Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Классный час «Конфликты и пути их решения»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Коммунальное государственное учреждение
«Гимназия № 38 имени Льва Гумилева» отдела образования
по городу Усть-Каменогорску управления образования
Восточно-Казахстанской области
Классный час
5 «Б» класс
Кл.рук. Козыбаева А.У.
Классный час: «Конфликты и пути их решения»
Цель: развитие коммуникативных способностей школьников, умения общаться в группах, коллективе.
Задачи:
- формировать представления о различных вариантах человеческого общения;
- способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.
- формирование навыков правильного выхода из конфликтной ситуации.
ситуации.
Форма проведения: дискуссия с элементами игры.
Ход классного часа:
Справедливость выше правды, но выше справедливости милосердие
Если бы наше общество жило по закону “око за око”,
весь мир был бы незрячим.
-
Вступительное слово.
Здравствуйте, ребята! По-моему, все согласятся с тем, что общение важно для человека. Также важно уметь общаться, зная правила взаимоотношений. Для того чтобы определить, о чём мы будем сегодня говорить, давайте похлопаем в ладоши, сыграем в ладушки, но необычные, а с заданием. Представьте, что две ладони - это два человека, которые являются друзьями. Давайте поздороваемся. А теперь они усердно выясняют отношения. Хлопните так, чтобы ваш хлопок иллюстрировал лёгкие разногласия между партнёрами. Теперь пусть ваш хлопок проиллюстрирует более острые разногласия. Теперь хлопните, показав враждебные отношения.
Кто может определить, как называется подобное столкновение людей? (Конфликт).
Что несут с собой такого рода столкновения? (Душевные страдания или физические увечья).
Тема нашего классного часа: «Конфликты и пути их решения». Разговор пойдёт о причинах конфликтов и путях выхода из конфликтных ситуаций.
2. В большом энциклопедическом словаре даётся следующее толкование понятию «конфликт»: (от латинского conflictus) - столкновение сторон, мнений, сил.
Какие ассоциации вызывает у вас слово «конфликт»? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и другие).
3. Рассмотрим несколько ситуаций.
Начнем с того, что посмотрим несколько ситуаций из школьной жизни, разыгранных учениками.
1 ситуация.
- Ой, привет, ты где такие кроссовки нашел, из старого шкафа?
- А что, тебе не нравится?
- уже давно такое старье никто не носит. Ты выглядишь смешно.
- Ты на себя в зеркало посмотри! Ты тоже выглядешь не АЙС!
2 ситуация.
- Ой, у Катюши опять новая обложка на книжке. Здорово! Ой! ( Из книги выпадает записка. Девочка поднимает её).
- Ты чего это чужие записки читаешь? Кто тебе разрешил? Ещё подругой называешься… Я ведь у тебя в сумке не копась.
- Я просто обложку на кнеге хотела посмотреть.
- Нечего мои обложки рассматривать, покупай свои и любуйся. Иди отсюда!
3 ситуация.
- Ну – ка, подвинься, Саша! Ты опять всю парту занял! Мне даже учебники некуда положить! Вот, занимай свою половину и на мою не залазий!
- Да я на своей половине сижу, вон, посмотри…
- Локти свои убери! Надоело уже, всю парту занял… Один что ли сидишь? Вот моя половина, вот твоя половина. Иди отсююда?
- Да ну тебя. Лучше я один буду сидеть.
Давайте обсудим данные ситуации. Идет обсуждение причин конфликта.
4. Воспитатель. Послушайте ребята, стихотворение «Два козла»
«Два козла»
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один боднул приятеля немножко посильней,
Другой боднул приятеля немножко побольней.
Один разгорячился, лягнул что было сил,
Другой его рогами под брюхо подцепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьёз.
Я вспомнила эту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой.
В стихотворении описан конфликт между козлами.
- С чего начался конфликт?
- Что не смогли сделать животные? В чём причина конфликта? (неумение понять друг друга, договориться).
5. Диалог двух друзей:
- Захар, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Сережа.
- Что ты наделал?! Она же совсем новая! Ты мне больше не друг! – закричал Захар и убежал. А Сережа даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.
- По какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками? (неумение слушать).
3) На соревнованиях ребята проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.
- Почему возник конфликт? (несдержанность)
Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, неуважение к другим, неумение общаться.
Это ситуации из вашего общения с друзьями, одноклассниками, которые закончились ссорой. Действительно, иногда мы не замечаем, что ведём себя неэтично, обижаем друг друга, не испытывая угрызений совести.
Как перестать грубо выяснять отношения, копить обиды, завидовать, насмехаться, издеваться, драться? Как избежать конфликтов? Сегодня на классном часе мы и попытаемся это сделать.
