Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Классный час
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
ТЕМА: «АЗБУКА ЭТИКЕТА»
ЦЕЛЬ: Формировать у детей представление об этикете. Развивать память, устную речь, вниматель-
ность, воображение. Воспитывать уважение к окружающим.
ХОД КЛАССНОГО
ЧАСА:
- Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о
том, что включает в себя понятие «этикет», а также о некоторых
правилах поведения в современном обществе.
Этикет - он не виньетка
И не стильненький костюм,
В нём и жизненная сметка,
И воспитанность и ум.
Он всегда и всюду нужен
Нам на жизненной тропе.
С этикетом если дружен,
Будут рады тебе все.
- Слово «этикет» - французского происхождения на одном из пышных
приёмов у короля Людовика XIV гостям вручали карточки с
перечислением некоторых правил поведения.
От французского название карточки - «этикетка» и произошло слово
«этикет», вошедшее впоследствии в языки многих народов мира. Этикет
- результат опыта многих поколений. Правила, которые вырабатывало
человечество, является международными, они в целом едины во всех
странах, хотя и имеют свои национальные особенности.
Этикет - это форма отношения к другому человеку, правило поведения
человека среди людей. Общепринятый этикет помогает в общении всем
людям. Только овладев его основами, можно смело отправляться в
путешествие по жизни.
Зная правила культурного поведения, вы будете чувствовать себя
увереннее в обществе, не попадёте впросак, оказав или сделав такое,
что по этикету считается неуважительным к окружающим. Зубрить
правила не надо, достаточно понять их смысл.
Правила поведения человека в обществе, хорошие манеры - это не
досужий вымысел изощренного ума, они вырабатывались веками и
продиктованы заботой о человеке.
- Чистоту, красоту мы у древних берём,
Сказки, саги из прошлого тащим,
Потому что добро остаётся добром
В прошлом, будущем и настоящем.
- Именно добром продиктовано одно простое правило этикета: человек
своим поведением и внешним видом не должен доставлять неудобства
окружающим, оскорблять их эстетические, нравственные чувства. Где
бы человек не находился, он не может вести себя так, как ему
заблагорассудится, должен считаться с другими людьми. Обладать
хорошими манерами не так уж сложно, не трудно здороваться с людьми
при встрече.
Проснувшись утром и встретившись с родными, вы обязательно должны
поздороваться. Но от того, как вы произнесете: «Доброе утро!»,
будет зависеть настроение ваших домочадцев.
Выйдя на улицу, вы встречаете друзей, знакомых. Начинать говорить
свое приветствие следует не раньше того, как вы приблизились друг
к другу на два метра. Когда вы заходите в школу, обязательно
поздоровайтесь с гардеробщицей, одноклассниками и, конечно же, с
учителями. Здороваясь с взрослыми, лучше всего употреблять
общепринятые в этих случаях фразы: «Добрый день!», «Доброе утро!»
Так приятно быть вежливым, приветливым, благорасположенным к
людям.
- А сейчас давайте проведём небольшую игровую разминку. Я говорю
вам первую часть пословицы или поговорки, а вы, дорогие друзья, по
очереди её заканчиваете.
С поклону голова...........(не заболит).
От вежливых слов язык ......... .(не отсохнет).
Честное слово и буйную голову........... .(смиряет).
В чужом доме не будь приметлив, а будь ........ .(приветлив).
Где посадят, там сиди, а где не велят .............. ...(там не гляди).
Говорить не думая, что стрелять .............................(не целясь).
Учись доброму, так худое .........................................(на ум не пойдёт).
- Здороваться при встрече
принято во всём мире. Каких только жестов не придумали жители
разных стран, чтобы приветствовать друг друга!
