Разработка классного
часа
«Основные права ребенка»
Цели и задачи:
-
Познакомить учащихся с основными правами
детей.
-
Развивать умение сравнивать, сопоставлять,
обсуждать.
-
Правовое, духовно-нравственное
воспитание.
Форма занятия –
игра «Правовое лото»
Ход занятия.
1 . Вступление.
1. Мальвина:
-Ай, яй,яй, Буратино! Руки грязные, рубашка в
пятнах. Скажите, пожалуйста, кто вас воспитывает?
2. Буратино:
- Когда папа Карло воспитывает, а когда
никто!
3. Мальвина:
- Теперь я займусь вашим воспитание и
обучением.
4. Буратино:
- Опять про яблоки задачу решать
будем?
5. Мальвина:
- Нет, сегодня у нас будет не урок арифметики, а
внеклассное занятие, на котором мы познакомимся с правами детей.
Буратино, присядь с учениками, и мы вместе посмотрим фильм о том,
«что такое права и откуда они появились»
2. Отрывок из фильма «Права людей, права
детей»
(Слайд 2, фильм)
3.Знакомство с правами детей.(Слайд
3)
а)Мальвина: -
Современная эпоха (а это середина XX
века) заявила о необходимости защиты прав детей.
В 1994 году наше государство признало «Конвенцию о правах детей» и
издали в году свои Законы «О правах детей», «Об образовании» в РК,
регулирующие взаимоотношений мира детей и
взрослых.
Цель нашего с вами занятия -опираясь на эти
документы, познакомить вас, ребята, с основными
правами.
Но вот вопрос: «Кто такой
ребенок?»(слайд 4)
Буратино читает:«Ребенком считается каждый человек до
достижения им 18 лет».
б)Мальвина: -
Итак, познакомить вас с основными правами детей поможет игра
«Правовое лото». Помогай мне, Буратино, доставай, как и положено в
лото, бочоночки с номерами.
1, 2, 3, 4, 5, 6 (слайд 5)
Право на жизнь(слайд 6)
– Самое важное право! У разных народов есть очень
много пословиц про жизнь. Например, «Жизнь прожить- не поле
перейти» (русская пословица), «Реку можно остановить,
жизнь-никогда» (казахская).
Право на образование (слайд
7) –
образование с детства: детский сад, предшкола, лицей, закончив
школу, вы можете обучаться в колледжах, техникумах, в
вузах.
Право на медицинское обслуживание (слайд
8)- дает вам возможность во время
обращаться к врачам, отдыхать в санаториях. А как вы сами можете
сохранить ваше здоровье? (спорт, питание, зарядка, закаливание,
соблюдение правил личной гигиены и режима)
Право на отдых и досуг (слайд
9) –
Ваш режим дня, недели, месяца, года должен построен быть так, чтобы
учеба, труд чередовались с отдыхом, каникулами. Но если сидеть с
утра до вечера за компьютером, можно это считать правильным
проведением отдыха и досуга?
Право на защиту от всех форм насилия (слайд
10)–вы
знаете, что 1 июня считается Международным Днем детства, в рамках
которого проводятся различные акции, конкурсы рисунков, концерты.
Главная цель - обеспечить вам счастливое, радостное
детство.
Право на имя и гражданство
– мультик (слайд 11)
4. «Сказочный» этап
Мальвина: -
Ребята, прочитав любую сказку, можно в ней найти нарушения прав
детей. Сейчас я буду зачитывать отрывки из сказок, а вы должны
сказать, какое право нарушено
-
А с Настенькой тем временем беда приключилась.
Велела злая мачеха отвезти ее в лес дремучий и там оставить.
Поплакал старик, погоревал, но перечить старухе не
стал. (сказка «Морозко», право ребенка
жить и воспитываться в семье) (слайд 12,13)
-
С первых же дней мачеха стала обижать девушку.
Она плохо одевала и кормила ее, заставляла делать самую тяжелую
работу. Девушка и полы подметала, и посуду мыла, и белье
стирала. («Золушка», право на отдых и досуг) (слайд
14,15)
-
Тем временем сыщики привели Буратино в отделение.
Дежурный полицейский сам обыскал его карманы, не обнаружив ничего,
полицейский кровожадно засопел на Буратино: -Ты совершил три
преступления! Ты – беспризорный, беспаспортный и безработный!
Отвести его за город и утопить в пруду! Жандармы подхватили его,
бросили с моста в глубокий грязный пруд, полный лягушек и пиявок.
(«Буратино»,жестокое обращение с
ребенком). (слайд 16,17)
5. Проблемная ситуация. (слайд
18)
Мальвина: - Ребята, сегодня мы познакомились с основными
правами детей. Сейчас вы увидите сценку «Однажды вечером..», ваша
задача выяснить в этой типичной жизненной ситуации нарушение прав
ребенка. В сценке участвуют сын, мама, бабушка и
папа.
Сценка
Мальвина: -
Вечером вся семья в сборе. Бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит
телевизор. Вбегает сын.
Сын: - Мам, кушать хочется. Скорей дай
поесть.
Мама: - С грязными руками за стол? Помой
руки!
Сын: - Это насилие над личностью. Мы сегодня с
Законом оправах детей знакомились.
Бабушка: - Леша, сходи в аптеку за лекарством,
что-то давление поднялось.
Сын: - Бабуль, не имеешь право
эксплуатировать!
Мама: - Помой посуду, сынок.
Сын: - Не имеешь право использовать детский
труд!
Отец: - Садись за уроки, сынок.
Сын: - Делать уроки не буду! Это тоже нарушение
моих прав.
Мальвина: -
Ребята, а прав ли мальчик? Это нарушение прав
ребенка? (Это обязанности!)
6. Подведение итогов.
Рефлексия.
Мальвина: -
Подводя итоги нашему занятию, давайте еще раз вспомним о каких
правах детей с вами говорили. Я читаю стихи, вы помогайте мне и
отвечайте в рифму.
Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …(отдых)
***
Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …(имя)
***
Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на …(образование)
***
Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …(врач)
Буратино: - Знают все, как
дважды два,
У ребенка есть права:
Руки мыть и уши,
Много каши кушать,
Утром заправлять кровать,
По хозяйству помогать,
Хорошо учиться,
Рано спать ложиться,
Слово данное держать,
Никого не обижать,
Не грубить, не драться,
Спортом заниматься,
Вежливым и добрым быть,
Маму с папою любить!
И скажу вам
по секрету:
Лучше прав на свете нету!