Что
такое агрессивность?
Латинское
слово «агрессия» означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приводится
следующее определение:
«Агрессия – деструктивное поведение,
противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе,
приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у
них психологический дискомфорт».
Причины появления агрессии у детей могут быть
самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют
некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.
Огромную роль играет воспитание в семье, причём с первых дней жизни
ребёнка.
Исследования доказали, что в тех случаях, когда
ребёнка резко отлучают от груди, и общение с матерью сводят к
минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность,
подозрительность, жестокость, эгоизм. И наоборот, когда в общении с
ребёнком присутствуют мягкость, ребёнок окружён заботой и
вниманием, эти качества не вырабатываются.
На становление агрессивного поведения большое
влияние оказывает характер наказаний, множество запретов которые
обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего
ребенка. В таких ситуациях могут быть использованы 2 полярных
метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость.
Агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком
мягких родителей, и у чрезмерно
строгих.
Педагогические наблюдения
показали,
что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей,
вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а напротив,
взращивают его, развивая, в своем сыне или дочери чрезмерную
агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые
годы.
Ведь всем известно, что зло порождает только зло,
а агрессия – агрессию.
Если родители вовсе не обращают внимание на
агрессивные реакции ребенка, то он скоро начинает считать, что
такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно
перерастают в привычку действовать
агрессивно.
Возрастная и ситуативная агрессия у детей
принимает разнообразные формы. Это может быть оскорбление
сверстника, драка из-за привлекательной игрушки или ведущего места
в игре. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные
действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно
на причинение вреда другому. Например, мальчик толкает девочку в
бассейн и смеется над ее слезами, или девочка прячет тапочки своей
подруги и с удовольствием наблюдает за ее переживаниями. Физическая
боль или унижение сверстника вызывает у таких детей удовлетворение,
а агрессия выступает при этом как самоцель. Подобное поведение
может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и
жестокости, что, естественно, вызывает особую
тревогу.
Те или иные формы агрессивного поведения
наблюдаются у большинства дошкольников. В то же время
некоторые дети проявляют значительно более выраженную
склонность к агрессивности, которая проявляется
в следующем: в высокой частоте агрессивных действий,
преобладании прямой физической агрессии, наличии враждебных
агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели
(как у остальных дошкольников, а на физическую боль или страдание
сверстников.
В соответствии с этими признаками можно выделить
группу дошкольников с повышенной агрессивностью. Исследования
показали, что агрессивные дети практически не отличаются от своих миролюбивых
сверстников по уровню развития интеллекта, произвольности или
игровой деятельности. Главной отличительной чертой агрессивных
детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает
для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое
нужно устранить. Такое отношение нельзя свести к недостатку
коммуникативных навыков (заметим, что многие
агрессивные дети в ряде случаев демонстрируют вполне
адекватные способы общения и при этом проявляют незаурядную
изобретательность, придумывая разнообразные формы нанесения ущерба
сверстникам). Можно полагать, что это отношение отражает особый
склад личности, ее направленность, которая порождает специфическое
восприятие другого как врага.
Агрессивный ребенок имеет предвзятое мнение о
том, что поступками окружающих руководит враждебность, они
приписывают другим враждебные намерения и пренебрежение к себе.
Такое приписывание враждебности проявляется в чувстве своей
недооцененности со стороны сверстников, в приписывании агрессивных
намерений при решении конфликтных ситуаций, в ожидании нападения
или подвоха со стороны партнера.
Все это говорит о том, что главные проблемы
агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками. Однако
агрессивные дети существенно различаются как по формам
проявления агрессии, так и по мотивации агрессивного поведения. У
одних детей агрессия носит мимолетный, импульсивный характер, не
отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для
привлечения внимания сверстников. У других агрессивные действия
используются для достижения конкретной
цели (чаще всего - получить
желанный предмет) и имеют более жесткие и устойчивые формы. У
третьих преобладающей мотивацией агрессии
является «бескорыстное» причинение вреда
сверстникам (агрессия как
самоцель) и проявляется в наиболее жестоких формах
насилия. Отметим нарастание частоты и жестокости агрессии от первой
группы к третьей. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех
агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к
другим детям, неспособность видеть и понимать
другого.
Все они проявляют низкий интерес к сверстнику,
неадекватные реакции на успехи
другого (злорадство при его
неудачах и протест против его
достижений) и неспособность бескорыстно поделиться или
помочь другому. Подобный тип отношения к сверстнику оказался не
связанным ни с уровнем развития игры, ни с самооценкой, ни с
реальным положением ребенка в группе сверстников. По-видимому, в
основе такого отношения к другим лежит фиксированность ребенка на
себе, его внутренняя изоляция от
других.
В
мире и в других людях такой ребенок видит прежде всего себя и
отношение к себе. Другие люди выступают для него как обстоятельства
его жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не
уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести ему вред.
Ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет такому
ребенку увидеть другого во всей его полноте и целостности, пережить
чувство связи и общности с ним. Поэтому для таких детей недоступно
сочувствие, сопереживание или содействие.
В
дошкольном возрасте еще не поздно предпринять своевременные меры
для преодоления этих тенденций. Эти меры должны быть направлены не
на безопасный выход агрессии (эмоциональный катарсис, не на
повышение самооценки, не на развитие коммуникативных навыков или
игровой деятельности, а на преодоление внутренней изоляции, на
формирование способности видеть и понимать
других.
Как
выявить агрессивного ребёнка?
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке
взрослых, поэтому главная наша задача заключается в оказании
посильной и своевременной помощи ребенку.
Психологами разработаны критерии определения
агрессивности, которые можно применить как схему наблюдения за
ребёнком.
Критерии агрессивности.
Ребёнок:
1.
Часто теряет контроль над собой.
2.
Часто спорит, ругается со взрослыми.
3.
Часто отказывается выполнять правила,
4.
Часто специально раздражает людей.
5.
Часто винит других в своих ошибках.
6.
Часто сердится и отказывается сделать
что-либо.
7.
Часто завистлив, мстителен.
8.
Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия
окружающих (детей и взрослых, которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если
в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя
бы 4 из перечисленных признаков.
Кроме того, с целью выявления агрессивности у
ребёнка можно использовать специальную анкету, разработанную
российскими психологами Г. П. Лаврентьевой и Т. М.
Титаренко.
Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень
эмпатии.
Эмпатия – это способность чувствовать состояние
другого человека, умение вставать на его
позицию.
Агрессивных же детей чаще всего не волнуют
страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что
другим людям может быть неприятно и плохо.
Считается, что если агрессор сможет
посочувствовать «жертве», агрессия в следующий раз будет
слабее.
Научившись сопереживать окружающим людям,
агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и
мнительности которые доставляют так много неприятностей и
самому «агрессору» и тем, кто находится с ним
рядом.
Как
следствие – научится брать на себя ответственность за совершенные
им действия, а не сваливать вину на
других.
Взрослым, работающим с агрессивным ребенком,
полезно сказать о своих чувствах, используя при этом
местоимение «я», а не «ты».
Например, вместо: «Ты, почему не убрал
игрушки?», можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда
игрушки разбросаны». Другими словами, мы обращаемся к
технологии «Я –
сообщение».
Таким образом, мы ни в чем не обвиняем ребенка,
не угрожаем ему, даже не даем оценки его поведению. Мы говорим о
себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого
сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а
затем вызывает у него чувство доверия.
Работая с «агрессивными,
трудными» детьми, чтобы не раздражаться, когда
ребенок ведет себя дурно, нужно поставить перед
собой вопрос: «Интересно, что с ним
сейчас
происходит?»