Конспект организованной
учебной деятельности дошкольного воспитания и обучения детей
средняя группа (от 3 лет), старшая группа (от 4
лет)
Өткізу күні/Дата
проведения:
Тәрбиеші/Воспитатель:
Білім беру
саласы/Образовательная область:
Познание
Пән/Предмет: Естествознание
Өтпелі тақырып/Сквозная
тема: «В семье единой»
Тақырыбы/Тема: «Такой разный дождь»
Мақсаттары/Цели: Воспитание любознательности, познавательной
активности. Обогащение представления детей об явлениях неживой
природы. Развитие у детей памяти, логического мышления и
творческого воображения.
Педагогикалық технологиялар
/Пед.технологии: «Игровая»,
«Здоровьесберегающая».
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное
обеспечение:
лейка, тазик, слайды с разными картинками
дождя.
Көптілділік/полиязычный
компонент: дождь-жаңбыр-rain
I.Ұйымдастырушылық
кезеңі/Организационный момент.
Держу в
руках игрушку «Колобок».
«Колобочек-колобок,
Колобок –
румяный бок,
Он
спасался и скитался,
К нам
бежал, не чуя ног».
- И опять
у нас в гостях Колобочек. (Колобок подходит к детям и здоровается
немного грустным голосом).
- Что ты
загрустил, Колобочек?
Колобок: Пыльно, сухо, скучновато, пока бегал друзей
растерял.
- А мы
тебе сегодня найдем нового друга. С ним тебе будет не сухо не
пыльно, не скучно.
Колобок: Кого?
- Отгадай
вместе с ребятами загадку, тогда узнаешь, кого ты сегодня
встретишь.
«Кто там
топает по крыше,
Топ-топ-топ.
Чьи шаги
всю ночь я слышу?
Топ-топ-топ.
Я теперь
усну едва ли,
Топ-топ-топ.
Может
кошек подковали?
Топ-топ-топ»
«Кто всю
ночь по крышам бродит,
Да
постукивает, и бормочет, и поет, и
убаюкивает» (Дождь)
- Молодцы,
ребятки, отгадали. А какими словами можно сказать
про дождик в
этой загадке?
(Тихий, спокойный, неторопливый, медленный, редкий, не сильный,
шлепающий, топающий, вкрадчивый, весенний,
затяжной).
- Молодцы,
много определений подобрали.
II. Негізгі
бөлімі/Основная часть
- Ребята,
послушайте, что произошло однажды с дождиком:
«1,2,3,4,5,
Вышел дождик погулять.
Шел
неспешно по привычке –
А куда ему
спешить?
Вдруг
читает на табличке:
«По
газонам не ходить!»
Дождь
вздохнул тихонько: «Ох!»
И ушел,
газон засох».
- Ребята,
хорошо или плохо поступил дождик? (Плохо: ушел дождик и газон засох; хорошо: он был послушный дождик и выполнил
все, что было
написано на табличке).
- И мне
кажется, что он не виноват. Он просто не понял, для кого была
написана табличка. Как вы думаете для кого
табличка? (Для людей)
- Верно.
Ребята, дождик не понял, а трава и цветы завяли. Сначала опустили
головы, потом листики, а потом и весь стебелек согнулся до самой
земли (Показ
воспитателем цветка).
- Ребята,
а как можно было спасти газон от засухи? (Полить из лейки, вызвать
пожарную машину, вертолет МЧС, самолет, который тушит пожары,
пригласить дворника, чтобы полил из
шланга).
- Давайте
попросим дождь вернуться, покличим его.
ЗАКЛИЧКИ:
Уж дождь- дождем,
Мы
давно тебя ждем:
С чистой
водицей,
С шелковой
травицей!
Гром
гремучей,
Тресни
туча,
Дай дождя,
С небесной
кручи!
Звучит
грамзапись грозы и дождя.
Физкультминутка «Дождик и цветы»
–
Колобочек,
а вот и, наконец, пришел твой друг –
весенний дождик. (Появляется кукла
- дождик)
Дождик: Здравствуй, Колобочек! Здравствуйте, ребята! Я
пришел, чтобы рассказать, как много на
свете разных
дождей. (Чтение
стихотворения Олега Григорьева «Про дожди» с помощью схем)
«Дождик крапал, моросил, припускал,
Стучал,
косил,
Ливнем
лил, стеной стоял,
Барабанил,
травы мял.
