Классный час "Наследие Абая – образец трудового и языкового воспитания"

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Классный час "Наследие Абая – образец трудового и языкового воспитания"

Материал туралы қысқаша түсінік
Классный час, посвященный Абаю Кунанбаеву. В этом году этому казахскому поэту, философу, музыканту, народному просветителю, общественному деятелю и основоположнику казахской письменной литературы исполняется 180-лет со дня рождения.
Материалдың қысқаша нұсқасы

План классного часа

ФИО педагога

Кузнецова Е.Н.

Дата:


Класс: 8

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема классного часа

Наследие Абая – образец трудового и языкового воспитания

Уроки безопасности (10 минут): Почему важны возрастные ограничения в сети

Ценность воспитания

Трудолюбие и профессионализм

Цели классного часа

  • расширить знания учащихся о жизни и творчестве Абая Кунанбаева;

  • напомнить учащимся о возрастных ограничениях в сети.

Ход классного часа

Этапы/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Начало классного часа

7 мин

Организационный момент

- Приветствие

- Позитивный настрой

- Сегодня мы проведем с вами классный час, посвященный Абаю Кунанбаеву. В этом году этому казахскому поэту, философу, музыканту, народному просветителю, общественному деятелю и основоположнику казахской письменной литературы исполняется 180-лет со дня рождения.

Эпиграфом к классному часу будут слова Абая «Человек, запомнивший слова мудрых, сам становится благоразумным». Пусть они станут вашим девизом в жизни.

Формулировка темы и целей классного часа.

Учащиеся приветствуют учителя, формулируют тему и цели классного часа.

похвала

Портрет Абая, слова Абая,

Середина классного часа

23 мин

Объяснение материала

Настоящее имя — Ибрагим, но прозвище Абай (каз.Абай «внимательный», «осторожный»), данное матерью, закрепилось за ним на всю жизнь.

Абай родился в 1845 году в Семипалатинской области, среди голубых Чингисских гор. Он был сыном главы рода Тобыкты, степного царя, властного и коварного Кунанбая. По происхождению и по воле отца Абай должен был стать таким же правителем, как и Кунанбай. Но судьба пытливого и талантливого от природы Абая сложилось по-иному. Акыны и сказатели воспитали в нем искрению любовь к родному народу, его истории и богатому культурному наследию, от матери он унаследовал доброе сердце, в котором с каждым днем росло возмущения против насилия и зла, чинимого баями. Учился в медресе муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно посещал русскую школу. Абай не собирал и не хранил свои творения, так как при его жизни еще не было традиции публиковать свои произведения. Поэтому многие его труды, написанные экспромтом, порой наспех, иногда просто на клочке бумаги, для нас навсегда утеряны. Дошли до нас те стихи, которые люди знали наизусть. Оставшиеся были включены в рукописи муллы Мурсеита.

Абай не исправлял, не обрабатывал однажды написанное. Сам он не раз признавался, что если бы обрабатывал свои творения, они, наверняка, стали бы более совершенными. Но и в том, первозданном виде творения Абая являются высшими образцами человеческого гения.

На формирование взглядов Абая Кунанбаева оказало огромное влияние:

  • овладение арабским, персидским и другими восточными языками;

  • знакомство с произведениями великих поэтов и ученых Востока - Фараби, Навои, Низами, Саади, Джами, Фирдоуси, Сайхами и др.;

  • изучение русского языка и литературы;

  • знакомство с русскими политическими ссыльными Б. П. Михаэлисом, Н. И. Долгополовым, С. С. Гроссом. А. А. Леонтьевым и др.;

  • знакомство по русским переводам с произведениями Гете, Байрона и других западноевропейских классиков;

  • изучение по русским переводам античной литературы, западной философии. Знакомство с произведениями Спинозы и Сансера, учением Дарвина.

В поэтических произведениях выдвинуты насущные проблемы казахского народа:
-    социальные;

-    общественные;

-    моральные.

Абай Кунанбаев – великий поэт, гордость казахского народа, он раздвинул горизонты поэтического мышления, внёс более десятка новых форм, обогативших казахское стихосложение.

Задание 1. Викторина

В каждом ответе на вопросы необходимо выделить только одну букву и из этих букв собрать слово – характеристику для Абая.

  1. Назовите валюту Республики Казахстан (теНге) 3 буква

  2. Кто ни в жару, ни в стужу, не снимает шубу? (Овца) 1 буква

  3. Никого она не обижает, а все ее толкают? Верь) 2 буква

  4. Как называется глава посёлка, города, столицы в Казахстане? (Аким) 1 буква

  5. Как называется богатырь в казахском эпосе? (баТыр) 3 буква

  6. Какое имя носила наша столица до названия Астана? (АкмОла) 4 буква

  7. Как называется верхняя часть юрты? (шаныРак) 5 буква

Абай Кунанбаев был новатором казахской поэзии: он ввел такие стихотворные формы как новые шестистишья и восьмистишья; новаторский характер носят стихи, посвященные временам года. Истинный мыслитель, художник слова, Абай Кунанбаев внес значительный вклад в развитие художественной прозы.

Задание 2. Вопрос - ответ

Учитель предлагает детям ответить на вопросы:

1. В каком году родился А.Кунанбаев? (10 августа 1845г.)

2. Назовите настоящее имя Абая. (Ибрагим)

3. Как звали отца Абая: (Кунанбай Ускенбаевич)

4. Кто являлся первым воспитателем и учителем Абая? (бабушка Зере)

5. В каком городе Казахстана открыт республиканский литературно-мемориальный дом-музей Абая? (Семей)

6. Что раскрывал в своих произведениях Абай Кунанбаев? (пороки людей, высмеивал социально зло и невежество)

Слово учителя. Великим наследием Абая являются «Слова назидания» или «Книга слов» — фундаментальное произведение великого казахского акына, которое состоит из 45 кратких притч и философских трактатов. Абай написал «Слова назидания» на склоне лет, уже познав искушения власти и тяготы земных дел, признание народа и потерю близких. «Слова назидания» давно стали достоянием всего человечества. В этом произведении он размышляет о смысле жизни, даёт советы молодёжи, разоблачает человеческие пороки, пропагандирует высоконравственные качества человека. «Слова…» написаны просто, доступно и интересно.

Задание 3 (работа в группах)

Ребята делятся на группы по 4-ре ученика.

Презентуйте одно из Слов назидания, объясните смысл.

Учащиеся слушают




































Участвуют в викторине, отгадывают загаданное слово










Дают ответы, опираясь на информацию урока и собственные знания












Работают в группе над словами назидания

ФО словесная похвала



































ФО жесты














ФО устная похвала
















Взаимооце-

нивание



Биографи-

ческие фото, формат А3, маркеры

Конец классного часа

10 мин


У роки безопасности: Почему важны возрастные ограничения в сети

  • Возрастные ограничения в сети важны, потому что они защищают детей от неприемлемого контента, такого как насилие и порнография, а также от угроз, например, интернет-мошенников и педофилов, которые могут использовать уязвимость детей для получения персональных данных или причинения вреда. Ограничения помогают создать безопасную онлайн-среду, где дети могут развиваться без подвергания риску. 

  • Знакомство с памяткой


Учащиеся участвуют в обсуждении, изучают памятку

похвала

Сборник «Детская безопасность», стр.179


Рефлексия

5 мин

Продолжите предложения…

3-х минутное эссе по теме

обратная связь между учителем и учениками

Комментарии учителя



Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
20.00.2025
130
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі