Материалдар / Казахское ханство в период правления Абылай хана
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Казахское ханство в период правления Абылай хана

Материал туралы қысқаша түсінік
Казахское ханство в период правления Абылай хана Знакомство с жизнью известной исторической личности казахского народа – хана Абылая, узнают о периоде правления и изменениях в политической жизни Казахстана в период его правления; доказать, хан Абылай был талантливым полководцем, мудрым государственным и политическим деятелем. - формировать образовательную и коммуникативную компетенции. - воспитывать чувство гордости за свою родину на примере исторической личности. Оборудование: интерактивная доска, карта Казахстана.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
13 Қараша 2018
894
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады



К класс 8 «Е»

Чомаева М.М.

Предмет история Казахстана

Дата






Тема

Казахское ханство в период правления Абылай хана





Цель

Знакомство с жизнью известной исторической личности казахского народа – хана Абылая, узнают о периоде правления и изменениях в политической жизни Казахстана в период его правления; доказать, хан Абылай был талантливым полководцем, мудрым государственным и политическим деятелем.

- формировать образовательную и коммуникативную компетенции.

- воспитывать чувство гордости за свою родину на примере исторической личности.

Оборудование: интерактивная доска, карта Казахстана.





ожидаемый результат

У учащихся формируется целостное представление об истории жизни Абылая;

- научатся анализировать, делать выводы

- проявление патриотизма, толерантности, активной гражданской позиции.





Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Ресурсы, м модуль






1.Организационный этап.

2минут


Приветствие («Ладошка») Приветствуют друг друга, желают успехов. Объединяются в группы при помощи

У казахов нет более чтимого предка, более великого человека, чем Абылай-хан! М. О. Ауэзов

Опрос домашнего задания

1. На доске даты. Учитель называет дату, ученики — событие. Возможно уточнение, если учитель ставит цель проверки глубины знаний. (3–5 минут) (слайд 1)

1710 г 1718 г.
1729 гг.
1725 г.
1726 г.


1723-1727 гг.
1752 г.
1635 г.


Примерные ответы учащихся: (Каракумы) (Собрание кочевников)

Анракайское сражение,

годы Великого бедствия

Смерть хана Тауке привела к ослаблению Казахского ханства, начинаются междоусобицы и борьба за власть, в каждом жузе – свой хан)

НП





3.Осмысление

3 минут

2. Кубик Блума. На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» и т.д. Ученик бросает кубик и отвечает.

А. Почему в начале XVIII века усилились набеги джунгар на территорию Казахстана?

Б. Назови место, где проходил курултай 1710 г., на котором было создано народное ополчение против джунгар.

В. Объясни, что означает слово курултай.

Г. Почему хан Абулхаир обращается к Российской империи с просьбой о принятии Младшего жуза в подданство?)

Д. Объясни причину, по которой казахи не могли дать отпор джунгарам во второй половине XVIII века.

Е. Когда Младший жуз вошел в подданство Российской империи? (В 1731 г.)

А.(Смерть хана Тауке привела к ослаблению Казахского ханства, так как его сын Каип не смог удержать власть в своих руках, начинаются междоусобицы и борьба за власть)

Б. (Каракумы) В.(Собрание кочевников) Г. (Нападения со стороны джунгар, сибирских казаков, башкир

Д. (Несогласованность действий, междоусобицы, борьба за власть, отсутствие единства)

Е. (в1731г.)

Портрет; видеофильм

Постановка целей с помощью учителя

Внимательно слушают







2. Вызов





10мин – выполнение работы


6 минут - взаимопроверка

3. Решите ребус и вы узнаете кому будет посвящен наш сегодняшний урок (приложение 1, слайд 1,2) Учитель: Сегодня на уроке мы знакомимся с выдающимся историческим деятелем Казахстана18 века - ханом Абылаем.

(слайд 2) Эпиграф к теме — слова писателя М.Ауэзова. (Слайд3). У казахов нет более чтимого предка, более великого человека, чем Абылай-хан ! М. О. Ауэзов

4. Представим, что мы оказались в юрте Абылая и присутствуем при беседе хана с его советником Бухар-жырау. Сценка (сюжет взят из произведения И. Есенберлина «Кочевники»)

Диалог хана Абылая и Бухар-жырау (в национальных костюмах).

Бухар-жырау: Приветствую тебя, султан.

Абылай: — Во здравии ли вы, горный орел аргынов? Гладкой ли была ваша дорога сюда?…

Бухар-жырау: Не очень гладкой… Слушал по дороге, что говорят люди…

Абылай: — Ну, и что они говорят?

Бухар-жырау: — Те русские люди, что строят дома и дороги, сами называют свои поселения Горькой линией. Видать, кругом нелегко жить простому человеку. Хлеб сеют они, чтобы не умереть с голоду, а живут также плохо, как и наши туленгуты…

Абылай: — Да тебе что за дело до них?!

Бухар-жырау: — А как же ты думаешь, султан? Неужто безразлично мне, что делается на нашей земле? Ее у нас много, и коль начнет она родить хлеб, то всех людей на земле можно накормить.

Абылай: -А что говорят обо всем этом в степных аулах?

Бухар-жырау: — Люди говорят, что с тех пор как начал ты войну с джунгарами, они все больше доверяют тебе. Одни считают, что правильно ты поступил, разрешив строить города и дороги на земле нашей, другие
сомневаются. Но у бедных людей появился хлеб. Я видел пашущих землю казахов…

Абылай: — Все это так, жырау. Но не испортятся ли наши люди, общаясь с русскими мужиками? Непокорность в этом народе…

Бухар-жырау:- А разве твои аулы всегда покорны тебе?!

Абылай: — Оставим этот разговор. Аргамак и шуба давно поджидают хозяина. И достанутся тому, кто разгадает мой сон. Накануне праздника я увидел его и не могу с тех пор успокоиться!

Бухар-жырау: — Расскажите свой сон, султан мой… Если мне, простолюдину, позволено будет разгадать сон торе, то уж постараюсь!

Абылай: — Снилось мне, мой жырау, что лежу я на одре смерти. Знамя трех казахских жузов над моей головой пытаются утащить три группы людей. По бокам моего саркофага сидят лев и дракон, а у ног — все мои многочисленные наследники. Те, что от сына моего Вали, читают по мне молитву. Те, что от сына моего Касыма, — стоят с кинжалами в руках. А я — между львом и драконом — думаю о том, как мне встать из мертвых…

Бухар-жырау: — Кому сниться собственная смерть во цвете лет, тому жить до глубокой старости. А то, что знамя над тобой, станешь ты ханом трех жузов. Но в день твоей смерти разойдутся эти жузы в трех направлениях… Льва и дракона не трудно угадать — Россия и Китай.

Абылай: -Ну, а про сыновей что означает мой сон?

Бухар-жырау: -Одна ветвь прославит тебя ученостью, другая — кровавыми битвами… Твое имя останется на земле, Абылай! Быть тебе святым! Аруах!

На экране портрет хана Абылая и проблемный вопрос: Почему казахский народ уже при жизни причислил Абылая к лику святых, дав ему прозвище «аруах»?

I. Учитель: Познакомимся с удивительной биографией хана Абылая. Сообщение ученика или самого учителя. (3–5 минут)

II. Учитель: Учитель: Абылай хан – это один из самых знаменитых ханов Казахского ханства. Великий государственный деятель, полководец, стратег, дипломат, объединитель трех жузов, воссоздатель единого казахского государства. Деяния Абылай хана воспеты в многочисленных народных эпосах и преданиях. Он выступает как поистине великий предводитель казахского народа во всех перипетиях XVIII века.

Чтобы доказать значимость правления Абылая для Казахского ханства, необходимо продолжить знакомство с его жизнью и деятельностью.

5. Задание: С помощью учебника и дополнительного материала найдите факты, что хан Абылай — талантливый полководец, дальновидный политический деятель, мудрый государственный деятель.

Для выполнения задания класс делится на 3 группы. Каждая группа на листе ватмана (или в тетради, или на доске) записывает факты, затем презентует свою работу. (20–25 минут)

Первая группа — Хан Абылай — дальновидный политический деятель
Вторая группа — талантливый полководец.
Третья группа  мудрый государственный деятель.

- Ребята, работать будем следующим образом (метод Джигсо):На экране — таблица. (Слайд 5)

Политический Хан Абылай деятель

Государственный деятель

Полководец

с.36-39+ доп. матер

с. 39-41

с. 37+ доп. материал

 (учебник Ж.Касымбаев.)

Ученики по ходу выполнения задания заполняют соответствующую их теме графу. Во время презентации1-й группы остальные ученики должны делать записи в таблице соответственно выступлению 1-й группыи т. д.

В маршрутные листы (приложение 2) необходимо внести фамилии учащихся, рассказывающих свои темы и оценить их рассказ.

На работу в экспертных группах отводится 10 мин.

По истечении времени раздается сигнал, учащиеся переходят в другие группы и там объясняют свою тему по «своей опоре», слушают других и оценивают.

Затем на экране появляется заполненная таблица, и ученики сверяют записи в тетради с экраном. (Слайд 6)

Учитель задает дополнительные вопросы группам.

1 группе — почему хан Абылай принимает двойное подданство — России и Китая?
2 группе — почему казахам удается наносить поражение джунгарам и китайцам?
3 группе — почему хан Абылай придавал большое значение земледелию?

Учитель: Таким образом, мы доказали, что хан Абылай был выдающимся деятелем Казахстана в 18 веке.

III. Учитель: Имя Абылая связано и с нашим городом. О влиянии хана на развитие торговли в Петропавловске и о резиденции Абылая послушаем сообщения. (два отдельных выступления учащихся), если позволит время.

На экране ярмарка Петропавловска, дом Абылая до революции и сегодня. (Слайд 7, 8, 9, 10)

4. Закрепление и контроль изученного материала

Учащимся раздаются задания (приложение 4) с тремя уровнями (1- на 3, 2 – на 4, 3 – на 5). Выполняются по очередности. Время на выполнение – 12 минут

Во время контроля и закрепления ведется «Прозрачный журнал» (приложение 5)

На задания дается фиксированное время. По истечении времени звучит сигнал.

Взаимопроверка.

Учитель предлагает учащимся обменяться листами ответов друг с другом и проверить их. Ответы отображаются на экране. Учащиеся выставляют оценки. Задания сдаются учителю, который перепроверяет выполненные задания и выставляет оценки за урок.

5. Итог урока.

IV. Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с жизнью и деятельностью хана Абылая. Ребята, сегодня вы многое узнали о хане Абылае – великом хане казахской степи.

Большая политика Абылай хана позволила казахам стать доминирующим кочевым этносом XVIII века. Вот так оценил эту эпоху Чокан Валиханов: «В преданиях казахов Абылай носит какой-то поэтический ореол, век Абылая является веком казахского рыцарства».

Ни один казахский хан ни до, ни после Абылая не имел такой неограниченной власти. Дальновидный политик и тонкий дипломат, прекрасный полководец, Абылай сумел заслужить любовь своих приверженцев и уважение противников.

Мне хочется, чтобы итог урока подвел один из вас.

Роль «Психолог»: учащийся подводит итог урока, говорит об эмоциональном состоянии учащихся, может сделать в тактичной форме замечание учителю.

Подведем итоги. Выставим оценки.

V. Домашнее задание: параграф + эссе, либо дополнительный материал по темам влиянии хана на развитие торговли в Петропавловске и о резиденции Абылая

VI. Рефлексия










Работа в группах —

1.Какие особенности характера Абылая отличали его от других политических деятелей?

(не менее 3-х особенностей)

2.Докажите, что хан Абылай — дальновидный политический деятель (внутренняя политика - не менее 6ти доказательств; внешняя политика – не менее 2 доказательств).

Дескриптор:

изображают 1 особенность

изображают 2 особенность

изображают 3 особенность

1 доказательство

2 доказательство

3 доказательство

4 доказательство

5 доказательство

6 доказательство

7 доказательство

8 доказательство

Наличие вывода:

Итого: 12 баллов

Итог работы

Выполняют работу

Проверяют группы по дескрипторам

После взаимопроверки и взаимооценивания группы высказывают свое мнение по поводу самой лучшей (по их решению) работы.

Делают вывод по работе







8 минут

3.Самостоятельная работа

С- Соотнести даты и события

В – Задание «Лови ошибку»

А – Выделите новшества

Итог работы

Учащиеся выполняют разноуровневые задания






Рефлексия

2 минут


Светофор

С- комментариями

К – Было понятно….

Ж - есть еще вопросы

З - что еще хотел бы узнать…

Учащиеся формулируют и озвучивают свои ответы








Вывод:

Большая политика Абылай хана позволила казахам стать доминирующим кочевым этносом XVIII века. Вот так оценил эту эпоху Чокан Валиханов: «В преданиях казахов Абылай носит какой-то поэтический ореол, век Абылая является веком казахского рыцарства».

Билялова А.С.







10. Домашнее задание

1-2 минуты

Инструктаж по ДЗ. Запись в дневниках – задание на слайде.

Параграф 7, документы эпохи - читать, вопросы – устно отвечать, в тетради – «Эссе» - тема: «Роль Абылая в истории Казахстана» (по памятке)



У казахов нет более чтимого предка, более великого человека, чем Абылай-хан!
М. О. Ауэзов

1.Мозговой штурм

Почему в начале XVIII века усилились набеги джунгар на территорию Казахстана?

Назовите место, где проходил курултай 1710 г., на котором было создано народное ополчение против джунгар.

Объясните, что означает слово курултай.

Почему хан Абулхаир обращается к Российской империи с просьбой о принятии Младшего жуза в подданство?

Назовите дату принятия подданства Росийской империи Младшим жузом

Объясни причину, по которой казахи не могли дать отпор джунгарам во второй половине XVIII века.

(Несогласованность действий, междоусобицы, борьба за власть, отсутствие единства)

Опрос домашнего задания

1. На доске даты. Учитель называет дату, ученики — событие. Возможно уточнение, если учитель ставит цель проверки глубины знаний. (3–5 минут) (слайд 1)

1710 г 1718 г.
1729 гг.
1725 г.
1726 г.


1723-1727 гг.
1752 г.
1635 г.

2. Кубик Блума. На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» и т.д. Ученик бросает кубик и отвечает.

А. Почему в начале XVIII века усилились набеги джунгар на территорию Казахстана? (Смерть хана Тауке привела к ослаблению Казахского ханства, так как его сын Каип не смог удержать власть в своих руках, начинаются междоусобицы и борьба за власть)

Б. Назови место, где проходил курултай 1710 г., на котором было создано народное ополчение против джунгар. (Каракумы)

В. Объясни, что означает слово курултай. (Собрание кочевников)

Г. Почему хан Абулхаир обращается к Российской империи с просьбой о принятии Младшего жуза в подданство? (Нападения со стороны джунгар, сибирских казаков, башкир)

Д. Объясни причину, по которой казахи не могли дать отпор джунгарам во второй половине XVIII века. (Несогласованность действий, междоусобицы, борьба за власть, отсутствие единства)

Е. Когда Младший жуз вошел в подданство Российской империи? (В 1731 г.)

3. Решите ребус и вы узнаете кому будет посвящен наш сегодняшний урок (приложение 1, слайд 1,2)

Учитель: Сегодня на уроке мы знакомимся с выдающимся историческим деятелем Казахстана 18 века — ханом Абылаем. (слайд 2)

Эпиграф к теме — слова писателя М.Ауэзова. (Слайд3).

