Конспект организованной
учебной деятельности дошкольного воспитания и обучения
детей
средняя группа (от 3 лет), старшая группа (от
4 лет)
Өткізу күні/Дата
проведения:
Тәрбиеші/Воспитатель:
Білім беру
саласы/Образовательная область:
«Коммуникация»
Пән/Предмет: Развитие речи
Өтпелі тақырып/Сквозная
тема: «Традиции и фольклор»
Тақырыбы/Тема: «Как
встречают Наурыз?»
Мақсаттары/Цели: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою
республику. Развитие интереса к национальным праздникам Обогащение
словаря названиями национальных предметов быта. Формирование умение
слушать и понимать речь, отвечать на вопросы
Педагогикалық технологиялар
/Пед.технологии: игровая, здоровье
сберегающая.
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное
обеспечение: сказочный персонаж Медвежонок, картина
«Наурыз».
Билингвальный компонент: наурыз
– март, көктем – весна, мейрам- праздник, кұттықтаймыз –
поздравляем, көніл сырын көз білдіреді – настроение выдают глаза,
бауырсак дастарканнын сәні бауырсак – украшение
стола.
I.Ұйымдастырушылық
кезеңі/Организационный момент.
Побуждает к отгадыванию
загадок.
Упр. «Отгадай».
Цель: развивать умение думать и
анализировать.
1.К зиме улетают, к весне
прилетают.
2. Давний есть у нас дружок, говорливый
голосок.
Он из снега появился,
С солнцем в лужу превратился!
3. Если снег повсюду тает, день становится
длинней.
Если всё зазеленело и в полях звенит
ручей.
Если солнце светит ярче,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит к нам пришла...
-Ребята, какое время года наступило? Что
происходит с природой и животными весной?
Правильно, солнце греет ярче, снег тает,
расцветает природа. Весной с юга прилетаю птицы, просыпаются
животные, которые находились в спячке.
Вот и сегодня к нам в гости пришел Мишка, он уже
проснулся и хочет узнать что же за праздник скоро наступит?
Расскажем ему?
II. Негізгі
бөлімі/Основная часть
С древних времён у восточных народов существует
праздник «Наурыз». Он отмечается в день весеннего равноденствия. С
этого времени дни становятся длиннее, а ночи короче. Люди готовятся
к встрече этого праздника. Они наводят порядок, убирают в домах и
на улице. Праздник начинается с приветствия. Люди приветствуют друг
друга с пожеланиями успеха. На празднике «Наурыз» дарят друг другу
подарки, поют песни, танцуют, играют в игры! Так встречают весенний
праздник «Наурыз»!
Давайте вспомним стихотворения о празднике
«Наурыз».
Весна шагает по дворам в лучах тепла и
света.
Скоро праздник «Наурыз»
И нам приятно это!
Зажурчал ручей в овражке,
Прилетели с юга пташки,
Греет солнышко с утра –
Наурыз встречать пора!
К нам Наурыз шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают под его ногами.
Чёрные проталины на полях
видны.
Видно очень тёплые ноги у
весны.
Словарная работа: проталины, ноги у весны,
весеннее равноденствие.
Разучивание
скороговорки.
Предлагает послушать
скороговорку:
« Валя на проталинке, промочила
валенки.
Валенки у Валеньки сохнут на
завалинке.»
Игра «Юрта».
Цель: автоматизировать звуки (д), (т), (п), (р),
(ж).
Юрта, юрта – круглый дом (
шагают).
Побывайте в доме том ( руки в
стороны).
Гости явятся едва ( повороты вправо,
влево).
В печку прыгают дрова (
прыгают).
Печка жарко топится ( хлопают).
Угостить торопится ( разводят руки в
стороны).
Билингвальный компонент: наурыз –
март, көктем – весна, мейрам- праздник, кұттықтаймыз –
поздравляем.
Показывает картину «Наурыз».
Предлагает составить рассказ по
картине.
Составляют рассказ по картине.
Наурыз – это весенний праздник. По восточному
календарю наступает новый год, потому что весной пробуждается вся
природа. Все люди готовятся к нему, убираются в домах, на улице,
готовят угощение, ходят друг к другу в гости, поют песни,
веселятся. В этот день прощают все обиды, желают всем
добра.
Билингвальный компонент: наурыз –
март, көктем – весна, мейрам- праздник, кұттықтаймыз – поздравляем,
көніл сырын көз білдіреді – настроение выдают глаза, бауырсак
дастарканнын сәні бауырсак – украшение стола.
Медвежонок благодарит детей, что рассказали ему о
празднике «Наурыз».
III. Қорытынды/Итоговая
часть/
Игра «Пожелай добра».
Цель: активизировать употребление добрых
слов.
Вопросы на закрепление.
-Когда отмечают Наурыз?
-Как готовятся к этому
празднику?
-Как проводят праздник?
- Что происходит с природой
весной?
- Какие явления происходят
весной?
Становятся в круг.
Передают друг другу цветок с пожеланиями добра:
пусть будет всегда светить солнце, пусть будут все здоровые,
счастливые, добрые, внимательные, любимые, пусть всегда будет
хорошее настроение.