Казахская культура.
ЖаркинаМ.А.. преподаватель
ВМКГЗ
Ключевые слова:
Культура.Юрта.Кочевники.Нация.
Традиция.
Статья посвящена вопросам казахской
культуры.
Автор раскрывает разнообразие казахской
культуры. Особое внимание обращается на ценности национальной
культуры жизни и разнообразие видов искусства, традиций и быта
казахского народа.
Богатейшая культура казахского народа сохранила
множество традиций и обычаев, почитаемых и передаваемых из
поколения в поколение на протяжении многих веков.
Таким образом в казахской культуре образовался
своеобразный симбиоз обычаев и традиций, которые удивительно
гармонично сочетаются и дополняют друг друга, пронизывая все этапы
жизни человека: рождение ребенка, период беременности и родов, и
свадьба, послесвадебный период, замужество, воспитание детей на
разных этапах развития, обычаи гостеприимства, особенности приема
гостей, устройства праздников и поминок, погребения. Невозможно не
отметить традиционное уважительное и почтительное отношение к
старшему поколению, уважение к мудрости, почитание
предков.
Казахская культура – это отражение истории
кочевого народа. На протяжении тысячелетий по казахским степям
ходили племена кочевников, которые сформировали свое уникальное
мировоззрение, создали своеобразные обычаи и традиции, и
сотрудничали с соседними народами и культурами. В XIX-XX веках
многие казахи стали менять кочевой образ жизни на оседлый, и
происходило развитие новых культурных аспектов казахского народа.
Сегодня культура Казахстана – это огромный пласт различных видов
искусства, традиций и быта, пропитанный духом кочевого
прошлого.
Казахская юрта – дом кочевника. Это переносной дом,
который легко и быстро можно собрать, а потом так же разобрать и
погрузить его части на лошадей и верблюдов, отправляясь на новые
пастбища. Для казахов юрта является символом уюта, связи с землей и
вселенной, напоминанием о кочевом прошлом. Она состоит из трех
элементов, соединявшихся вместе: решеток (кереге), образующих стены
юрты; купола из жердей (юк), крыши юрты; и вершины (шанырак),
служащего потолочным окном. Кстати, шанырак изображен на
национальном гербе Казахстана.
Умение держаться в седле – неотъемлемая часть
жизни кочевника. Поэтому в Казахстане издавна были популярны
различные конные
игры,
где всадники могли показать свое мастерство и похвастаться своим
резвым скакуном. Самая популярная игра - «Кокпар», которая в других
центральноазиатских странах так же популярна и известна под
названиями кок-бору (кырг.), купкари (узб.), бузкаши (тадж.). Есть
командный вид этой игры – «Улак». В основе этой игры лежит борьба
за тушу барана, которую надо на скаку поднять с земли и дотащить до
определенного места, не отдав соперникам. Другой популярной игрой
является «Аламан байге» - скачки на большие дистанции – 10, 20, 50
и даже 100 километров. По правилам здесь можно использовать только
местные породы лошадей. А также есть игра «Кыз куу», в которой
парню надо догнать и поцеловать девушку.
Культура Казахстана не будет полной без
упоминания казахской национальной
одежды.
Сегодня в Казахстане редко можно увидеть людей в традиционной
казахской одежде, разве что в отдаленных районах, или на
праздниках. Но в прошлом, представители всех сословий носили
примерно одинаковую одежду, отличавшуюся лишь качеством отделки и
наличием различных украшений. Казахский мужской костюм состоит из
шапана (халат с поясом) и головного убора, которым может быть
тюбетейка, колпак или меховая шапка (всё зависит от погоды и
обстоятельств). Женский костюм состоит из платьев и свадебного
головного убора «саукеле», на смену которому, после рождения
ребенка, приходит «кимешек» - белая шаль, повязанная на голове
особым образом.
Казахская музыка
Казахстана большую часть истории была основана
на фольклоре и не имела нотной записи. Музыка передавалась от
учителя к ученику, из поколения в поколение, и довольно часто было
место импровизации. В XV-XVIII веках произошло формирование
казахского музыкального жанра – кюй. Музыкант исполнял эпическое
произведение на домбре (казахский щипковый музыкальный инструмент)
и пел истории из эпосов, легенд и сказок. Самым известным
исполнителем кюя был Даулетгерей (XIX век). В начале XX века
происходит формирование и развитие академической классической
музыки, которая использует знания русской и европейской музыкальных
школ, вплетая в произведения традиционно казахские
мотивы.
Казахи – большие поклонники словесного
искусства. Казахская
литература и поэзия насчитывают тысячи лет – на
протяжении веков пересказывались различные легенды и сказания, но
самыми известными были эпосы «Коркыт-ата» и «Огузнаме». Поэты
Средневековья в Казахстане обычно рассказывали свои произведения
под аккомпанемент домбры или кобыза (щипковые музыкальные
инструменты), и устраивали соревнования в чтениях «айтыз», что
напоминает современные рэп-баттлы. Письменная литература Казахстана
сформировалась только в XIX веке, и среди писателей того времени
особо выделяется Абай Кунанбаев, именем которого сегодня в
Казахстане и других странах названы поселения, улицы, театры, школы
и университеты.
Кочевой образ жизни, ставший основой казахской
культуры, наложил свой отпечаток на
народные ремесла
Казахстана.
Странствуя с места на место, люди создавали всё необходимое для
долгого пребывания в пути. Поэтому среди ремесел Казахстана в
первую очередь выделяются те виды, которые помогали выжить в дороге
и создать уют – обработка дерева, создание экипировки для езды на
лошадях и войлока для обивки юрт. В суровом климате степи, где
летом очень жарко, а зимой из-за ветров невыносимо холодно, казахи
развили ремесла по пошиву теплых шуб и шапок из кожи, меха и шерсти
животных. Также, широко были распространены кузнечное и ювелирное
мастерство.
В XXI веке культура Казахстана удачно вливается в
мировое сообщество, и при этом бережно сохраняются народные
традиции и обычаи. Из поколения в поколение по-прежнему передаются
знания и философия жизни предков, когда-то покоривших необъятные
казахские степи. Познакомиться с культурой Казахстана можно в
многочисленных музеях страны, на фестивалях и
праздниках.