- Следующий наш конкурс называется «Жест
приветствий». Команды по очереди называют известные им
приветствия. Ведущий добавляет ответы, которые не были названы:
(пожать руку, обняться и расцеловаться в обе щеки; потереться
носами, снять шляпу, скрестить руки на груди и склонить голову;
поклониться, поднеся правую руку к груди, ко лбу, затем к губам и
сердцу; дотронуться до рук, плеч, одежды друг друга; с улыбкой
похлопать по плечу).
- Придворные учёные написали книгу «Этикет». В ней они и определили
для начала две главные вещи: что нужно говорить и что нужно делать
в самых разных ситуациях. С тех пор прошло много времени, и этикет
охватил все стороны жизни.
- Мы предлагаем вашему вниманию выдержки из современных правил
этикета.
Правила этикета
1. Человеку, с которым вы здороваетесь, надо смотреть в глаза
дружелюбно и приветливо. Если вы не видите лица человека, надо
повернуть голову на его голос.
2. Входящий первым здоровается с присутствующими.
3. Придя в гости, прежде всего, здороваются с хозяйкой дома, затем
- с хозяином, потом - с остальными.
- Как мы выглядим? Этот вопрос задаёт себе каждый из нас.
Русская пословица гласит: «Встречают по одёжке, провожают по уму».
Вежливый, воспитанный, человек всегда подумает о том, чтобы его
внешний вид был приятен окружающим. Представим себе человека с
прекрасным лицом, и неряшливо, безвкусно одетого. Можно ли назвать
такого человека совершенным? (Ответы).
- Одежда играет важную роль в нашей жизни. Она должна украшать
человека, подчёркивать преимущества его внешнего облика и скрывать
его недостатки. Поверьте, человек с хорошей внешностью может
превратиться в карикатуру на самого себя только от одной детали
своего костюма.
Главное требование - опрятность.
Все вы видели чучело огородное - в рваной одежде и шляпе набекрень?
Неслучайно людей неряшливых, небрежных так и называют - «чучело
огородное».
Согласитесь, ведь приятно смотреть на человека, если он в чистой
обуви, и выглаженной одежде, аккуратно причёсан.
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и
мысли». А. П. Чехов.
Викторина «Современный этикет»
1.Как быть, если вас толкнули или сказали вам грубость? (Не
следует делать такому человеку замечание или пытаться выяснить с
ним отношения. Не нужно взывать к приличию человека, не ведающего,
что это такое.)
2. Употребимо ли обращение
«дядя» или «тётя» к человеку, старшему по возрасту? (Слова
«дядя» и «тётя» обозначают степень родства. Ими не следует
пользоваться в разговоре со старшими, если они вам не
родственники.)
3. Прилично ли есть или пить на улице? (Неприлично, это
некрасиво смотрится со стороны.)
4. Можно ли интересоваться у собеседника его денежными доходами?
(Уважающий себя и собеседника человек, никогда не спросит о чьих
бы то ни было, доходах и о своих говорить не станет.)
5. Представьте себе, что вы находитесь в читальном зале библиотеки,
и у вас неожиданно зазвонил мобильный телефон. Как вы поступите?
(Нужно выйти из зала, и негромко переговорить с позвонившим.
Разговаривать в зале, как и в любом общественном месте, не стоит:
это мешает окружающим.)
6. Часто приходится слышать, когда для привлечения внимания
пользуются словами «мужчина», «женщина». Допустимо ли это? (Нет,
правила этикета требуют использовать безликую форму обращения:
«Извините», «Скажите, пожалуйста» и т. д.)
- Одним из важных элементов культуры человека является владение
правилами речевого этикета. В формировании нашего образа в глазах
собеседника очень большую роль играют то, как мы разговариваем. С
воспитанным и вежливым человеком приятно иметь дело. Вежливый
человек настроен доброжелательно к людям, он может понять другого
человека, посочувствовать, помочь ему.
Вежливыми словами мы проявляем своё отношение к окружающим нас
людям.
Так обидно бывает, когда тебе отвечают резко, грубо, и, наоборот -
на душе становится теплее, когда знакомые и незнакомые тебе люди
обращаются к вам мягко, тактично, уважительно. Ведь приятно слышать
слова «пожалуйста», «благодарю вас», «простите» и т.д.
