Классный час « Ценность
доброты»
Цели: формирование нравственного качества личности
– доброты.
Задачи:
Расширить у учащихся значение понятий «добро»
и «доброта»; раскрыть нравственное содержание понятия
«доброты»; познакомить с закономерностями проявления
«добро» и «доброта» в характере человека и в окружающей жизни;
показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе
доброты, побудить их к этому;
дать нравственную оценку добрым
поступкам. способствовать развитию объективного
отношения к повышению уровня самооценки; воспитывать и развивать у
детей чувство товарищества,
взаимопомощи.
Ход
мероприятия.
Воспитатель:
«Доброе утро!»
–
Скажешь
кому-то,
И будет
ему
Очень доброе
утро,
И день будет
добрый,
И добрые
встречи,
И добрый,
конечно,
Опустится
вечер.
Как важно и
нужно,
Чтоб сразу с
утра
Тебе пожелали
добра.
-Я желаю вам добра и думаю, что наше беседа
будет приятным и полезным.
-Вы уже догадались, на какую тему мы с вами
будем сегодня говорить? Ответы
детей
-Верно, мы будем говорить о добре, о добрых
поступках.
Воспитатель:
Доброта... Добро... Что же это
такое?
У вас на столах лежат толковые словари.
Откройте их и найдите, что значит слово «добро» и
«доброта»
ДОБРО - 1. Нечто положительное, хорошее,
полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра
кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра
людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим
чувством). Не делай добра, не увидишь зла(посл.). («Толковый
словарь русского языка»)
Доброта – отзывчивость, душевное расположение
к людям, стремление делать добро другим. (Словарь
Ожегова)
Воспитатель:
Доброта – это очень важное, нужное качество,
без которого человек не может называться
человеком.
С чем можно сравнить
добро?
С солнцем, весенней радугой, яркими,
красивыми цветами, мамой, улыбкой, семьей, другом, красотой,
лаской, теплом, счастьем, весельем, жизнью, любовью, праздником,
радостью, смехом.
Это всё хорошее, красивое, всё положительное,
полезное.
Ученик:
Что такое
доброта?
Вымыть миску у
кота,
Напоить водой
цветок
(Он ужасно
одинок),
Починить сестре
игрушку,
Пропустить вперёд
старушку,
Грусть лечить любви
словами,
Помогать усталой
маме,
А девчонке
незнакомой
Донести портфель до
дома.
От тепла и
доброты
Распускаются
цветы,
Согревает всех
она,
Словно лучик из
окна.
(И. Полюшко
)
-Если бы мы смогли потрогать это качество, то
какое оно было бы на ощупь?
теплое, мягкое, нежное, приятное,
пушистое.
-А вы знаете, что слово «добро» очень древнее,
оно является исконно русским словом. Доброжелательность всегда
ценилась русским народом, которые издавна с благодарностью
воспевают всё доброе, сделанное во имя людей. Даже в древней азбуке
буква «Д» называлась
«добро».
Именно поэтому оно живо до сих пор, оно
вечно. Это подтверждают народные
пословицы.
Ученики:
- Без добрых дел нет доброго
имени.
- Жизнь дана на добрые
дела.
- От добра добра не
ищут.
- При солнышке тепло, при матушке
добро.
- Доброе слово и кошке
приятно.
- Худо тому, кто добра не делает
никому.
-Добро, доброта - понятия удивительные. Они
сближают людей, как ничто
другое.
-Как вы думаете, с чего начинается
добро? С доброго
слова.
Воспитатель:
Доброе слово может нас приободрить, вселить в
нас уверенность, согреть
душу.
Возьмите конверт №2. В нем незаконченные
фразы и лист с «волшебными словами». Впишите на листик подходящее
по смыслу слово.
1
группе
Растает ледяная глыба от слова доброго
....... «Спасибо»
Когда бранят за шалости, мы говорим .......
«Прости, пожалуйста»
И во Франции, и в Дании на прощание говорят:
....... «До свидания!»
Посиди со мной сестра почитай мне, .......
будь добра.
2
группе
Забыл я книжку принести! За это ты меня
....... прости.
Печально сказали мы дяде Никите: «За чашку
разбитую нас .......
извините».
На меня отцу не жалуйся, я прошу тебя:
....... «Пожалуйста».
Если больше есть не в силах, скажем маме мы:
....... «Спасибо»
Ученики зачитывают получившиеся
фразы.
-А вы часто употребляете добрые
слова?
Но только ли добрые слова нужны людям? Только
ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно
судить о том, добрый он или
нет?
Внимательно послушайте
стихотворение.