6. Просмотр фильма Бардина « Конфликт»
Воспитатель: Давайте обсудим мульфильм. В чем причина конфликта и как ее можно было избежать?
Обсуждение мультфильма.
7. Чтение притчи « Мудрецы и слон»
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». И так, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Идет обсуждение притчи.
– Ребята, о чём эта сказка?
– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?
Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
– Были ли мудрецы действительно мудрыми?
У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.
Перепишите конец сказки.
У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному..
Учитель:
Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями.
Часто возникают конфликты среди ваших сверстников. В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы – создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе (школе) собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между педагогами.
4. Давайте представим солнечный, ясный летний день. Но вдруг неожиданно набежали тёмные тучи. Что это означает? (пришла гроза: засверкала молния, загремел гром, полил сильный дождь, настроение испортилось). Так и в жизни, ссорясь друг с другом, люди поражают своими обидами самое ценное у человека: сердце и душу.
- А ситуация с тучами обязательно заканчивается резкой сменой погоды? (нет, из-за тучи может снова выглянуть солнце).
Так же обстоит дело с конфликтами: они могут разрешаться как отрицательно, так и положительно. Без конфликтов невозможно обойтись. Конфликт может привести как к улучшению взаимоотношений, взаимопониманию, так и к большей несправедливости. Всё зависит от поведения людей, участвующих в конфликтной ситуации.
8. Воспитатель. Чтобы получше узнать себя, давайте пройдем тест
Тест «Конфликтная ли Вы личность?»
Инструкция: В каждом вопросе выберите по одному ответу, наиболее соответствующему Вашему поведению.
Вопросы:
1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
а) не принимаю участия;
б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя».
2. Выступаете ли на собраниях (классных часах) с критикой?
а) нет;
б) только если для этого имею веские обстоятельства;
в) критикую по любому поводу.
3. Часто ли спорите с друзьями?
а) только если это люди необидчивые;
б) лишь по принципиальным вопросам;
в) споры — моя стихия.
4. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?
а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;
б) молча возьму солонку;
в) не удержусь от замечаний.
5. Если на улице, в транспорте Вам наступили на ногу:
а) с возмущением посмотрю на обидчика;
б) сухо сделаю замечание;
в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.
6. Если кто-то из близких купил вещь, которая Вам не понравилась:
а) промолчу;
б) ограничусь коротким тактичным замечанием;
в) устрою скандал.
7. Не повезло в лотерее. Как к этому отнесетесь?
а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не
участвовать в ней;
б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять
реванш;
в) проигрыш надолго испортит настроение.
Оценка:
Оцените полученные результаты: каждый ответ «а» — 4 балла; «б» — 2 балла; «в» — 0.
Подсчитайте общую сумму набранных баллов.
От 20—28 баллов. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от конфликтов и споров, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Может поэтому иногда называют Вас приспособленцем.
От 10—18 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет другого выхода и все средства исчерпаны. При этом не выходите за рамки корректности, твердо отстаиваете свое мнение. Все это вызывает к Вам уважение.
До 8 баллов. Конфликты и споры — это Ваша стихия. Любите критиковать других, но не выносите критики в свой адрес. Ваша грубость и несдержанность отталкивает людей. С Вами трудно как на работе, так и дома. Постарайтесь перебороть свой характер.
9. Воспитатель. В каждом конфликте есть положительные и отрицательные стороны. Давайте их обсудим.
Как вы думаете какие они?
Идет обсуждение.
Плюсы
Позитивные функции конфликта: толкает к развитию, стороны лучше узнают друг друга, выявляются ранее скрытые достоинства и недостатки, стимулирует активность людей, растет чувство ответственности и значимости, снимает напряженность, дает выход пару, сплочение единомышленников, выдвижение и формирование лидеров, диагностика и прояснение ситуации.
Минусы
Отрицательные стороны конфликта: 1) оскорбления; 2) потеря друзей или близких; 3) материальные и эмоциональные затраты; 4) снижение производительности труда. В споре рождается истина, выясняются разные точки зрения, Находим лучший или более приемлемый вариант действия. Из-за конфликта возникает психологическое расстройство здоровья, теряются энергия и силы человека.
Заключение.
В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты. А для этого необходимо научиться понимать, договариваться и помнить, что кроме выражения наших собственных интересов необходимо уметь выслушать интересы другого человека. Нужно стараться делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что все люди более благосклонно принимают позитивную информацию, а не негативную, которая часто приводит к конфликтным ситуациям. А если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. Важно понять причину конфликта, попытаться встать на место другого и почувствовать то, что он чувствует.
Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, надо подумать о последствиях. И тогда решение окажется верным.
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.