Классный
час: Безопасность
во время осеннего и зимнего
ледостава.
Цель:
- формировать у
детей представление о правилах безопасного поведения на водоемах в
осенне - зимний период;
- воспитывать
осторожность и аккуратность в поведении на водоемах в осенне –
зимний период.
Оборудование:
памятки по правилам поведения на льду, карандаш, листы белой
бумаги.
Ход классного часа
1. Орг.
момент.
2.- Ребята,
отгадайте загадку:
Бежала –
шумела,
Заснула –
заблестела.
- Это река подо
льдом.
- Правильно,
молодцы! Тема классного часа: «Осторожно, тонкий
лед!».
- Закройте
глаза и представьте, как выглядит водоем поздней осенью или в
начале зимы.
- Она замерзла,
покрыта льдом.
Верно.
Вода
в водоемах
покрывается льдом. Начинается период ледостава. С образованием
первого льда люди выходят на водоем по различным
причинам.
Можно
значительно сократить маршрут при переходе по льду с одного берега
на другой, лихо прокатиться по гладкой и блестящей поверхности на
коньках, поиграть в хоккей и т.п.
А какая
опасность может предостерегать нас в это время на реке или
озере?
- Можно
провалиться под лед.
Верно. Первый лед
очень коварен. Не нужно торопиться выходить на первый лед. Он
только кажется прочным, а на самом деле он тонкий, слабый и не
выдержит тяжести не только взрослого человека, но и ребенка.
Молодой лед отличается от старого более темным цветом и тонким
ровным снежным покровом.
Необходимо
помнить, что выходить на первый зимний лед можно только в крайнем
случае с максимальной
осторожностью.
С наступлением
холодов, когда начинают замерзать водоёмы, резко возрастает число
несчастных случаев. Ежегодно во время ледостава на водных объектах
гибнет около тысячи человек.
- Чтобы не
попасть в беду нужно знать, что лёд можно считать прочным
(выдерживающим вес человека), если его толщина не меньше 10
см.
- Возьмите
линейку. Отмерьте пальчиками 10 см. Посмотрите и запомните, какой
должна быть толщина льда, чтобы выдержать одного
человека.
- Для группы
людей или для устройства катка безопасен лёд толщиной не менее 15
см. Отмерьте на линейке. Посмотрите, какая это
толщина.
- Но ведь мы не
носим с собой линейку! Как же быть? Оказывается, можно определить
толщину льда и без линейки!
Прочный лед
имеет синеватый или зеленоватый оттенок, лед с желтоватым оттенком
– ненадежен.
Г лавная
причина трагических случаев – незнание, пренебрежение или
несоблюдение элементарных мер безопасности. Необходимо обращать
внимание на запрещающие знаки вблизи водоема («Переход (переезд) по
льду Запрещен!»), а также помнить правила поведения на
льду.
- Но даже в
крепкие морозы на водоёмах существуют места, где прогулки опасны.
Как вы думаете, почему?
Наиболее
опасные места.
Хрупким и тонким лёд обычно бывает в тех местах,
где в него вмерзают ветки, доски и другие предметы, а также вблизи
кустов, деревьев, камыша.
Непрочен лёд около стоков вод у заводов и фабрик,
а также в местах впадения ручьёв или там, где бьют
ключи.
Следует обходить участки, запорошенные снегом или
покрытые сугробами, т.к. лёд под снегом всегда
тоньше.
Очень осторожным надо быть в местах, где лёд
примыкает к берегу. Здесь лёд, как правило, менее прочен и в нём
могут быть трещины.
Особенно опасен лёд во время оттепели, т.к. он
подтаивает и на нём образуются полыньи.
3.
Физкультминутка.
4. Знакомство с
правилами поведения на льду.
- Так что же
получается, что зимой по льду лучше вообще не
ходить?
- Если не
уверен, то не ходи! А если пошёл, то для передвижения по льду есть
свои правила, которые надо помнить и
выполнять!
Правила передвижения по льду.
-Прежде чем ступить на лёд, посмотри, нет ли
поблизости проложенной тропы или свежих следов.
Как вы думаете, почему? (Этот путь уже кем-то
проверен.)
