Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей: «Использование кинезеологических упражнений в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для воспитателей: «Использование кинезеологических упражнений в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.
Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос»
-наука, т. е. наука о движениях.
Кинезиология–достаточно молодое и малоизвестное научное направление. Возникшее в 60-х годах XX века, как синтез древневосточных учений (философия, медицина) и современных наук (генетика, информатика, кибернетика, психонейрофизиология, психология, педагогика).
Всем нам известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга –гуманитарное, образное, творческое –отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое п
олушарие головного мозга –математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие –слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают
логическим складом ума. А творческие личности –это люди с доминирующим правым полушарием. Я предлагаю вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у вас. Для этого мы сейчас воспользуемся одной из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест И.П.Павлова).
Разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.
Оценка результатов:
Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:
1-я группа карточек –«карась», «орел», «овца».
2-я группа карточек –«бегать», «плавать», «летать».
3-я группа карточек –«шерсть», «перья», «чешуя».
То у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и
доминирует левое полушарие.
Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно:
1-я группа карточек –«карась», «плавать», «чешуя».
2-я группа карточек –«орел», «летать», «перья».
3-я группа карточек –«овца», «бегать», «шерсть».
То у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует
правое полушарие.
При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. А пик работоспособности мозга приходятся на те мгновения, когда мышление обоих полушарий синхронизируется
Доктор психологических наук, профессор А.Л. Сиротюк, занимавшаяся данной проблемой, разработала развивающую кинезиологическую программу для дошкольников, цели которой: -развитие межполушарной специализации;
-развитие межполушарного взаимодействия;
-синхронизация работы полушарий;
-развитие мелкой моторики;
-развитие памяти, внимания, речи;
-развитие мышления.
По мнению А.Л. Сиротюк, коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная на двигательныхметодах, должна включать в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.
Подробнее вы можете познакомиться с ними в книге
Л.А. Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников».
Сегодня я предлагаю вам выполнить несколько простых, но действен
ных кинезиологических упражнений для рук вместе со мной.
Эти упражнения необходимо проводить ежедневно. Ребенок выполняет вместе с взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем
двумя руками вместе.
Колечки. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному
пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Кулак –ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз,
одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия -разжатия производились попеременно, не соскальзывая на
одновременные.
Вот ладошка, вот кулак.
Всё быстрей делай так.
Кулак –ребро –ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола: выполняется сначала правой рукой, потом –левой, затем –двумя руками вместе.
Количество повторений –по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак –ребро –ладонь), произнося их вслух или про себя.
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
Добивайтесь высокой скорости смены положений.
Ухо-нос. Левая рука -взяться за кончик носа, правая рука -взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".
Еще одной формой кенизиологических упражнений является зеркальное рисование. Это рисование двумя руками одновременно.
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально –симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Упражнения можно включать практически во все режимные моменты.
Например, во время утреннего самомассажа.
Точечный массаж + пальчиковая гимнастика с кинезиологическими
Элементами.
Крылья носа разотри –раз, два, три
(поочерёдно указательными пальцами)
И под носом себе утри –раз, два,три
(ребром ладони)
Брови нужно расчесать –раз, два, три, четыре, пять
(одновременно двумя руками, поочерёдно каждым пальцем руки)
Вытри пот теперь со лба –раз, два
(ладошками поочерёдно)
Серьги на уши повесь, если есть.
(перекрёстно руками)
Заколкой волосы скрепи –раз, два, три
(массаж головы подушечками пальцев рук)
Сзади пуговку найди и застегни
(указательным пальцем от основания черепа, продвигаясь до 7 шейного позвонка помассировать его круговым движением)
Бусы надо примерять, примеряй и надевай
(поглаживая поочерёдно ладонями шею)
А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку
(точки мозга, ямки под ключицами)
А сюда браслетики, красивые манжетики
(массаж запястий)
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики
(любое кинезиологическое упражнение («Колечки», «Кулак ребро, ладонь», «Ладошки»)
Вот как славно потрудились и красиво нарядились
(«Сова»)
Осталось ноги растереть и не будем мы болеть
(круговые поглаживания ног)
Кинезиологические упражнения органично вплетаются в физминутки,
например:
Уже круг, шире круг.
Видим руки. Нету рук.
Упражненье начинаем,
Руки выше поднимаем.
(Поочерёдно поднимать левую и правую руки одновременно
Кулачки сжимаем. До пяти считаем 1, 2, 3, 4, 5.
Ручки могут отдыхать. сжимая их в кулаки)
Улыбнулись, рассердились,
Очень сильно удивились.
Оказались за рулем —
(Горизонтальная восьмёрка-левой
Мы машину вдаль ведем.
рукой, затем правой, потом
Крепко руль держали.
