Классный час
на тему «Время нравственных
идеалов»
Цель: формирование нравственной
личности
Задачи:
-
развивать стремление к нравственному
совершенствованию;
-
разграничить понятия хорошего и плохого
поступков;
-
воспитание нравственной жизненной позиции у
учащихся;
-
способствовать развитию у детей умения правильно
(объективно) оценивать своё поведение.
Форма: классный
час.
Метод: дискуссия.
Оборудование:
проектор,
доска, стикеры, презентация,
дерево
Ход
классного часа.
І.
Орг.
момент.
II. Введение
темы классного часа.
Учитель. Крошка
сын
к отцу пришел,
и спросила
кроха:
- Что
такое
хорошо
и что
такое
плохо?
И сегодня мы с
вами поговорим о том, что такое «хорошо» и что такое
«плохо».
Ребята, как вы думаете, почему человек ведет себя
правильно «хорошо»? (Ответы детей можно фиксировать на
доске).
Психологи, изучающие становление морального
сознания ребенка, предложили шкалу оценки уровня нравственного
развития, основанную на характере причин, побуждающих человека к
тому или иному действию.
1-й уровень. Чтобы избежать наказания и
получить награду. (Подделываться).
2-й уровень. Чтобы все обо мне думали
хорошо – другие и я сам. (Казаться).
3-й уровень. Таковы общепринятые нормы и
ценности моего общества. (Подчиняться).
4-й (высший) уровень. Таковы мои моральные
принципы; они основаны на общечеловеческих принципах. (Быть
самим собой).
- Приведите
примеры из своих поступков и поведения на различных уровнях
самореализации.
- Какой уровень
у вас преобладает?
- Какой уровень
преобладает в целом по
классу?
IIІ.
Обсуждение определения
нравственности.
-Как вы понимаете слово моральные принципы? Какие
существуют моральные принципы, которые основаны на общечеловеческих
принципах?
- Как одним словом
ответить на этот вопрос? (нравственность)
- Как вы понимаете слово
«нравственность»?
- Как бы вы
его определили?
В разных
источника есть разные определения нравственности. Вот некоторые из
них.
Нравственность -
один из основных способов нормативной регуляции действий человека в
обществе.
Нравственность -
особая форма общественного сознания и вид общественных
отношений.
Нравственность -
внутренняя установка человека.
- Так что же такое –
нравственность?
Какие
нравственные ценности должны прививать родители в
семье?
А теперь, ребята,
послушаем притчу...
Притча
Создавая род человеческий, боги позаботились
о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь,
способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо
талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал
добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить
людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались
вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал,
между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось
всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки
были люди, все решали только грубой силой... И над родом
человеческим нависла угроза
самоистребления.
Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую
ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и
правду.
Восхищены были боги мудростью отца. Только
один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди
людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют
способности строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т.
д.
А как поступить
со стыдом и правдой?
Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь
все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни
самих людей . . .
- Итак, о чем
говорится в притче?
-
Назовите вечные универсальные ценности
Какие
моральные
категории существуют?
Добро и зло Долг Честь и достоинство личности
Счастье Совесть Моральный идеал
- Какими
качествами, по – вашему, должен обладать нравственный человек?
(благородный, честный, добрый, не предающий, умеющий жертвовать
собой ради других, тактичный, культурный, терпимый по отношению к
людям, доброжелательный, отзывчивый, внимательный, заботливый,
понимающий)
–
Достаточно ли для развития личности развитие
одного из этих качеств? (Hет)
– Какие
качества не совместимы в
человеке? (Дети
отвечают)
– И в
подтверждение ваших ответов стихотворение
И.Гетте:
Пять
свойств.
Пять свойств не
ладят с другими пятью.
Внимательно
заповедь слушай мою:
С Надменностью
Дружба не может сродниться,
От Грубости
Вежливость не родится,
Величия мы у
Злодейства не ищем,
Скупец не
подаст убогим и нищим,
Для Веры и
Верности Ложь не опора.
