Каиржанова
Салтанат Махмудовна
Приложение 3.1
Структура классных часов и мастер –
классов.
Класс: 1
Дата:
Тема:
Час развлечений. Поиграем в игру «Тогыз кумалак»
Правила игры. История игры
Цели:
Воспитательная: Воспитывать толерантное отношение
к традициям через национальную игру казахского
народа.
Образовательная: Расширение кругозора детей,
знакомство с национальной игрой «Тогыз кумалак» .
Развивающая: Развитие общей моторики, координации
движений.
Оборудование: слайды, видеоролик, тогыз кумалак,
камушки, мешочек, фото Великого Абая, орнаменты двух цветов,
ватман, с изображением ковра, подарки детям.
Ход
классного часа
Учитель:
Здравствуйте, дети! Желаем вам счастья, успехов,
здоровья мира, и благополучия! Поодиночке не сделать того, что
можно сделать вместе. Один посадит дерево, а все вместе – сад. Один
успеет положить только кирпич, а вместе уже построили дом!
Соединяет людей дружба.
В этом году Казахстан отмечает 30 лет своей
Независимости. За этот период благодаря силе духа и единству всего
народа, республика совершила невероятный рывок. Казахстан сумел
сохранить гражданское, межэтнические и межконфессиональное согласие
– это опыт сегодня является примером для других
государств.
Заходит Алдар
Косе: Как говорят в народе: «Ер айтпас, айтса
қайтпас»
-«Джигит попусту не обещает, если обещает, от
слов своих не отступает». Посмотрите, ребята, Алдар Косе принес с
собой волшебный мешочек (дорба) А что в нем? Давайте попробуем
отгадать.
Алдар Косе загадывает
загадку:
В стране одного хана жили два
богача,
Все было мирно, жизнь шла не
спеша.
У обоих росли по девять
сыновей,
Они жили дружно, лелея детей.
Оба были справедливы и мудры,
Восемнадцать сыновей были тоже
умны.
Выросли дети, не тужили они,
У каждого из них родились по девять
детей.
Вдруг внуки начали враждовать как
враги,
Нарушилась дружба, исчезла как
дым.
Потомки двух друзей воевали,
Ими смутные мысли овладевали.
Два богача с двух сторон выкопали
ямы,
Падали в ямы, про дружбу
забыли.
Сколько людей участвовали в
сражениях?
И, в конце концов, друг друга
одолевали.
Алдар Косе достает из мешочка 9 камушков. Дети пытаются
перевести на казахский язык - 9 камушков.
-
«Тоғызқұмалақ» означает «девять камушков».
Просмотр видеоролика
https://yandex.kz/video/search?from=tabbar&text=видеоролик%20как%20раньше%20играли%20в%20игру%20тогыз%20кумалак
Учитель:
Речь идет о тоғызкумалак — игре не менее сложной
и увлекательной, чем шахматы. Свое начало она берет в глубокой
древности, а популярность, сохранившаяся и сегодня, обусловлена, в
том числе простейшим игровым набором — нужен только мешочек с
камушками.
Одно из достоинств этой игры — то, что ее
элементы в любой момент всегда были под рукой. Так, останавливаясь
на привал, кто-нибудь доставал из седельной сумки мешочек с
камушками, в земле выкапывались отау (лунки) и игра начиналась.
Тогызкумалак была любимым развлечением и чабанов в летние
ночи.
Ученик 4 класса, в
казахском национальном костюме, хорошо играющий в эту
игру:
-Здравствуйте, ребята. Я сын великого
просветителя Абая Кунанбаева Турагул:
«Мой отец очень любил народные игры. Особенно ему
нравилась игра тоғызқұмалақ. К нам домой приезжали аксакалы рода
Тобыкты, они хорошо в нее играли и за этим занятием могли гостевать
месяцами. Были среди них и не очень зажиточные, отец дарил им
баранов или стригунков, а кое-кому и добротных коней. Игроки
приезжали даже зимой, их звали Корпебай, Куттыкожа, Кудайберди сын
Куата, Исмагул сын Макыша и другие.
Игра начиналась утром после чаепития. Отец, надев
тюбетейку, брал подушку и принимался за игру. Участвовали в ней и
соседи. А до кого очередь не доходила, играли в дойбы (шашки). Я не
видел, чтобы кто-нибудь, выиграл в тоғызқұмалақ у
отца».
Игра была очень популярна среди казахской
интеллигенции и в прошлом веке. Сегодня тоғызқұмалақ очень
популярна и широко распространена в Казахстане. Федерация игры
Тоғызқұмалақ ежегодно проводит республиканские и международные
соревнования.
Ученик:
Алдар Косе, а ты умеешь играть в эту
игру?
- Конечно, у меня и камушки
есть.
-В настоящее время камушки заменены на шарики. Но
принцип игры от этого не изменился.
Просмотр презентации
Алдар Косе и ученик 4 класса демонстрируют
игру первоклассникам, одновременно рассказывая правила
игры.
-
Для нее использовали четырехугольную деревянную доску, имеющую 18
продолговатых лунок (отау). Игра называется тогыз кумалак
(девяткою) потому, что в основу 81 (9х9) и 162 (2х9х9) положено
число 9, считавшееся у древних монголов и тюрков священным
числом.
Далее Алдар Косе и ученик предлагают детям
попробовать посчитать до 9, раскладывая камешки в
лунки.
Алдар Косе: Жарайсыңдар
балалар! Сегодня я увидел, какие вы умные, смышленные! И как вы
любите казахские национальные игры. Хочу вас наградить маленькими
подарками. Сау болыңыздар, балалар!
Алдар Косе награждает и
уходит.
Учитель:
- Какой инвентарь используется при игре
«Тоғызқұмалақ»?
- Объясните значение лунки
«отау».
Ребята, я вам предлагаю вам хором посчитать до 9
и обратно. А сейчас выберите один орнамент и прикрепите его к
нашему ковру, будьте внимательны. Если вы хотите научиться играть в
игру Тогызкумалак, возьмите красный орнамент, если вы не хотите
научиться играть в игру, тогда синий.
Ребята выбирают цвет орнамента, а учитель
анализирует успех проведенного мероприятия.
Учитель: До
новых встреч!