Цель: Воспитать чувство толерантности,
философское и критическое отношение к окружающей действительности,
способствовать духовному совершенствованию и самореализации,
укрепить чувство казахстанского патриотизма.
Задачи: ознакомить с основными целями,
признаками экстремистских группировок, перечислить названия
запрещенных в Казахстане, проявления их в Казахстане;
- Раскрыть причины возникновения и
распространения экстремизма;
- Рассмотреть законодательную базу
Республики Казахстан о противодействии экстремизму;
- Укрепить правильную жизненную позицию
учащихся;
Оборудование: интерактивная доска (слайд –
программы: «Экстремизм – проблема современности», «Конфессиональная
ситуация в современном Казахстане», «Законодательство Республики
Казахстан о противодействии экстремизму»)
Ход классного часа
1. Организационный этап
2. Мотивационный этап (Просмотр видеоклипа
«Родина моя»)
3. Операционный этап.
Вступительное слово учителя: Да, это наш
Казахстан! Сегодня Казахстан – это процветающая страна,
экономические успехи страны признаны всем миром.
Республика уверенно и стабильно движется к
поставленной цели: войти в число самых развитых стран мира.
Казахстан стал играть заметную роль на международной арене, став
одним из центров политической жизни Евразии. Понятно, что этот факт
не может не беспокоить ряд стран, претендующих на влияние в этом
регионе. Для того, чтобы ослабить государство, есть много рычагов.
В первую очередь – влияние на массовое сознание. Некоторое время
назад в наш лексикон плотно вошли такие страшные слова как
«терроризм» и «экстремизм».
Радикальные группировки становятся все
более активными. Официальные власти и духовные лидеры мировых
конфессий в открытую объявили войну всем экстремистским
организациям, пропагандирующим национальную рознь и угрожающим
межэтническому согласию в нашей республике. В настоящее время в
Казахстане насчитывается более 4 тыс. религиозных объединений
традиционного и нового направления. Вместе с тем, в последнее
время. Кроме традиционных для Казахстана религий – ислама и
православия, стали появляться новые религиозные течения различного
направления. Поэтому в целях профилактики религиозного экстремизма,
соблюдения принципов светского характера образования, в школах
ведется изучение предмета «Религиоведение». Цель изучения этого
предмета – дать ответы на вопросы, волнующие подростков в
современном мире.
Просмотр слаида
Таким образом тема сегодняшнего классного
часа профилактика терроризма и экстремизма.
Абайдың 19-шы сөзінен:
«Адам ата-анадан туғанда есті болмайды:
естіп, көріп, ұстап, татып ескерсе, дүниедегі жақсы, жаманды
таниды, сондай дан білгені, көргені көп болғанадам білімді болады.
Естілердің айтқан сөздері нескеріп жүргенкі сіөзі де есті болады.
Әрбір естілік жеке өзііске жарамайды. Солестілер денестіп, білген
жақсы нәрселерді ескерсе, жаман дегеннен сақтанса, сонда іске
жарайды, сонда адам десе болады…»
(Перевод: «Дитя человеческое не рождается
на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя все на ощупь и на
вкус, оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем
больше видит и слышит дитя, тем больше узнает. Многое можно
усвоить, внимая словам разумных людей. Недостаточно обладать
разумом — только слушая и запоминая наставления знающих, избегая
пороков, можно стать полноценным человеком»)
Вопрос на обсуждение:
- Что мы знаем о терроризме?
Экстремизме?
- Должны ли мы говорить об этой проблеме?
(заслушиваются мнения учащихся).
Заслушав ответы учащихся, учитель подводит
итог. Вначале дадим определение понятию «экстремизм».
Экстремизм (от фр. Extremisme – крайний) – это
приверженность к крайним взглядам и мирам. Крайними мерами
считаются недемократичные, противоречащие принятым общественным
нормам действия. Экстремисты выступают против сложившихся
государственных и общественных институтов, стремясь подорвать их
существующие, изменить или уничтожить их для достижения своих
целей. Для этого используются яркие лозунги, организованные
беспорядки, забастовки, гражданское неповиновение, методы
партизанской войны, а также террористические акты и т.п.
Экстремисты, как правило, отрицают саму возможность каких-либо
компромиссов, переговоров, соглашений. Терроризм в данном случае является одной из
форм экстремизма, но, несомненно, наиболее опасной их
них.
Является ли
экстремизм, терроризм новым феноменом? Нет. В I веке н.э. в
Палестине действовала организованная секта – сикарии (сика-
кинжал). Они боролись с владычеством Рима, уничтожая римлян и
соотечественников, заподозренных в пособничестве завоевателям. В
VII в. в Индии члены секции «Душителей» совершали ритуальные
жертвоприношения, убивая людей путем удушения. В XI в. – Ближнем
Востоке шиитская секта исламистов, убивавшая политических
противников, получила название «Ассасины». Серьезность проблемы
возрастает, когда взгляды экстремистов навязываются насильно или
под угрозой обвинения в неверии, ереси неуважении религии, и
подобный моральный террор хуже, чем террор физический.
Шейх Юсуф аль-Карадави установил следующие
признаки экстремизма:
1. Слабые знания сущности религии,
неприятия иных мнений. Имеется в виду не обычную неосведомленность
человека о тонкостях религии в силу недостатка образования, в чем
нет греха, а «частичное понимание, обладатель которого относит себя
к числу ученых.
