« Побуждение». Стратегия «Мозговой
штурм».
На доске выросло дерево познания. Учащиеся
снимают то, с чем уже работали и раскрывают значение этих
слов.
(Рассказ - это небольшое
прозаическое произведение в основном повествовательного характера,
композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода,
характера.
Сказка – это
древнейший жанр устного народно- поэтического творчества,
эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного,
авантюрного или бытового характера.
Легенда – это
повествования, рассказывавшие первоначально о житиях святых, затем
– вошедшие в мирской обиход религиозно-дидактические, а порой и
фантастические биографии исторических, а то и сказочных героев,
деяния которых выражают народный характер.
Басня – это
краткий стихотворный рассказ-аллегория нравоучительной
направленности.
Повесть - это эпический
жанр, в котором жизнь героя воспроизводится в хронологической
последовательности.
Знакомство с
понятием «Эпос»
Эпос – читают по учебнику.
Характерные черты эпоса:
-
доминирование повествования,
- воспроизведение действия, разворачивающего во времени и в
пространстве (обычно в прошедшем времени),
- описание каких-либо событий,
- склонность к объективному описанию
Б) знакомство с героическим эпосом
Ер-Таргын
Каждая группа получает свое задание на
карточке.
История великой казахской земли исчисляется
многими сотнями лет. Именно здесь появлялись и исчезали в небытие
многие древние цивилизации и города.
Врагов у казахов было много - они хотели
присвоить себе необъятные тучные стада и благодатные земли, а также
богатые природные месторождения. Тогда-то и вставали батыры на
защиту рубежей своей страны.
Биографии и хроники подвигов батыров передавались от поколения к
поколению, находя свое место в памяти и сердцах
людей.
Задание 1 группы
- Что особенно вам понравилось в личности Ер –
Таргына? Можно ли его назвать настоящим батыром? Какие испытания
повлияли на становление его характера?
Выполните задание отмеченное значком «работа в
группе». Приготовьте словесное описание батыра
Задание 2 группы
- Найдите в тексте
доказательство
А) заинтересованности высших сил в рождении
героя;
Б) силы, выдержки, ума, храбрости
героя;
В) доброты, справедливости, сердечной
отзывчивости героя
- Какая самая яркая черта в описании
героя?
Задание 3 группы
Напиши письмо Ер – Таргыну. Используй в нем
пословицы и поговорки о Родине : «Хороша всякая земля, а лучше всех
земля своя».
Задание 4 группы
Напиши
письмо Ер – Таргыну. Используй в нем пословицы и поговорки о Родине
«Родину предать – заживо себя закопать»
Задания для
группы.
|
По отдельным словам и словосочетаниям
восстановить эпизод из эпоса «Ер-Таргын», добавить к описанию
картины новые детали:
-
дозор, захватчики, горы;
-
башни, бойницы, осадные лестницы, горящая
смола;
-
открытая схватка, пояса на шеях,
пощада;
-
сорок батыров, благо народа, порядок в
улусе.
II.
Назвать два-три предмета, по которым сразу можно узнать Ер-Таргына,
например: круглый, как полная луна, шлем с перьями филина, копье
длиною в шесть кулашей, меч длиною в семь
карысов.
|
Закрепление
материала.
1. Составление характеристики по
диаграмме Венна.
-А
вы как думаете, где начинается небо?
-Что, по-вашему, главное в
рассказе?»
Вопросы анализа текста и по
содержанию:
-От чьего имени ведётся
повествование?
-Каким вы себе представляете
мальчика?
-Какие черты характера вы можете у него
отметить?
-Как вы думаете, помогут ли они ему в
будущем?
-Почему автор разговаривал с ним на равных и даже
ощущал его превосходство?
-Дает ли автор ответ на вопрос «Где начинается
небо?
-А вы как думаете, где начинается
небо?
-Что, по-вашему, главное в
рассказе?»
|