ошибок. Пусть ребенок не только постарается показать, что не правильно, но и объяснить, почему и как должно быть на самом деле. А затем предложите малышу придумать фантастический рассказ по картинке. (Приложение 6)






«Папка передвижка»
Дидактические игры по изобразительному искусству для дошкольников оформлены в виде папки передвижки, которая состоит из титульной страницы, а также пяти страниц непосредственно с играми.
Все в папке передвижке 3 обширные игры с подробным описанием процесса, цели, оборудования, хода игры, а также возраста детей.
Данный материал можно использовать как руководство при подготовке к проведению занятия в виде игры, а также как папку передвижку для родителей.
Распечатайте все страницы с играми на листах А4. (Приложение 7)


«Танграм» своими руками (схемы игры, фигуры)
Т
анграм -
старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при
разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших
треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и
параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом
получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные
предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда
и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют
"геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или
"разрезными головоломками".
Цель: научить анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить.
Как сделать танграм
Танграм можно сделать из картона или бумаги, распечатав шаблон и разрезав по линиям.

Можно и без шаблона. В квадрате чертим диагональ - получается 2 треугольника. Один из них разрезаем пополам на 2 небольших треугольника. Отмечаем на каждой стороне второго большого треугольника середину. Отсекаем по этим отметкам средний треугольник и остальные фигуры. Есть и другие варианты, как расчертить танграм, но когда вы его разрежете на части, они будут абсолютно те же самые.
Более практичный и долговечный танграм можно вырезать из жесткой офисной папки или пластиковой коробки из под DVD. Можно немного усложнить себе задачу, вырезав танграм из кусочков разного фетра, обметав их по краям, или вовсе из фанеры или дерева.
В последнее время танграм частенько используют дизайнеры. Самое удачное применение танграма, пожалуй, в качестве мебели. Есть и столы-танграмы, и трансформируемая мягкая мебель, и корпусная мебель. Вся мебель, построенная по принципу танграма, довольно удобна и функциональна. Она может видоизменятся в зависимости от настроения и желания хозяина. Сколько всевозможных вариантов и комбинаций можно составить из треугольных, квадратных и четырехугольных полок. При покупке такой мебели вместе с инструкцией покупателю выдаются несколько листов с картинками на разные темы, которые можно сложить из этих полок. В гостиной можно повесить полки в виде людей, в детской из этих же полок можно сложить котов, зайцев и птиц, а в столовой или библиотеке - рисунок может быть на строительную тему - дома, замки, храмы.
Вот такой многофункциональный танграм.
Как играть в танграм
Каждая фигура игры должна складываться из семи частей танграма, и при этом они не должны перекрываться.
Самый легкий вариант для детей дошкольников 4-5 лет - собирать фигуры по расчерченным на элементы схемам (ответам), как мозаику. Немного практики, и ребенок научится составлять фигуры по образцу-контуру и даже придумывать свои фигуры по такому же принципу.
Уровень первый - распечатать цветной танграм, так легче будет ориентироваться в схеме. (Приложение 8).



«Подходящее дерево для совы»
Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления, умения анализировать и сопоставлять.
Ход игры: Для каждой совы необходимо подобрать свое дерево исходя их цветов и узоров. (Приложение 9)


Аппликация «Пицца!!!»
Цель: развитие мелкой моторики, композиционного размещения, умение равномерно распределять малые объекты на общей форме. (Приложение 10).

Аппликация «Заполни аквариум рыбками»
Цель игры: закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей. (Приложение 11).

«Подбери пару»
Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления, умения анализировать и сопоставлять части и целое, различать цвета и их оттенки.
Детям раздаются карточки с изображениями и разрезанные отдельные элементы(карандаши и баночки с краской). Задача воспитанников подобрать правильно цвета и оттенки. (Приложение 12).

«Разноцветное домино»
Цель игры: научить детей правилам игры в детское домино, показать важность подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов.
Оборудование: детское домино из 28 штук, в котором вместо картинок квадраты окрашены в разные цвета (которых должно быть 7 видов).
Ход игры: воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть не более 4 человек, и раздает домино. Каждому участнику достается по 7 штук. После этого один из игроков, которому досталась карточка «красный-красный» выкладывает ее на стол. Следующий участник кладет домино, в котором один из квадратов окрашен в красный цвет. Далее необходимо выложить карточку, чтобы цвета совпадали. Если у ребенка нет необходимого цвета, то он пропускает ход. Выигрывает человек, у которого раньше остальных закончатся карточки домино.
Если в игре участвуют только 2 или 3 человека, то на столе должны остаться 14 или 7 карточек, перевернутых цветами вниз. Они будут служить запасными для тех ребят, у которых во время игры не оказалось нужного цвета.
Для лучшего закрепления названия цветов желательно просить детей называть их, когда они выкладывают необходимую карточку на стол. (Приложение 13).