У казахов нет более чтимого предка, более великого человека, чем Абылай-хан!
М. О. Ауэзов

4. Представим, что мы ок азались в юрте Абылая и присутствуем при беседе хана с его советникомБухар-жырау. Сценка (сюжет взят из произведения И. Есенберлина «Кочевники»)

Диалог хана Абылая и Бухар-жырау (в национальных костюмах).

Бухар-жырау: Приветствую тебя, султан.

Абылый: — Во здравии ли вы, горный орел аргынов? Гладкой ли была ваша дорога сюда?…

Бухар-жырау: Не очень гладкой… Слушал по дороге, что говорят люди…

Абылай: — Ну, и что они говорят?

Бухар-жырау: — Те русские люди, что строят дома и дороги, сами называют свои поселения Горькой линией. Видать, кругом нелегко жить простому человеку. Хлеб сеют они, чтобы не умереть с голоду, а живут также плохо, как и наши туленгуты…

Абылай: — Да тебе что за дело до них?!

Бухар-жырау: — А как же ты думаешь, султан? Неужто безразлично мне, что делается на нашей земле? Ее у нас много, и коль начнет она родить хлеб, то всех людей на земле можно накормить.

Абылай: — А что говорят обо всем этом в степных аулах?

Бухар-жырау: — Люди говорят, что с тех пор как начал ты войну с джунгарами, они все больше доверяют тебе. Одни считают, что правильно ты поступил, разрешив строить города и дороги на земле нашей, другие
сомневаются. Но у бедных людей появился хлеб. Я видел пашущих землю казахов…

Абылай: — Все это так, жырау. Но не испортятся ли наши люди, общаясь с русскими мужиками.? Непокорность в этом народе…

Бухар-жырау: — А разве твои аулы всегда покорны тебе?!

Абылай: — Оставим этот разговор. Аргамак и шуба давно поджидают хозяина. И достанутся тому, кто разгадает мой сон. Накануне праздника я увидел его и не могу с тех пор успокоиться!

Бухар-жырау: — Расскажите свой сон, султан мой… Если мне, простолюдину, позволено будет разгадать сон торе, то уж постараюсь!

Абылай: — Снилось мне, мой жырау, что лежу я на одре смерти. Знамя трех казахских жузов над моей головой пытаются утащить три группы людей. По бокам моего саркофага сидят лев и дракон, а у ног — все мои многочисленные наследники. Те, что от сына моего Вали, читают по мне молитву. Те, что от сына моего Касыма, — стоят с кинжалами в руках. А я — между львом и драконом — думаю о том, как мне встать из мертвых…

Бухар-жырау: — Кому сниться собственная смерть во цвете лет, тому жить до глубокой старости. А то, что знамя над тобой, станешь ты ханом трех жузов. Но в день твоей смерти разойдутся эти жузы в трех направлениях… Льва и дракона не трудно угадать — Россия и Китай.

Абылай: — Ну, а про сыновей что означает мой сон?

Бухар-жырау: — Одна ветвь прославит тебя ученостью, другая — кровавыми битвами… Твое имя останется на земле, Абылай! Быть тебе святым! Аруах!

На экране портрет хана Абылая и проблемный вопрос: Почему казахский народ уже при жизни причислил Абылая к лику святых, дав ему прозвище «аруах»?

I. Учитель: Познакомимся с удивительной биографией хана Абылая. Сообщение ученика или самого учителя. (3–5 минут)

II. Учитель: Учитель: Абылай хан – это один из самых знаменитых ханов Казахского ханства. Великий государственный деятель, полководец, стратег, дипломат, объединитель трех жузов, воссоздатель единого казахского государства. Деяния Абылай хана воспеты в многочисленных народных эпосах и преданиях. Он выступает как поистине великий предводитель казахского народа во всех перипетиях XVIII века.

Чтобы доказать значимость правления Абылая для Казахского ханства, необходимо продолжить знакомство с его жизнью и деятельностью.

5. Задание: С помощью учебника и дополнительного материала найдите факты, что хан Абылай — талантливый полководец, дальновидный политический деятель, мудрый государственный деятель.

Для выполнения задания класс делится на 3 группы. Каждая группа на листе ватмана (или в тетради, или на доске) записывает факты, затем презентует свою работу. (20–25 минут)

Первая группа — Хан Абылай — дальновидный политический деятель
Вторая группа — талантливый полководец.
Третья группа  мудрый государственный деятель.

- Ребята, работать будем следующим образом (метод Джигсо):

На экране — таблица. (Слайд 5)

Политический Хан Абылай деятель

Государственный деятель

Полководец

с. 36-39+ доп. материал

с. 39-41

с. 37+ доп. материал

 (учебник Ж.Касымбаев.)

Ученики по ходу выполнения задания заполняют соответствующую их теме графу. Во время презентации1-й группы остальные ученики должны делать записи в таблице соответственно выступлению 1-й группыи т. д.

В маршрутные листы (приложение 2) необходимо внести фамилии учащихся, рассказывающих свои темы и оценить их рассказ.

На работу в экспертных группах отводится 10 мин.

По истечении времени раздается сигнал, учащиеся переходят в другие группы и там объясняют свою тему по «своей опоре», слушают других и оценивают.