Постарайтесь чаще говорить людям добрые, вежливые, хорошие
слова.
- Правила этикета предназначены еще для того, чтобы не попасть в
неловкую ситуацию. Но если вы все- таки оказались в неловкой,
смешной ситуации, нужно посмотреть на нее как бы со стороны и ...
посмеяться над собой первым. Смеяться над собой гораздо менее
обидно, чем выслушивать насмешки окружающих. Часто неловкие
ситуации возникают из-за несдержанной речи. Оказавшись в такой
ситуации, необходимо просто извиниться.
Мелкие конфузы не требуют слезных оправданий: такое поведение может
еще больше испортить положение. Обычно короткое «простите» решает
проблему. Даже если кто-то вас серьезно обидит, это не повод при
всех выяснять отношения. Скандал не только унижает вас обоих, но и
ставит в неловкое положение окружающих.
- Поговорим о поведении на улице. Двигаясь по улице в необходимом
нам темпе нужно стараться не причинять неудобств - ни пешеходам, ни
автомобилистам.
Воспитанный человек на улице не сорит, не плюёт, не показывает
пальцем, не кричит на детей, не ходит по газонам, не бросает
огрызки, не щелкает семечки.
А за распитие спиртных напитков в общественных местах вы можете
быть подвергнуты административному наказанию.
На ходу не следует есть. Лучше съесть мороженое или пирожок, стоя у
киоска или сидя на лавочке.
- Невежливо, проходя по улице, делать громкие замечания в адрес
прохожих по поводу их одежды, роста, выражения лица и т. д.
- Юноши, которые посылают в адрес проходящих девушек даже
остроумные реплики, печально демонстрируют недостатки своего
воспитания.
- По улице никогда нельзя ходить вчетвером. Общество же из 5
человек разделяется на пару и троих, таким образом, никто не
остается в одиночестве.
- Мы с вами живём в век больших скоростей. Ходить пешком,
безусловно, полезно для здоровья. Но из-за больших расстояний нам
часто приходит на помощь общественный транспорт.
В транспорте действуют те же правила вежливости, что и везде. Здесь
нас так же, как и на улице, окружают незнакомые люди.
Сейчас мы рассмотрим несколько правил поведения в общественном
транспорте.
Каким общественным транспортом пользуетесь вы? (ответы).
Правила:
1. Ни за что не станете изо всех сил втискиваться в салон автобуса,
чтобы успеть занять сидячее место. Пусть на таких местах сидят
пожилые люди или молодые мамы с малышами. Именно их пропускают
вперёд при посадке.
2. Войдя в салон, сразу пройди в его середину, (для чего)
чтобы облегчить посадку тем, кто заходит следом за тобой.
3. Невежливо стоять у выхода, загораживая его, если ты не
собираешься выходить.
4. Если вам уступили место, (в каком случае вы можете сесть)
ты можешь сесть только в том случае, если рядом не стоят женщины с
тяжёлыми сумками, бабушки.
5. Если ты наступил кому-то на ногу, сразу же извинись, очень
вежливо и любезно.
6. А теперь представьте, что на ногу наступили вам? Что вы
сделаете?
Не кричи дурным голосом. Спокойно прими извинения, поддержи
человека улыбкой и скажи: «Не волнуйтесь, ничего страшного не
случилось!»
7. Если ты покупаешь билет у водителя, приготовь деньги заранее,
чтобы не задерживать отправку автобуса.
8. Если вы едете в набитом битком людьми общественном транспорте,
как вы будете себя вести? Неприлично, находясь в общественном
транспорте, битком набитом людьми, пытаться отвоевать себе
пространство, пихая соседей локтями или сумкой. Локти в таких
случаях должны быть прижаты к телу. Постарайся не наступать людям
на ноги, не опирайся на стоящего рядом человека. Держись руками за
поручни или спинки кресел, чтобы на поворотах не заваливаться на
других пассажиров.
9. Постарайся в транспорте не чихать и не кашлять. Если же никак не
можешь сдержаться, обязательно прикрывай нос и рот носовым платком
или ладонью.
- Как вы проводите свое
свободное время? (ответы). Кто из вас ходит в кино, на концерты, в
музеи? А кто, ребята, из вас знает, как вести себя на концерте, в
кинотеатре, в музее?
Кинотеатр
- Сейчас мы не очень часто ходим в кино, потому что у многих дома
есть видеоаппаратура. Но иногда это очень даже здорово - сходить в
кино на нашумевший фильм в компании друзей или с лучшим другом
(подругой).
Правила:
1. Опаздывать крайне невежливо, потому что ты мешаешь смотреть
другим и сам не узнаешь, что было в начале. Если всё же придётся
побеспокоить сидящих, то извинись, и пройди к своему месту лицом к
зрителям, но ни в коем случае не наоборот.
2. Если мимо вас проходят, можно встать и пропустить.
3. Сидения кресла постарайся опускать бесшумно. Вставая, придерживай сидение рукой. Не занимай оба подлокотника сразу.
4.Впереди сидящему человеку вряд ли понравится, если ты облокотишься на спинку его кресла или упрёшься в неё ногами.
5.Если тебе не нравится кино, воздержись от разговоров и сиди молча.
Музей
- Придя в
музей или на выставку, оставь в гардеробе все свои сумки и пакеты
они будут тебе мешать. Кроме того, ты можешь случайно задеть
какую-нибудь витрину или экспозицию и что-то повредить. А ведь в
музее выставляют вещи уникальные, существующие только в
единственном экземпляре. Повреждение не всегда можно исправить, а
это значит, что музей лишится ценного, а возможно и бесценного,
экспоната.
В музее не принято просматривать всю экспозицию за считанные
минуты. Только неторопливый, спокойный осмотр залов или выставок
запомнится надолго, и принесёт свои результаты.
Вы обратили внимание на то, что в музее очень тихо? Постарайся не
нарушать эту тишину, ходи по залу так, чтобы не беспокоить
окружающих. Не вставай слишком близко к картинам, скульптурам и не
становись перед другими посетителями, осматривающими экспонаты. Не
показывай пальцем и тем более не трогай: ничего руками.
Если экскурсию проводил работник музея, не забудь поблагодарить его
перед уходом.
Концерт
- На концерте допустимо, что аплодисменты сопровождаются криками,
свистом, топаньем так как на концерте обстановка свободная,
непринужденная, крики и свист воспринимаются как выражение восторга
- и поэтому никто не сочтёт тебя невоспитанным.
- Понятие об
этикете очень широко - от умывания лица до последних высот
человеческой мысли. Поэтому говорить о нем можно бесконечно.
Запомните главное правило человеческого общения: «Не делай другим
того, чего не желаешь себе» и очень ценится в этикете улыбка. Так
давайте же чаще улыбаться друг другу.
- Вот и подошло к концу наше мероприятие. Мы
поговорили с вами об этикете - своеобразном своде правил общения
между людьми. Каждый волен сам, выбирать - соблюдать его требования
или не соблюдать. Но если вы хотите производить на людей приятное
впечатление, без знания правил хорошего тона вам не обойтись. И мы
надеемся, что наша беседа помогла вам найти ответы на множество
вопросов, которые могут возникнуть в процессе общения.
- Всякой встрече грозит расставанье.
Но увидимся с вами опять.
Так приятно сказать: «До свидания!»,
Чтобы «Здравствуйте!» снова сказать
Как бы ни было в жизни нам
туго.
Надо вежливость не растерять.
Мы окажем вниманье друг другу
И друг друга сумеем понять.
Сейчас мы говорим вам вежливое «До свидания!». Это означает, что
встреча была для нас приятной.