Кл. руководитель:
Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?
Примерные ответы
детей:
- Если уничтожить
комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет
рыба, будут голодать люди.
- В природе всё
находится в равновесии, всё связано.
- Природа очень
разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.
Кл. руководитель. Да,
в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает
экология.
Предлагаю вам
поиграть в экологическую игру.
Экологическая игра «Паутина
жизни»:
Дети образуют круг. Один из них берет
в руки клубок бечевки и называет одно из растений или животных
леса, например, «береза». Учитель задает всем вопрос: «Кто питается
листьями березы?» Кто-то из детей отвечает: «Гусеница». Тот
ребенок, который сказал «береза», отдает клубок бечевки тому, кто
сказал «гусеница», оставив в руках конец бечевки. Учитель задает
следующий вопрос: «Кто питается древесиной березы?» Ответ:
«Жук-короед». Далее учитель задает аналогичные вопросы, имеющие
отношение не только к пищевым, но и к непищевым связям между
природными компонентами: «На каких деревьях еще могут жить
жуки-короеды?» (дуб); «Для жизни всем растениям нужен солнечный
свет?»; «Дуб нуждается в солнечном свете?»; «Какой еще компонент
неживой природы нужен для жизни дерева? » (почва и вода).
К концу игры все дети оказываются
опутанными бечевкой, символизирующей многочисленные пищевые и
непищевые связи между компонентами леса.
А можете вы привести примеры такой
взаимосвязи?
Показать
Познавательный фильм – Аральское море
Информационный блок «Законы
экологии»
Как видим , природа жестоко
наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих
законов всего четыре. Их так легко запомнить!
Итак, четыре закона экологии. Их
сформулировал американский ученый Барри Коммонер. Эти законы мы
записали на доске (Читаем).
Первый закон: Все связано со
всем. Действие этого закона мы уже увидели на примерах.
Второй закон: Все должно куда-то
деваться. Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который
мы сжигаем или закапываем. Из одного вещества возникает другое, при
этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: Ничто не даётся даром.
Всё, что мы выиграли, взяв у природы. Она заберёт у нас другими
путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели урожай, отстреляли
хищных птиц - исчезли куропатки. За все приходится платить.
Четвёртый закон: Природа знает лучше.
Человек самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход
естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого
органического вещества в природе существует фермент , способный это
вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать
громадное число химических веществ и материалов, которые, попадая в
природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять
эти законы.
-
Виртуальный экологический рейд. Какие
законы нарушены?
|