Затем на экране появляется заполненная таблица, и ученики сверяют записи в тетради с экраном. (Слайд 6)

Учитель задает дополнительные вопросы группам.

1 группе — почему хан Абылай принимает двойное подданство — России и Китая?
2 группе — почему казахам удается наносить поражение джунгарам и китайцам?
3 группе — почему хан Абылай придавал большое значение земледелию?

Учитель: Таким образом, мы доказали, что хан Абылай был выдающимся деятелем Казахстана в 18 веке.

III. Учитель: Имя Абылая связано и с нашим городом. О влиянии хана на развитие торговли в Петропавловске и о резиденции Абылая послушаем сообщения. (два отдельных выступления учащихся), если позволит время.

На экране ярмарка Петропавловска, дом Абылая до революции и сегодня. (Слайд 7, 8, 9, 10)

4. Закрепление и контроль изученного материала

Учащимся раздаются задания (приложение 4) с тремя уровнями (1- на 3, 2 – на 4, 3 – на 5). Выполняются по очередности. Время на выполнение – 12 минут

Во время контроля и закрепления ведется «Прозрачный журнал» (приложение 5)

На задания дается фиксированное время. По истечении времени звучит сигнал.

Взаимопроверка.

Учитель предлагает учащимся обменяться листами ответов друг с другом и проверить их. Ответы отображаются на экране. Учащиеся выставляют оценки. Задания сдаются учителю, который перепроверяет выполненные задания и выставляет оценки за урок.

5. Итог урока.

IV. Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с жизнью и деятельностью хана Абылая. Ребята, сегодня вы многое узнали о хане Абылае – великом хане казахской степи.

Большая политика Абылай хана позволила казахам стать доминирующим кочевым этносом XVIII века. Вот так оценил эту эпоху Чокан Валиханов: «В преданиях казахов Абылай носит какой-то поэтический ореол, век Абылая является веком казахского рыцарства».

Ни один казахский хан ни до, ни после Абылая не имел такой неограниченной власти. Дальновидный политик и тонкий дипломат, прекрасный полководец, Абылай сумел заслужить любовь своих приверженцев и уважение противников.

Мне хочется, чтобы итог урока подвел один из вас.

Роль «Психолог»: учащийся подводит итог урока, говорит об эмоциональном состоянии учащихся, может сделать в тактичной форме замечание учителю.

Подведем итоги. Выставим оценки.

V. Домашнее задание: параграф + эссе, либо дополнительный материал по темам влиянии хана на развитие торговли в Петропавловске и о резиденции Абылая

VI. Рефлексия
























Если остается время, возможно закрепление изученного материала с помощью теста.

Тест (Слайд 11)

1. Активное участие в борьбе казахского народа против джунгар Абылай (Абилмансур) начал в возрасте ________

2. В XVIII в. Казахское ханство находилось в тисках между двух крупных держав ___________________________

3. Ойратские вторжения побудили Абылая принять подданство и присягнуть на верность ____________________

4. Благодаря заступничеству царских властей в 1741—1743 гг. Абылай был освобожден из плена _______________

5. В 1756—1757 гг. на территорию Казахстана вторглись _________________

6. Организатором отпора китайским войскам, вторгшимся на территорию Казахстана в 1756—1757 гг.становится ______________________

7. Находясь в тисках между Российской и Цинской империями, главная цель Аблая состояла в ______________

8. В целях сохранения целостности Казахстана, в условиях возросшей угрозы со стороны Цинской империи Аблай в 1757—1760 гг. принял подданство _______________________

9. В 1771 г. после смерти хана Среднего жуза Абулмамбета единственным претендентом на ханский престол был признан ____________

10. В 1771 г. Аблай был объявлен ханом представителями ___________________________________

11. Большое влияние на Аблая оказывал его советник, знаменитый акын ________________________

12. Решая экономические проблемы края, Абылай хан поощрял развитие ________________________

13. Являясь олицетворением единства и целостности казахской земли, при жизни к лику святых
был причислен ___________________

14. Абылай умер осенью 1781 г. и был похоронен в _______________________________________










Приложение. Материалы к уроку

Отцом Абульмансура был Коркем-Вали (Вали Красивый), а его дедом знаменитый Аблай Кровопийца, прозванный так за жестокость. Очень интересен тот факт что прадед Абульмансура, Валибек, был сводным братом Тауке. «Аз-Тауке родился от брака Салкам Жангира и дочери калмыцкого хана. Брат его Уалибек (Валибек) был рожден от дочери ургенчского Гаип-хана. Когда на место Жангира ханом сел Аз-Тауке, Уалибек, затаив обиду ушел к Гаип-хану"3. То есть не прадед, не дед, не отец, не были владельцами родов, а владели, по всей видимости Ташкентом. Как утверждает личный писарь Аблая М. Мамедов — «Аблай-султана дед и отец были города Ташкента ханами, но, напав, зенгорские калмыки (джунгары) тот город завоевали, причём Аблай-султан, будучи десяти лет, ушёл в город Туркестан под владениеАбулмамбет-хана», а Абульмамбет был дядей Аблая После захвата Ташкента ойратами в 1725, Аблай жил под именем Сабалак. Существует даже красивая легенда: «мальчик-сирота Абулмансур в поискахродичей-казахов и отчего края — Сары-Арки попадает к уйсыну Толебию. У Толебия он поначалу пасет верблюдов, затем лошадей и в конце концов настолько пришелся по нраву Толебию, что тот решил его усыновить. Но вопрос, откуда он родом, говорит, не знаю; на вопрос, как тебя звать, отвечает — как назовете, так и будет. Тогда Толебий за обросший вид его и лохмотья на нем прозвал мальчика Сабалаком.