Всё это усвой –
и храни от вора.
IV. Дискуссия.
- Актуальна ли нравственность в современном
мире?
-
Почему?
- Какого человека вы бы
назвали нравственным?
- Как определить нравственный человек или
нет?
- Как стать
нравственным человеком?
- Существуют ли
идеалы нравственности, сложившиеся в веках? Приведите примеры из
книг, кинофильмов.
- Существует
мнение, что многие нравственные идеалы прошлого сегодня не
актуальны, несовременны. Может ли нравственность быть современна
или несовременна?
(Обсуждение)
Восстанови
пословицы, объясни одну из них, назови свою пословицу о
добре.
-
Добрые дела, …(дороже
денег)
-
Изменить мир не так уж сложно,
… (начни с
себя)
-
Добро не лихо - … (бродит
тихо).
-
Доброе дело … два
века живет.
-
Доброе слово лучше
…мягкого
пирога .
-
Доброму человеку и
..чужая болезнь к
сердцу .
Учитель: В современном мире
нравственность исчерпала свою актуальность, что не вызывает особого
восторга. Люди, особенно современная молодежь не совсем понимают,
что такое нравственность. Нравственность - это, прежде всего
ответственность за свои поступки перед собой, перед своей совестью.
Только по поступкам человека, мы можем сказать о его
нравственности, потому что не известно о чем думает человек, какие
у него мысли. Даже если его мысли безнравственные, никто не скажет
о нем, что он не имеет нравственности. В нашем понимании
нравственный тот человек, который не ворует, не убивает,
воспитанный. О нравственности человека можно судить по его
увлечениям, по тому, какие фильмы смотрит, какие читает книги. Все
очевидные поступки человека говорят о его нравственности.
Нравственный человек честный, трудолюбивый, уважает окружающих
людей, живет по совести.
V.
Обсуждение высказываний про
нравственность.
Добро и зло
творить
Всегда во
власти всех людей,
Но зло творится
без труда,
Добро творить
трудней.
Рождает зверя
зверь.
Рождает птица
птицу.
От доброго —
добро,
От злого — зло
родится.
- Омар
Хайям (11 век,
персидский поэт, математик,
философ):
Благородство и
Подлость,
Отвага и Страх
–
Всё с рожденья
заложено
В наших
сердцах.
Высказать
несколько точек зрения, доказать актуальность данных изречений и в
современном мире.
VI. Разбор
ситуаций. «Ребенок или
взрослый?» Вам
неоднократно делали замечание, но вы продолжали играть с
одноклассником. Играясь с одноклассником, сильно поранили. Ваши
действия?
“Наказание или
преступление?”
Ваш
одноклассник вами уличен в нескольких проступках, за которые он
просил прощения, но вдруг… он вновь совершает проступок. Ваши
действия?
“Уличная
мораль” В вашем классе
произошел случай. Жестоко избили хорошего, но слабого физически
мальчишку за то, за то, что он не поддержал предложение сбежать с
урока. Вы видели кто бил, но в ответ на предложение выдать
хулиганов вы промолчали.
Что вы сделаете
дальше?
IX.
Рефлексия.
На
доске дерево. Каждому
ученику нужно написать на стикере
своё самое ярко
выраженное нравственное качество
и
прикрепить . Затем они
выходят к доске, прикрепляют это качество
на дерево
и озвучивают
его.
X. Домашнее
задание.
Написать эссе
на тему «Цель оправдывает
средства».
XI. Итог
классного часа.
Мальчик
радостный пошел,
и решила
кроха:
"Буду
делать хорошо,
и не буду
-
плохо".
Учитель: В качестве
нравственных ценностей у всех народов почитаются честность,
верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм, и хотя в
жизни люди далеко не всегда проявляют подобное качество, но ценятся
они людьми высоко, а те, кто ими обладают пользуются уважением. И
мне бы хотелось, чтобы вы были уважаемыми людьми в
будущем.