-Если следов нет, надо внимательно осмотреться и
наметить свой маршрут так, чтобы избежать мест, где лёд может быть
тонким.
-Следует взять с собой крепкую палку и с её
помощью проверять прочность льда. Если после удара палкой о лёд
появится трещина или вода, нужно немедленно возвращаться к берегу
по своим следам. Причём старайтесь скользить ногами, не отрывая
подошв ото льда.
-Действительно, безопаснее всего переходить водоём
на лыжах. – Почему? (Давление на лёд
меньше.)
-При
передвижении по льду группой необходимо соблюдать дистанцию не
менее 4 – 5 метров друг от друга.
Способы самоспасения
Время
безопасного пребывания человека в
воде:
•
при температуре воды 24°С время безопасного пребывания 7-9
часов,
•
при температуре воды 5-15°С - от 3,5 часов до 4,5
часов;
•
температура воды 2-3 °С оказывается смертельной для человека через
10-15 мин;
•
при температуре воды минус 2°С - смерть может наступить
через 5-8 мин.
Нельзя поддаваться панике.
Чтобы выбраться на лёд. Надо попытаться, не
совершая резких движений как можно дальше выползти на лёд грудью,
затем вытащить на лёд одну ногу, а потом другую и откатиться от
полыньи.
Выбравшись на лёд из воды ни в коем случае нельзя
сразу вставать на ноги. Нужно, откатившись от полыньи, ползти в ту
сторону, откуда вы пришли и где лёд уже проверен.
Лишь ступив на берег, надо бежать, чтобы согреться и быстрее
попасть в тёплое место.
Правила оказания помощи, провалившемуся под
лёд.
- Если на ваших
глазах тонет человек, сразу же крикните ему, что идёте
на
помощь.
- Приближаться
к полынье надо очень осторожно, лучше – ползком, широко раскинув
руки. Если есть лыжи, то их лучше подложить под себя. Можно
подложить доску и ползти на ней.
- Но подползать
к краю полыньи ни в коем случае нельзя. Если вы попытаетесь подать
тонущему руку, то лёд обязательно обломится, и вы тоже окажетесь в
воде!
Лёд выдерживает
человека на расстоянии 2-4 метров от края
полыньи.
- Постарайтесь
протянуть тонущему лыжную палку, лыжу, доску, верёвку. Можно
использовать крепко связанные шарфы.
- Лучше, если
спасающих несколько. Они могут, взяв один другого за ноги, лечь на
лёд цепочкой и подползти к полынье.
- Действовать
надо решительно и быстро, т.к. человек, попавший в холодную воду,
быстро замерзает, а намокшая одежда не даёт ему долго держаться на
воде.
- Вытащив
товарища на лёд, следует отползти с ним из опасной зоны и как можно
быстрее добраться до тёплого места, чтобы растереть его, напоить
горячим чаем и переодеть в сухую одежду.
Рис. 83.
Помощь лыжной палкой
Рис. 84.
Помощь доской
Рис. 85.
Помощь веревкой
Рис. 86.
Помощь шарфом
Учитель. А сейчас мы с
вами немного поиграем.
За
каждый правильный ответ вы получаете
жетон.
1конкурс «
Отгадайте загадки»
-
Что в руках не
удержать? ( Воду.)
-
Не огонь , а
жжётся. (Лёд.)
-
Скатерть бела
весь свет одела. (Снег.)
-
Без рук , без
ног, а бежит.(Река.)
-
В новой
стене,
В круглом
окне,
Днём стекло
разбито,
За ночь
вставлено. (Прорубь.)
2 конкурс «
Ответьте на вопросы»
- Чем опасен
водоём зимой?
- Какой лёд можно
считать безопасным?
3 конкурс «
Сочините сказку»
За 5 минут
нужно сочинить сказку « Осторожно лёд на
реке!»
4 конкурс «
Весёлый карандаш»
Нарисовать
рисунок на тему « Правила поведения и меры безопасности на водоёме
в зимний период.»
5.
Закрепление нового материала.
- Сегодня на занятии вы узнали много нового.
Давайте назовем правила поведения на льду.
Ученики называют.
- Молодцы! И в заключении мы с вами посмотрим
фрагмент мультфильма «Смешарики - Азбука безопасности (Тонкий
лёд)».