Прослышав о том, что хан Абульмамбет собирает казахов на битву с калмаками, (Сабалак) пришел к Толебию и поросил у него разрешения пойти на войну. Чем воевать, не лучше ли за лошадьми смотреть, сказал ему Толебий, на что тот сказал: «Лучше умереть, чем не быть под развевающимся знаменем, когда земля прогибается под тяжестью воинов». После слов таких Толебию ничего не оставалось, как отпустить его.

Придя на поле брани, (Сабалак) видит: казахи и калмаки стоят на холмах друг против друга. А посередине перед войсками один лишь сын (джунгарского) хунтайжи (воеводы), зять самого Галдан Церена, батыр Чарыш казахских батыров на поединок вызывает. Абульмансур тогда приблизился к хану Абульмамбету, спросил его разрешения выйти на поединок. Получив благославение хана, он разогнал коня и, издав клич: «Аблай! Аблай!», налетем и сразил Чарыша. Одним махом отрубив ему голову, он с криком «враг сражен!» увлек за собой казахских воинов. Калмаки дрогнули, побежали и были рассеяны казахами. Устав от погони, Абульмамбет приказал разбить шатер и, подозвав и усадив Абульмансура подле себя, спросил того: кто ты будешь, батыр, и почему клич твой был «Аблай»? Тогда тот признался, что он внук Аблая Кровопийцы, потому и выбрал кличем его победоносное имя. Растроганный хан обнял батыра, расцеловал и так сказал народу: «Я, слышал, что от Уалибека остался единственный наследник — и вот он перед вами. Если вы согласны, он по праву станет ханом всех казахов». Народ выразил согласие, и девяносто знатных людей из все трех жузов отвели его к почитаемому всеми святому старцу шакшаку Жанбеку (Джанибек) из рода аргын. По его благославению Абульмансур был избран старшим ханом казахов. В память о поединке с Чарышем народ присвоил ему имя Аблай».

Вот здесь мы в живую можем видеть как вымысел начинает мешаться с историей, ведь как говорилось выше во время Анракайской битвы (а здесь по всей видимости речь идёт именно о ней) Аблаю было 19 лет, а ханом всех казахов могли признать безопытного, безавторитетного мальчишку??? Но, тем не менее, Аблай участвовал в этой битве, где и заслужил звание батыра, ханом Аблай стал упоминаться позже, когда стал владельцем рода Атыгай.

Итак, Аблай стал ханом рода Атыгай. Молодой и честолюбивый, он очень быстро набирает авторитет среди степной аристократии. Почему роды сами шли к нему? Почему молодой батыр-чингизид так быстро становится одним из самых влиятельных людей степи. Ответ прост. Джунгары. Роды нуждались в ханах-воинах, батырах, людях которые могли защитить их. Если в мирное время батыры вообще не влияют на политику ханов, то в военное время право решающего голоса за ними. А если один из самых удачливых и дерзких батыров ещё и чингизид, не есть ли он лучшая кандидатура в ханы.

Ойратские набеги становятся всё чаще и кровопролитнее, Аблай во время одной битвы попадает в плен, когда отправляется на разведку, и попадает прямо в окружение. В плену Аблай и там не сидит сложа руки, он учится ойратскому языку, познаёт устройство страны, знакомится с Галдан-Цереном, претендентом на трон — нойоном Амурсаной, в общем, узнаёт всё что может быть полезным в будущей борьбе…

Аблай находился в плену до весны 1743,его освободили лишь тогда, когда приехал султан Абульфеиз — аманат от Абульмамбета. Как не странно, очень большую роль в его освобождении сыграла администрация России, в ставку Галдан-Церена было направлено посольство во главе с К. Миллером, что видимо и склонило чашу весов в пользу освобождения Аблая. Этот факт говорит о том, что Россия признала в нём одного из самых влиятельных и дальновидных политиков Казахского ханства того времени…









































Класс 8

Чомаева М.М.

Предмет история Казахстана

Дата


Тема занятия

Казахское ханство в период правления Абылай хана

Цель

Знакомство с жизнью известной исторической личности казахского народа – хана Абылая, узнают о периоде правления и изменениях в политической жизни Казахстана в период его правления; узнать о причинах двойной политики Абылай хана

Умение анализировать факты и делать обобщение и вывод


ожидаемый результат

У учащихся формируется целостное представление об истории жизни Абылая;

- научатся анализировать, делать выводы

- проявление патриотизма, толерантности, активной гражданской позиции.

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Ресурсы, м модуль

1.Организационный этап.

2минут

7 минут

Приветствие («Ладошка»)

1.Мозговой штурм

Почему в начале XVIII века усилились набеги джунгар на территорию Казахстана?