Ученик:
Закон доброты
Подумайте сами,
ребята,
случается так почему
–
котенка один
обижает,
другой лечит лапку
ему.
Один воробья из
рогатки
старается сбить
наповал,
другой, чтобы выходить
пташку,
с земли воробья
подобрал.
Один ранит палкой
лягушку,
в костер ее тащит
живьем,
а кто-то из
лужи-ловушки
мальков перенес в
водоем.
Подобных примеров
немало,
подобных поступков не
счесть.
Закон доброты правит
жизнью,
у всех доброта в сердце
есть!
(Е.
Андреева)
Воспитатель:
Так по каким же действиям человека можно
судить о том, добрый он или
нет?
По добрым поступкам
человека.
-Ребята, а вы когда-нибудь совершали добрые
поступки?
-Подумайте и запишите, какие добрые дела вы
делали в классе, дома, на улице, в транспорте, на
природе.
Каждый ваш добрый поступок я буду класть в
Мешочек доброты.
Дети записывают на сердечках свои добрые
дела, зачитывают и кладут в
мешочек.
-Посмотрите, какой у нас полный мешочек
получился, мы его оставим в классе и будем продолжать наполнять
нашими добрыми поступками.
Добрые поступки – это лекарство, спасение от
всего дурного. Чем больше мы будем делать добра, тем больше его
будет в нас оставаться.
Добрые слова…Добрые поступки…. А добрый
человек…
Что он такого делает, что мы его называем
добрым? ответы
детей
Ученики:
Не стой в стороне
равнодушно,
Когда у кого-то
беда,
Рвануться на выручку
нужно,
В любую минуту
всегда.
На клумбе цветок, его листья
повисли.
Грустит он … о чём? Угадал его
мысли?
Он хочет напиться. Эй, дождик,
полей!
И дождик спустился из лейки
твоей.
Хоть мама ещё не вернулась с
работы,
Не трудно узнать её думы,
заботы.
«Вернусь, хорошо бы пошить,
почитать…
Да надо с уборкой возиться
опять».
И ты совершаешь великое
чудо-
Пол засверкал, засияла
посуда!
И ахнула мама, вернувшись,
домой:
- Да это, как в сказке, волшебник, ты
мой!
Воспитатель:
-Почему мама назвала мальчика
«волшебником»? Мальчик совершал хорошие
поступки.
-Давайте продолжим копить добрые дела. К
доске прикреплены таблички с добрыми и плохими поступками. Вы
подходите по очереди к доске и снимайте таблички с обозначением
плохих поступков до тех пор, пока на доске не останутся только
определения хороших
поступков.
-Брать без спросу чужие
вещи.
-Заботиться зимой о
птицах.
-После игры убирать в положенное место
игрушки, книжки, цветные
карандаши.
-Не помогать
взрослым.
-Дёргать за хвост собак или
кошек
-Бросать камни в
птиц.
-Обижать тех, кто младше и
слабее.
-Не уступить место в
автобусе.
-Ломать ветки деревьев и
кустов.
-Помогать там, где нужна моя
помощь;
-Заботиться о
близких;
-Выручать друзей в
беде;
-Улыбаться тем, с кем
общаешься;
-Защищать тех, кто
слабее.
-Что бы вы еще хотели добавить к написанному
на доске? Ответы
детей.
Наши добрые поступки помогут сделать мир
добрее? Почему?
Воспитатель:
Чтобы радость людям дарить, надо быть добрым.
В каждом из нас есть
маленькое солнышко. Это солнышко – доброта.
Она очень нужна и вам
самим, и близким вам людям, и вашим друзьям,
и просто тем, кто вас
окружает.
Встаньте, пожалуйста. Закройте глаза и
представьте, что на вас солнышко льёт свои тёплые лучики. Под его
лучами вы становитесь добрее, умнее, внимательнее друг к
другу.
вытяните ручки, как лучики, пошлите солнечные
приветы маме, папе и всем близким людям, пожелайте мысленно им
здоровья и радости. И ещё пошлите добрые лучики всем людям Земли:
пусть они любят друг друга и берегут
мир.
А теперь соединим ручки, создадим солнечный
круг, подарим его друг
другу.
Дарите всем по
солнышку
Частичку света,
доброты
Слова любви и
нежности
Дарите людям как
цветы.
(продолжают держаться за
руки)
Делать добро очень приятно и радостно.
Правда? Да! Молодцы!
Правила
доброты
Нам приятнее находиться в
обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми
людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми
мы станем по-настоящему добрыми.
Помогать людям.
Защищать слабого.
Делиться последним с другом.
Не завидовать.
Прощать ошибки другим.
-Спешите делать добро приветствием, сердечным
словом поддержки, душевным
поступком.