2. Неспособность отличать главного от
второстепенного. Понуждение к тому, что не обязательно. Излишества
в запрещении.
3. нетерпимость во взаимоотношения с
иноверцами и жестокость в призыве.
4. подражание экстремистским сектам
прошлого. Обвинение мусульман в неверии. Проявление подозрительного
отношения к людям и представление их в черном свете, умалчивая их
хорошие стороны и преувеличивая плохие. Экстремизм основывается на
обвинении. Они не ищут оправдания окружающим, но тщательно ищут их
пороки и перебирают их проступки, чтобы бить ими в барабаны и
трубить в трубы, сделав из проступка сметный грех, а из греха –
неверие. Они не слушают того, что противоречит им во взглядах и не
идут на диалог, и не представляют возможности подвергнуть свои
взгляды проверке, экзамену.
Экстремизм достигает своего апогея, когда
люди покушаются на неприкосновенность окружающих и позволяют себе
проливать их кровь и грабить имущество, не выказывая никакого
уважения или милосердия к ним.
Признаны террористическим и запрещены на
территории Казхастана международные организации:
1. «Аль-Кайда»
2. «Исламская партия Восточного
Туркестана»
3. «Курдский народный конгресс»
4. «Общество социальных реформ»
(Кувейт)
5. «Курдский народный конгресс»
6. «Асбат-аль-Ансар» (Ливан)
7. «Братья-мусульмане» (
международная)
8. «Талибан»
9. «Боз Гурд»
10. «Жамаат моджахедов Центральной
Азии»
11. «Лашкар-и-Тайба» (Пакистан)
12. «Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами»
(Международная)
13. «АумСенрике»
14. «Организация освобождения Восточного
Туркестана»
15. «ТаблигиДжаманат»
(Пакистан)
16. «Тарихатшилар»
17. «Сулейменшилер»
3. Беседа по вопросам.
1. Являются ли экстремисты, террористы
представителями только некоторых религий?
2. Если экстремисты исповедают ту же
религию, что и я, означает ли это, что моя вера является причиной
терроризма?
3. Приемлем ли призыв к борьбе (террор как
средство) против диктаторского государства, которое не защищает
права людей?
4. Если люди служат в вооруженных силах
страны и по приказу командира применяют насильственные методы,
означает ли это, что они являются террористическими? (армия против
армии).
5. Осуществляется ли терроризм только
иностранцами против граждан других стран?
6. Что можно сделать для предотвращения
экстремизма?
7. Являются ли экстремисты просто бедными
людьми, пытающимися отстоять свои права?
4. Заключение.
Религиозный экстремизм в Казахстане –
явление, которое у нас масштабно не проявилось. На территории
республики нет внутренних предпосылок для террористических и
экстремистских проявлений по причине отсутствия социальной и
политической базы, чему способствует взвешенная политика,
проводимая руководством нашей страны.
Действия экстремистов направлены не только
против институтов государства, но и против личной безопасности
каждого. Данные организации, проповедующие построения
теократического государства, в котором не будет места демократии,
свободе выбора религии, представляет серьезную угрозу национальной
безопасности республики, как источник и фактор межконфессионального
раздора, социальных, межнациональных и политических конфликтов в
казахском обществе. Мы в очередной раз убеждаемся в мудрости
казахского народа и его президенте Нурсултане Назарбаеве, благодаря
которым в нашей стране никогда не было конфликтов на
межнациональной и межконфессиональной основе. Казахстан никогда не
поддерживал какие-либо конфликтующие страны, исходя только из
этнических или религиозных соображений. В Казахстане никому не
позволено оскорбление национального или религиозного достоинства
под прикрытием «свободы слова»
Одним из ключевых направлений борьбы с
террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной
среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой
профилактической работы в среде молодежи, так как именно указанная
среда в силу целого ряда различных факторов является одной из
наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию
разнообразных антисоциальных и криминальных групп. Социальная и
материальная незащищенность молодежи, частый максимализм в оценках
и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость
от чужого мнения - вот только некоторые из причин, позволяющих
говорить о возможности легкого распространения радикальных идей
среди чеченской молодежи.
В целях профилактики в школах района
ведется работа по профилактике и противодействию экстремизму.
Данная работа заключается в раннем выявлении и профилактике фактов
пропаганды и предпосылок к возникновению экстремистских проявлений.
Для этого в наших организациях образования реализуются программа и
план мероприятий по профилактике и противодействию
экстремизму.
Памятка учащимся:
1.Не вступайте в диалог с
проповедниками, подошедшими к вам на улице;
2.Если вам предложили листовку,
брошюру, журнал религиозной направленности, поблагодарите, и
вежливо откажитесь;
3.Не пытайтесь отстаивать свои
религиозные убеждения при встрече с верующими или проповедниками
любой религиозной организации;
4.Прежде, чем вы решите посетить
собрание какой-либо религиозной организации, посоветуйтесь с
родителями, родственниками, просто близкими людьми;
5. Выбор верить или не верить - только
ваш, прежде, чем принять решение подумайте, стоит ли? Обдуманное и
правильное решение сохранит вам не только душевное здоровье, может
быть даже жизнь.
5. Рефлексия
Выступления учащихся по теме «Приоритеты
моей жизни».
(Учащиеся рассказывают о своих увлечениях,
показывают грамоты, награды, медали). Раздается ученикам памятка о
профилактике экстремизма и терроризма.