Назовите место, где проходил курултай 1710 г., на котором было создано народное ополчение против джунгар.

Объясните, что означает слово курултай.

Почему хан Абулхаир обращается к Российской империи с просьбой о принятии Младшего жуза в подданство?

Назовите дату принятия подданства Росийской империи Младшим жузом

Объясни причину, по которой казахи не могли дать отпор джунгарам во второй половине XVIII века.

(Несогласованность действий, междоусобицы, борьба за власть, отсутствие единства)


Приветствуют друг друга, желают успехов.

Объединяются в группы при помощи

Примерные ответы учащихся:Смерть хана Тауке привела к ослаблению Казахского ханства, начинаются междоусобицы и борьба за власть, в каждом жузе – свой хан)

(Каракумы) (Собрание кочевников)

(Нападения со стороны джунгар, сибирских казаков, башкир)

НП






2. Вызов

3 минут

Затем на экране появляется заполненная таблица, и ученики сверяют записи в тетради с экраном. (Слайд 6)

Учитель задает дополнительные вопросы группам.

1 группе — почему хан Абылай принимает двойное подданство — России и Китая?
2 группе — почему казахам удается наносить поражение джунгарам и китайцам?
3 группе — почему хан Абылай придавал большое значение земледелию?

Учитель: Таким образом, мы доказали, что хан Абылай был выдающимся деятелем Казахстана в 18 веке.


Портрет; видеофильм

Постановка целей с помощью учителя

Внимательно слушают







ИКТ, НП


3.Осмысление

10мин – выполнение работы


6 минут - взаимопроверка

Работа в группах —

1.Какие особенности характера Абылая отличали его от других политических деятелей?

(не менее 3-х особенностей)

2.Докажите, что хан Абылай — дальновидный политический деятель (внутренняя политика - не менее 6ти доказательств; внешняя политика – не менее 2 доказательств).

Дескриптор:

изображают 1 особенность

изображают 2 особенность

изображают 3 особенность

1 доказательство

2 доказательство

3 доказательство

4 доказательство

5 доказательство

6 доказательство

7 доказательство

8 доказательство

Наличие вывода:

Итого: 12 баллов

Итог работы

Выполняют работу

Проверяют группы по дескрипторам

После взаимопроверки и взаимооценивания группы высказывают свое мнение по поводу самой лучшей (по их решению) работы.

Делают вывод по работе

КМ, ОдО


8 минут

3.Самостоятельная работа

С- Соотнести даты и события

В – Задание «Лови ошибку»

А – Выделите новшества

Итог работы

Учащиеся выполняют разноуровневые задания

ВО, ТиО;

Разноуровневые задания

Рефлексия

2 минут


Светофор

С- комментариями

К – Было понятно….

Ж - есть еще вопросы

З - что еще хотел бы узнать…

Учащиеся формулируют и озвучивают свои ответы

Стикеры, Светофор

Вывод:

Большая политика Абылай хана позволила казахам стать доминирующим кочевым этносом XVIII века. Вот так оценил эту эпоху Чокан Валиханов: «В преданиях казахов Абылай носит какой-то поэтический ореол, век Абылая является веком казахского рыцарства».

Билялова А.С.



10. Домашнее задание

1-2 минуты

Инструктаж по ДЗ. Запись в дневниках – задание на слайде.

Параграф 7, документы эпохи - читать, вопросы – устно отвечать, в тетради – «Эссе» - тема: «Роль Абылая в истории Казахстана» (по памятке)







Тема урока: Борьба казахского народа против джунгарского нашествия.


Общие цели: Выявление причин поражения казахских ополченцев в противостоянии с джунгарами.

Задачи:

Раскрыть негативное значение родоплеменной розни; подвести учащихся к выводу о том, что именно благодаря усилиям народных масс, вышедших из своей среды крупных предводителей народного ополчения, была сохранена территориальная целостность Казахстана.

Развивать навыки оценки исторических событий на основе систематизации материала.

В процессе знакомства с подвигами батыров, развивать высокую гражданственность и патриотизм.


Ключевые понятия: Народ, независимость, границы, политический строй, политическая история.


Ссылка: поурочные планы, 8 класс, 1 четверть, урок 4

Общие положения

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Методы: организации и самоорганизации учебной деятельности., частично- поисковый, эвристический, творческой деятельности, словесный, практический, наглядный

Технология: развития критического мышления

Стратегии: «Мозговой штурм», «Кто быстрее», «Диалог на стикерах», 2Ротерянное слово»

Материалы и оборудование: карта “Земли Казахского ханства в ХУII— первой четверти ХУIII в.”; портреты Абулхаир хана, портреты великих батыров.

Ожидаемые результаты

уметь работать в группах, развить навыки исследовательской работы с историческими документами, уметь делать выводы .Должны актуализировать свои знания по теме, самостоятельно соотносить информацию, реализовывать в процессе познавательной деятельности коммуникативные умения.

-анализировать их условия и ресурсы, внутренние различия;

- должны прийти к выводу по проблемному вопросу.

Этапы урока

Виды работ, стратегии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурсы

Вводная часть

Приветствие

Круг добра - добрые пожелания друг другу

Деление на группы



взаимооценивание


Психологический настрой учащихся на дальнейшую деятельность

Построение по росту, расчет на 1,2 - образование двух групп.


ключ и критерии оценивания

Учащиеся желают друг другу хорошие слова;



Построение по росту, расчет на 1,2 - образование двух групп.












Дескрипторные карты

Основная часть


























































Вызов:






«Мозговой штурм»

 









Осмысление:

Групповая работа: дополнительное чтение, поиск информации,

взаимооценка,Создание проблемной ситуации


Стратегия «Кто быстрее»






Взаимооценивание между группами

Работа с картой



Стратегия «Диалог на стикерах»







Стратегия «Потерянное слово»




 Прочитав название темы урока,  вы наверное догадались о чем мы будем сегодня говорить? И так, мы начинаем свой урок!

( ученики индивидуально записывают ответы в тетрадь, после этого обсуждение в группе, дописывают ответы)

- агрессия

- героизм

- нашествие

- преданность

- батыр

Работа с текстом учебника, хрестоматией.

Задание 1 группе:

Цель агрессии джунгар.

Освободительная борьба казахского народа против джунгар.


Задание 2 группе:

Роль народного курултая в сложный период жизни казахского общества.

Казахские батыры.

Заполнить кластер

Главные битвы Главные битвы ббитвы








Покажите на карте - “Земли Казахского ханства в ХУII— первой четверти ХУIII в.”- места главных битв.


1. «Первая четверть ХУIII в. – ужасный и роковой период в жизни казахского народа» - почему дают такую характеристику Ч. Валиханов и А. Левшин?

Оценивание работы спикерами групп.

Задание 1 группе:

Собравшись у подножия горы Ордабасы, представители казахских жузов, приняли решение о (всенародной организации борьбы против врага). Новые силы казахов сосредоточились в районе гор Ордабасы в 20-е годы 18в. потому что (удобнее было выйти на приграничные районы с Джунгарией).  У гор Ордабасы казахское ополчение было рассредоточено и организовано (по принципу принадлежности к жузам). Хан (Абулхаир), был назначен   главнокомандующим объединенного ополчения трех казахских жузов в борьбе с джунгарами.

Задание 2 группе:

(1730 году) произошла  самая крупная победа над джунгарами и освобождение Среднего и Младшего жуза. На Востоке грозным соседом для Джунгарии была (Цинская империя). Дело спасения страны, в решающий момент казахско-джунгарских войн, взял на себя (народ). Отличились в освободительной борьбе казахского народа против джунгарской агрессии: (Богенбай и Кабанбай). Достигнув значительных успехов, общенародная борьба казахов против джунгар, ослабла вследствие: (традиционных разногласий).

Взаимное оценивание групп.







( ученики индивидуально записывают ответы в тетрадь, после этого обсуждение в группе, дописывают ответы)

- агрессия

- героизм

- нашествие

- преданность

- батыр


Учащиеся работают в группах над проблемной ситуацией

Главные битвы Главные битвы ббитвы







Заполнить кластер







Учащиеся показывают на карте “Земли Казахского ханства в ХУII— первой четверти ХУIII в.”- места главных битв.

Оценивание работы спикерами групп.







Учащиеся дописывают потерянные слова








Рабочая тетрадь










Задания группам


Бумага, маркеры

Листы оценивания






Бумага, маркеры

Листы оценивания





Контурные карты, атласы




Стикеры








Задания карточки





Заключитель-ная часть

Проблемные вопросы











Дом. Задание







Рефлексия

1.Вопрос: подумайте, что необходимо было сделать для отражения агрессии? Подвести к выводу о необходимости объединения всех сил казахского общества, так как сила народа в единстве.

2.Вопрос: возможна ли была иная развязка политических событий Казахского ханства в этот период?

Анализ работы, выставление оценок.

Прочитайте § 2, заполните таблицу «Хронологические события освободительной борьбы против джунгарского нашествия»

годы

события

Историческое значение





ЗХУ













Запись дом. Задания







Ответы на вопросы,

Выбор и наклеивание стикеров разных цветов













дневники







стикеры


Анализ

Что прошло хорошо?



Урок удался. План реализован. Все виды работ выполнены. Урок прошел в темпе и по времени соответствовал рамкам 45 минут. Учащиеся были активны все без исключений. Ими опробованы 4 вида оценивания. Проблемный вопрос получил логическое решение. Выводы сделаны верно. Материал усвоен на хорошо .При рефлексии учащиеся были единодушны, им урок понравился.

Что было не так хорошо?



Затруднен выбор лидера в одной из групп, т.к. в нее попали сразу 2 активных учащихся.

Затянулось на 4 минуты выполнение постера, пришлось экономить время на презентациях.

Взаимооценивание в группах прошло медленней, чем обычно.

На какие силь-ные стороны можно полагаться?



Отработано и проходят быстро деление на группы, распределение ролей и нумерация участников, отбор материала для постеров, осмысление нового материала. Нравятся различные приветствия , рефлексия. Легко и весело проходят разминки «Танцующий ежик»., само и взаимооценивание работ по контурным картам. ЗХУ.

Что можно развить?



Критериальное оценивание с комментированием устных ответов, выводы по новому материалу, более тщательная подготовка презентирования и постепенное сокращение времени за счет отбора фактов. Выполнение постеров более аккуратное и логически завершенным,






















Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!