Дождь
слепой и проливной,
Нарастающий грибной,
Обложной,
висячий, спорый,
Сонный,
медленный и скорый.
Как камыш
стоймя стоячий,
И
холодный, и горячий,
А еще и
грозовой,
Радужный,
полосовой.
Параллелями и в сетку,
А при
ветре даже в клетку.
Вот как
много есть дождей
Для
растений и людей.»
Колобок: Ой, как много дождей! Я запомнил только два: горячий и холодный.
- Ребята,
а какие дожди
запомнили вы? Это
какой? А это какой? (Ответы детей)
-
Колобочек, а вообще-то все эти дожди можно разделить на моросящие и
ливневые.
Детское
экспериментирование
- Дети, а
давайте превратимся в волшебников и сделаем
эти дожди
сами. Встаньте,
разделитесь на две микрогруппы и подойдите к
столам.
- Что
стоит на столах? (Лейки с водой большие и маленькие,
тазики)
-
Уважаемые волшебники, а как вы собираетесь
делать дождь? (Будем выливать воду из
леек)
- А
скажите-ка, пожалуйста, из какой лейки получится
ливневый дождь, а из какой – моросящий? (Из больших
леек-ливневый дождь, а из маленьких -
моросящий).
- Берите
большие лейки. Сделайте ливневый дождь. (Дети выливают в тазик
воду)
-
Получился ливневый дождь? (Ответы детей)
- Тогда
давайте попробуем сделать моросящий. (Дети выливают воду в
тазик)
- Ребята,
это моросящий дождь? А какой получился дождь?
Колобок: Ничего не понимаю. Лейки большие,
а дождь
моросящий, лейки
маленькие, а дождь проливной.
- Ребята,
поможете объяснить Колобку, почему из больших леек лил
мелкий дождь, а из маленьких – ливневый? Попробуйте найти
причину.
-
Осмотрите-ка свои леечки внимательно-внимательно, может быть тогда
вы поймете, в чем причина.
Колобок: Ура! Я догадался, все дело в
носиках.
- В
ребячьих что ли?
Колобок: Да нет же, в носиках
леек.
-
Осмотрите еще раз носики леек. Что вы видите? (В больших лейках –
мелкие отверстия – мелкие капли – дождь моросящий; в маленьких – большие отверстия – крупные
капли – дождь
ливневый.)
Дождик: Молодцы, догадались. А теперь попробуйте
разгадать мои загадки. Угадайте, где я спрятался: в речке, в тучах или в снежинках. (В
речке – потому что дождь это вода и в речке вода; в туче – потому
что из тучи идет дождь; в снежинках – когда растают, тоже превращаются
в воду).
Дождик: Молодцы! А сейчас я помогу вашим спинкам
сделать массаж, становитесь друг за
другом.
Массаж «Спинки и дождик»
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам.
Хлопки
ладонями по спине.
Гром!
Гром, как из пушек.
Нынче
праздник у лягушек.
Поколачивание кулачками
Град!
Град! сыплет град!
Все под
крышами сидят.
Постукивание пальчиками.
Только мой
братишка в луже
Поглаживание спины
ладошками
Ловит рыбу
нам на ужин.
Дождик: Молодцы! Колобок, пора прощаться с ребятами.
Тебя заждались бабушка с дедушкой, а мне деревья, поля и луга
поливать. До свидания, ребята! До скорой
встречи!
III. Қорытынды/Итоговая
часть/
-Что вам
больше всего понравилось делать на занятии?
- Как ты
думаешь, Костя, ты был настоящим волшебником? А ты,
Лера?
- С кем
тебе, Соня, понравилось больше всего работать
на занятии? А тебе, Вова?
- Какое
чувство, Артем, ты сейчас испытываешь? А ты,
Арсен?
- Ребята,
мне сегодня тоже понравилось с вами работать. Вы были просто
замечательные, сообразительные,
находчивые.