Подготовка к школьному
обучению – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы
жизни ребенка, следовательно, и реализация этой задачи должна
осуществляться в соответствующем ключе.
Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу
физически крепким, здоровым. Учеными подсчитано, что около 25%
детей испытывают значительные трудности в обучении именно в
связи с состоянием здоровья. Как на тревожный сигнал медики
указывают на то, что больной ребенок усваивает программу за счет
«сверхнапряжений», которые впоследствии самым негативным образом
сказываются не только на физическом, но и на
психическом здоровье ребенка. Поэтому особого внимания в
подготовительный период к школе требует здоровье детей, их
закаливание, охрана зрения, голоса, слуха, формирование правильной
осанки.
Однако когда речь идет о
подготовке детей к школе, в первую очередь необходимо серьезно
позаботиться о психологической готовности. Одной из наиболее
распространенных причин школьной неуспеваемости является то, что
многие дети «малы» психологически, т.е. не готовы к школьному типу
обучения.
Когда речь идет о психологической готовности к
школе, предполагают интеллектуальную,
эмоционально-волевую, мотивационную, личностную и социальную
подготовленность к школе.
Готовность ребенка –
дошкольника к учению в школе, прежде всего, определяет его
мотивационная готовность, которая включает в себя достаточно
развитую потребность в знаниях, выраженное стремление к их
совершенствованию. Во многом задачу по подготовке ребенка к школе
можно считать решенной, если воспитатель и родители сформировали у
него положительное отношение к ней, если школа привлекает старшего
дошкольника главным образом интересной и серьезной деятельностью –
учением, результаты которого важны и для самого ребенка, и для
окружающих взрослых. Успехи в школе будут налицо, если занятия
вызывают у ребенка непосредственный интерес. Но если учебные
задания он будет выполнять из чувства долга или по принуждению, то
работа будет выполняться небрежно, наспех и хорошего результата не
даст. Таким образом, главной движущей силой учения является
сформированный истинный мотив учения - познавательный
интерес.
Еще одним важным
показателем психологической готовности к учению является
интеллектуальная готовность. Следует отметить, что формирование у
детей определенных, пусть даже весьма значимых для школьного
обучения, знаний, умений и навыков, в которых заинтересованы
современные родители и даже некоторые педагоги, еще не гарантируют
успешности обучения в будущем. Конечно, определенный кругозор,
многие конкретные знания и умения необходимы дошкольнику, как
фундамент, как основа того нового, что будет им в дальнейшем
освоено в школе. Но этого еще не достаточно, чтобы ребенок овладел
программой современной школы. Стремление родителей повысить уровень
умственного развития своего ребенка за счет «натаскивания»,
напичкивания их всевозможными знаниями зачастую ведет к совершенно
обратному результату. Чрезмерное внимание к формальному
интеллекту в раннем и дошкольном возрасте препятствует
развитию воображения, которое, как установлено исследователями,
является генетически исходным по отношению к мышлению и тем самым
служит наиболее важным показателем уровня личностного созревания.
Интеллектуальная готовность к учению выражается в общем уровне
развития познавательной деятельности. Быть готовым к обучению в
школе – значит иметь дифференцированное восприятие, творческое
воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть
анализом, синтезом, умением самостоятельно делать выводы
(умозаключения), действовать по намеченному плану, достигать
намеченной цели, контролировать свои слова и действия на основе
указаний, проявлять инициативу, достигать определенных результатов
в своей работе. Овладение этими умениями и обеспечивает ребенку
высокий уровень обучаемости. Чтобы дошкольник овладел этими
умениями нужно, чтобы обучение уже в дошкольный период было не
только информативным, но и развивающим, т.е. ориентированным на
«зону ближайшего развития» ребенка.
Эмоционально-волевая
готовность выражается в отношении ребенка к трудностям, в умении их
преодолевать, в умении достигать цели. Об эмоциональной готовности
ребенка к школе можно говорить тогда, когда ребенок самостоятелен,
когда умеет правильно, адекватно оценить себя, свою работу и её
итоги. Большое значение имеют знания детьми правил поведения и
владение ими в разных ситуациях, а также эмоциональное отношение
ребенка к оценке взрослых. Анализируя данные критерии, воспитатель
может определить насколько готова эмоционально-волевая сфера
дошкольника, и какую работу необходимо вести в данном
направлении.
Требования, которые предъявляет к ребенку
школа, значительно отличаются от тех
требований, к которым он привык в детском саду и
дома. Эти требования связаны, в первую очередь с изменением
социальной позиции ребенка, с новой ролью «ученика», а также с
особенностями учебной деятельности как главной в младшем школьном
возрасте. Следовательно, очень важно, чтобы, вступая на порог
школы, ребенок был готов к принятию новой социальной позиции – к
положению школьника, имеющего круг обязанностей и прав, к новому
образу жизни. Этот тип готовности называется личностным. Он
выражается в том, как ребенок относится к школе, к учебной
деятельности, к учителям и самому себе. На рубеже старшего
дошкольного и младшего школьного возрастов происходит качественный
скачок в изменении самоотношения ребенка. Если самооценка
дошкольника целостна, т.е. он не различает себя как субъекта
деятельности и себя как личность, то самооценка младших школьников
уже более объективна. Предпосылки формирования у ребенка
обобщенной позиции закладываются в играх режиссерского типа. Их
отличительная особенность заключается в том, что в процессе
развертывания игрового действия ребенок одновременно выступает и
разработчиком сюжета, и постановщиком, и исполнителем всех ролей,
что и создает необходимые условия для формирования произвольного и
относительно объективного отношения к самому себе. Такой новый тип
отношения к себе, наряду с общением со взрослыми и сверстниками,
является не только важнейшим показателем общего психического
развития, но и фундаментальным компонентом социально-личностной
готовности к школьному обучению.
Подготовка к школе – очень
важная и сложная задача для детей, их родителей и педагогов. Решать
её необходимо тщательно, творчески, грамотно. Ведь неготовность
ребенка к школе может проявиться в фактах неуспеваемости, в
школьной дезадаптации, неврозах, повышенной школьной тревожности.
Все это является серьезным препятствием для своевременного развития
ребенка, для получения им новых интересных знаний, для ощущения
истинного удовольствия от процесса познания.