Консультация «Дидактические игры в технике
флексагон»
Флексагоны (от англ. to flex, лат. flectere —
складываться, сгибаться, гнуться) — плоские
модели
из полосок бумаги, способные складываться и сгибаться определённым
образом. При складывании флексагона становятся видны поверхности
(плоскости), которые ранее
были скрыты в конструкции флексагона, а прежде видимые поверхности
уходят внутрь.
Флексагоны обычно имеют квадратную
(тетрафлексагоны) или шестиугольную (гексафлексагоны) форму.
Дополнительная приставка может означать общее число поверхностей
флексагона; например, додекагексафлексагон[1] — флексагон с двенадцатью («додека»)
поверхностями, каждая из которых состоит из шести («гекса»)
секторов.
Для различения плоскостей на секторы флексагона
наносят цифры, буквы, элементы изображения или просто окрашивают в
определённый цвет.
История: Первый флексагон
был открыт в 1939 году английским студентом Артуром
Стоуном, изучавшим
математику в Принстонском
университете в
США.
Бумага
формата Letter была слишком широкой и не умещалась в
скоросшиватель, предназначенный для бумаги
формата A4. Стоун обрезал края бумаги и стал
складывать из них различные фигуры, одна из которых оказалась
тригексафлексагоном.
Вскоре был создан «Флексагонный
комитет», в который вошли, кроме Стоуна,
аспирант-математик Бриан
Таккерман,
аспирант-физик Ричард
Фейнман и
преподаватель математики Джон У.
Тьюки.
К 1940 году Фейнман и Тьюки разработали теорию флексагонов,
заложив тем самым основания для всех последующих исследований.
Популярность флексагоны получили после появления в декабрьском
номере журнала «Scientific
American» за 1956 год
первой колонки Мартина
Гарднера «Mathematical Games», посвящённой
гексафлексагонам
Флексагоны неоднократно были запатентованы в виде
игрушек, но не получили широкого коммерческого
распространения.
Наименования
флексагонов:
Поверхности флексагона могут состоять из
равносторонних или равнобедренных треугольников, квадратов,
пятиугольников и т.д. Флексагон заданной формы с заданным
количеством плоскостей может быть изготовлен из разных развёрток.
Более того, даже одна и та же развёртка может допускать разные
варианты сворачивания.
Общепринятой системы наименований для флексагонов
нет.
Виды флексагонов:
Гексафлексагон— это флексагон, имеющий форму правильного
шестиугольника. Каждая поверхность флексагона состоит из шести
треугольных секторов.
Тетрафлексагоны
(флексагон с квадратными поверхностями) —
тритетрафлексагон, имеющий три
поверхности.
Кольцевые
флексагоны— флексагон, поверхность которого представляет
собой «кольцо» из многоугольников.
Техника флегсагон способствует развитию
математических способностей у детей в дошкольном возрасте, вызывает
интерес. Эта техника позволяет усвоить форму и содержание,
математического материала. Способность обобщать материал, выделяя
главное. Способствует развитию математической
памяти. В
настоящее время одним из перспективных подходов к математическому
развитию ребенка является ориентация на математическое
моделирование, с помощью которого дети активно овладевают
построением и использованием разного рода предметных, графических и
мысленных моделей.
Флексагоны способствуют развитию мелкой
моторики, пространственного воображения, памяти, внимания,
терпения. При специально продуманной раскраске активизируют
формирование представлений по всем разделам математики для
дошкольников. Является доступным в конструировании для старшего
дошкольного возраста. Ребёнок не только сам с небольшой помощью
взрослого находит секрет головоломки, но и с большим
любопытством сам пробует моделировать свою. При этом игровая и
поисковая задачи являются ведущими, а закрепление программных
умений и навыков по элементарной математике становятся
мотивированными и активными.
В непосредственно образовательной
деятельности по ФЭМП флексагоны можно использовать
как:
-
Средство порядкового и количественного счета,
можно знакомить детей с составам числа, отношения больше
меньше; отношениями «больше – меньше»; цифрами, учить
составлять и решать простые и косвенные арифметические задачи. Для
этого используются разнообразные раскраски сторон флексагона,
учитывающие интересы детей конкретной
группы.
-
В разделе «Геометрические фигуры» -
знакомить детей с треугольником, кругом, эллипсом, квадратом,
четырехугольником как с классами фигур. Флексагоны помогут находить
сходства и различия фигур, производить их
классификацию.
-
Флексагоны хороши для освоения детьми понятия
«время». Можно с их помощью демонстрировать циферблат часов, удобно
показывать сезонные явления, дни недели, месяцы. Если вы решили
использовать в своей работе флексагоны, то имеет смысл познакомить
родителей с этой «игрушкой», научить их составлять развертки и
моделировать простейшие флексагоны. Если этим занятием увлекутся
родители, то усилится и мотивация детей.
Таким образом
используя нетрадиционные дидактические средства в
работе с детьми, можно с уверенностью заявить- дети лучше усваивают
программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно
отвечают на вопросы. Дидактические средства мотивирует игровую
деятельность, стимулирует активность в поиске и нахождения ответа,
раскрытие секрета игры и создают положительный эмоциональный
настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающей
её результативность.