одновременно обеими)
Ехали —устали.
Улыбнулись, рассердились,
Очень сильно удивились.
На корабль мы попали,
Волны сильно нас качали.
Чтоб случайно не упасть,
Ноги нужно напрягать.
1, 2, 3,4, 5. Ноги могут отдыхать.
Улыбнулись, рассердились,
Очень сильно удивились.
Вот мы на велосипеде
(Перекрёстные шаги)
Едем, едем, едем, едем.
Все проехали дороги,
Отдыхают наши ноги.
Улыбнулись, рассердились,
Очень сильно удивились.
Набежала черная туча —
Мы глаза зажмурим лучше.
Все лицо мы напрягаем,
Теперь спокойно отдыхаем.
Улыбнулись, рассердились,
Очень сильно удивились.
Дождь пошел и сильный ветер —
Задрожали наши дети.
Очень трудно без движенья
Держать тело в напряженье.
1, 2, 3, 4, 5. Теперь мы можем отдыхать.
Всем, конечно, очень нравится
Лечь, глаза закрыть, расслабиться.
(Вздохнуть свободно, сесть, расслабиться)
Когда дети освоили достаточное количество кинезиологических упражнений можно предложить им придумывать сказки с использованием этих упражнений.
Вот такую сказку придумали мы вместе с детьми.
Кинезиологическая сказка про котёнка.
Жил-был котик
(рука в кулак).
Лежал он на диване, лапки вытянул
(руки ладошками вниз на коленях),
коготочки втянул(руки в кулаки).
Услышал шум, побежал посмотреть(кулак-ладонь).
Видит бабушка клубочки мотает: большой, побольше, поменьше и самый
маленький(колечки).
Расшалился котик, разбросал клубочки, все ниточки перепутал (большой палец одной руки к мезинцу другой, указательный к большому, средний к указательному, безымянный к среднему, мезинец к безымянному).
Рассердилась бабушка, отругала котика, убежал он в свой домик (соединить кольцевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки).
А бабушка позвала внучку и попросила её распутать ниточки. Помогла внучка. И получились у неё клубочки: большой, побольше, маленький и самый маленький(колечки).А котёнку девочка мячик дала,
чтобы не скучал(соединить кольцевые фаланги округлых пальцев рук).
Стал котёнок с мячом играть(покачивание, соединёнными пальцами, словно катится мяч)А внучка Лезгинку танцевать(лезгинка).Да и бабушка развеселилась, тоже в пляс пустилась(перекрёстные шаги).Тут и сказочке конец, кто всё сделал молодец.
Если вдруг не получилось, не отчаивайся, совсем немного тренировки и ты справишься.
Общеизвестная фраза: все болезни от нервов давным-давно никого не удивляет, мы привыкли к стрессу, практически сроднились с ним, и невдомек нам, что жизнь в стрессе -это постоянное хождение по лезвию бритвы, начало большинства заболеваний, которых можно было бы избежать, если бы каждый из нас, мог на минутку остановиться и задуматься, как помочь себе справиться с проблемами прямо сейчас.
А выход есть, и он очень простой. Кинезиология–это метод, который выявляет и устраняет психоэмоциональную причину практически любого психосоматического заболевания, быстро избавляет организм
от стресса, может быть как методом лечения, таки профилактики. И при появлении стресса или стрессовой ситуации сам человек может
быстро снять его на начальном этапе с помощью простых упражнений.
Кинезеологическая самостоятельная коррекция в домашних условиях за
5 минут.
Как только вы почувствовали, что вас охватывает страх, паника или
вы испугались,
нужно сразу:- Сделать 12 глубоких вдохов через носи выдохов через рот. По возможности, лучше сделать это сидя, может вначале немного закружиться голова. Потом сделать себе самому позу ФОП, для
простоты назовем ее лобно-затылочная. Вам необходимо обхватить свою голову руками самому так, чтобы одна ваша рука лежала у вас на лбу, а другая на затылке. Держите руки до тех пор, пока не сделаете
глубокий вдох и пока тело не выпрямится, а голова не отклонится немного назад. Еще один знак, что коррекция прошла успешно –равномерное синхронное биение в двух точках на лбу и в двух на затылке. Все утверждают, что после того, как вы подержали СВОЮ ГОЛОВУ В СВОИХ РУКАХ, вы успокаиваетесь, страх полностью уходит, и вы начинаете адекватно оценивать проблему.
Счастье –внутри нас! Помните это!
Библиографический список:
1. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. –М.: ТЦ Сфера,
2002. – 48с.
2.Деннисон Пол И., Деннисон Гейл И. Гимнастика мозга. Руководство для педагогов и родителей. М., 1999.«Образовательная Кинесиология для детей». М., 1984.
3.Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М., 2002. — с.240.