«Рисуем пошагово»
Цели и задачи: Учить детей ориентироваться на листе бумаги; Развивать мелкую моторику, мышление и воображение; Подготавливать руку ребенка к письму; Воспитывать усидчивость и терпение.
Актуальность: Все дети любят рисовать, но, к сожалению, не у всех это сразу получается. Благодаря пошаговому рисованию схемы помогут научится рисовать даже тем детям, которые не имеют к этому способностей.
Поэтапное создание целостной картинки – это лучший способ вникнуть в сам процесс художественного творчества и понять, что за чем следует.
Родители не всегда представляют, как научить ребенка рисовать. С помощью карточек поэтапного рисования родители смогут вместе с ребенком нарисовать любой рисунок. (Приложение 14).




«Подбери карандаши к рисункам»
Цель: Закрепление знаний о различных цветах и оттенках, развитие цветового восприятия, внимания и умения соотносить цвет карандашей с цветами на рисунке.
1. Распечатайте картинки на принтере, вырежьте пазлы.
2. Вместе с ребенком рассмотрите рисунки и подберите к каждой картинке набор карандашей в цветах рисунка (Приложение 15).


«Цветные квадраты»
Цель: улучшения цветовосприятия, развития концентрации внимания и памяти детей раннего возраста.
На страницах ребенку предлагается подобрать пары квадратов с одинаковым узором.
Распечатайте бесплатно развивающее задание для занятия с ребенком от 3 лет и предложите малышу внимательно рассмотреть квадраты. Каждый из квадратов имеет узор из 2 цветов, а цель задания – найти пары одинаковых квадратов в левом и правом столбиках.
Вы можете выполнять задание несколькими способами в зависимости от навыков ребенка:
-
соединять пары одинаковых квадратов линией от левой к правой стороне;
-
показывать одновременно пальчиками на одинаковых квадраты в разных столбиках. (Приложение 16).

«Смешай краски»
Цель: расширение представлений детей о смешивании красок для получения новых цветов и оттенков.
Дидактические задачи:
продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности;
закреплять знания детей старшего дошкольного возраста об уже известных цветах;
знакомить детей с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, оранжевый, темно – зелёный, серый), способом смешивания двух красок для получения новых цветов и оттенков;
развивать чувство цвета.
Игра проводиться как с одним, так и с подгруппой детей (3-5 детей) для индивидуальной работы. У детей карточки с картинкой основного цвета. Педагог из коробки (мешочка) достает кружок определенного цвета. Назовите цвет. Предлагает ребёнку (детям) взять карточку с таким же цветом. Выбирают нужные кружки и выкладывают их на карточку. Расскажи (те), какие две краски нужно смешать, чтобы получился оранжевый (зеленый, фиолетовый, голубой, розовый, серый, коричневый). Затем рассказывает ребёнок: Если красную краску смешать (добавить) с синей, то получится фиолетовый цвет. Опорные схемы: желтый + красный = Оранжевый желтый + синий = Зеленый красный + синий = Фиолетовый белый + синий = Голубой белый + красный =Розовый белый + черный = Серый 25 Красный + зелёный = Коричневый (Приложение 17).

Приложение
1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение
4








Приложение
5








Приложение 6













Приложение 7





Приложение
8





Схемы и фигуры игры танграм









Приложение 9


Приложение
10



П
риложение 11


Приложение 12



Приложение 13

Приложение
14








Приложение
15



Приложение 16


Приложение 17


Список литературы
Нормативно-правовые документы:
-
Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения (Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 августа 2022 года № 29031).
-
Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения (Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года № 499. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 14 сентября 2016 года № 14235, с изменениями от 14 октября 2022 года).
Методическая литература:
-
Грибовская, А.А. Дидактические игры и занятия в детском саду: Для детей 4-5 лет. — М.: Айрис-пресс, 2006.
-
Грибовская, А.А. Дидактические игры и занятия в детском саду: Для детей 5-6 лет. — М.: Айрис-пресс, 2006.
-
Доронова, Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. – СПб.: Детство-Пресс, 2018.
-
Комарова, Т.С. Детское художественное творчество: учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов дополнительного образования. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
-
Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. — М.: Педагогика, 1990.
-
Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. — М.: Цветной мир, 2011.
-
Лыкова, И.А. Методика организации детского изобразительного творчества. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2018.
-
Пантелеева, Л.В. Детское изобразительное творчество. Дидактические игры и упражнения. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
-
Соломенникова, О.А. Изобразительная деятельность в детском саду: конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Литература по детской психологии и педагогике:
-
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
-
Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М.: Академия, 2006.
-
Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1986.
Дополнительная литература (для расширения кругозора):
-
Алпатов, М.В. Всеобщая история искусств. В 3 т. — М.: Искусство, 1948–1955.
-
Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств. — М.: Искусство, 1986.
шағым қалдыра аласыз













