Конспект организованной
учебной деятельности дошкольного воспитания и обучения
детей
Класс пришкольной
подготовки
Өткізукүні/Дата
проведения:
Тәрбиеші/Воспитатель:
Білім беру саласы/Образовательная
область: Познание
Пән/Предмет: Естествознанию
Өтпелітақырып/Сквозная тема: «На страже
мира!»
Тақырыбы/Тема:
«Что
такое цепочка питания?»
Мақсаттары/Цели: совершенствование представлений о пищевой
зависимости; развитие умения выстраивать пищевые
цепочки.
Оборудование: таблицы: образование цепей питания в лесу, общая
цепь питания представителей лесного
сообщества.
Словарная
работа: «пищевые цепочки»,
«сообщество».
Билингвальный
компонент: лес - орман,
природа - табиғат
I.Ұйымдастырушылықкезеңі/организационный
момент
Читает
стихотворение-загадку:
Богатырь стоит
богат,
Угощает всех
ребят:
Ваню –
земляникой,
Таню –
костяникой,
Машеньку –
орешком,
Петю –
сыроежкой,
Катеньку –
малиной,
А Васю –
хворостиной.
(лес)
Предлагает детям
отправиться на прогулку по лесу.
Слушают, отгадывают
загадку.
Радостно реагируют на
предстоящее путешествие
II. Негізібөлімі/основная
часть
Показывает панорамы леса на
картинках и иллюстрациях и рассказывает о «пищевых цепочках в
лесу». Читает отрывок рассказа
«Пищевые цепочки».
«На первый взгляд он
кажется пустым – одни деревья. Лес не сразу открывает свои секреты.
Но когда хорошенько присмотришься к нему, то поймешь, что он полон
жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством
жильцов.
Масса всяких мелких и
крупных животных поедают траву, листья, кору деревьев, а уж о
семенах, орехах да желудях говорить и нечего. Ученые-экологи
говорят, что лес – это сообщество растений и животных, которые
связаны друг с другом совсем как звенья цепочки. Ученые называют ее
пищевая цепочка (сопровождается показом).
Основание пищевых цепочек,
их первое звено это сам лес, его растения со всеми их листьями,
плодами, ягодами, шишками. Второе звено в цепочках – все те, кто
питается растениями. Это гусеницы, мыши, зайцы, белки и также
большие звери как олени, лоси, кабаны. Третье звено – охотники,
самые разные. Тут и мелочь вроде жуков – красотелов– истребителей
гусениц. Жабы с лягушками тоже здесь – они не дают слизнякам и
мухам спуску. Тут и множество мелких птиц – они ловят насекомых и
личинок. Здесь ласки, и куницы, и лиса сверху на мышей да зайцев
поглядывают. И все эти животные поедают тех, кто растениями
питается.
А еще выше четвертое звено
пищевой цепочки. Это те хищные птицы и звери, которые могут
охотиться на охотников: ястребы, совы, волки, рыси. Множество таких
цепочек в лесу, ими сцеплены друг с другом звери и птицы и
насекомые и растения. Отдельно друг от друга им не прожить. Закон
природы таков: ни животные, ни растения не могут жить сами по себе.
Они живут в сообществе с другими животными и
растениями.
- Какие объекты природы
являются основание пищевой цепочки?
- Какие животные относятся
ко второй цепочке? К третьей? Четвертой?
Проводит физ. минутку:
«Веселые звери»
Мы веселые
ребята
Любим всем мы
подражать
Походим мы как
мышки,
Поскачем как
зайчата,
И как лисички
хитрые
Покрутим мы
хвостом.
Как милые
синички
Мы славно
полетаем
Как ежики
колючие
Свернемся мы в клубок.
(2 раза)
Организует дидактическую игру: «Какое звено
выпало?»
Показывает картинки с
пищевыми цепочками, в которых не хватает звена. Предлагает детям
определить, какого звена не хватает.
Рассматривают картины,
иллюстрации.
Внимательно слушают рассказ
воспитателя, запоминают.
Отвечают на вопросы,
закрепляя прослушанное.
Дети встают в круг, идут по
кругу, выполняя движения.
Дети внимательно смотрят и
угадывают, какого звена не хватает.
III. Қорытынды/итоговая
часть
Предлагает детям подвести
итог.
- О чем узнали на
занятии?
- Что такое лес?
(сообщество растений и животных, связанных друг с
другом).
- Что может произойти, если
какое-нибудь звено выпадет из цепи?
- Что же необходимо делать,
чтобы этого не произошло?
Подводят итог, отвечая на
вопросы