Краткосрочный
план урока
Предмет
|
Русский язык
|
Класс
|
10»а»
|
Дата
|
24.10.2017 г.
|
Тема
|
Синонимы. Антонимы
|
Общие цели
|
Повторить и систематизировать знания о
синонимах и антонимах.
|
Результаты обучения
|
Знают о синонимах и антонимах, Умеют
применять эти знания на практике.
|
Ключевые идеи
|
Развитие
коммуникабельности
|
Ссылки
|
Программа, учебник,
интернет.
|
Реквизиты(ресурсы)
|
Тесты, плакаты
|
Ход урока
|
Этапы (Время)
|
Действия учителя
|
Действия учеников
|
Оценивание
|
Начало занятия
(3 минут)
|
Круг
радости
Организационный момент (приветственное
слово)
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
|
Приветствие
детей
|
Словесное
поощрение
|
Проверка домашнего
задания
(7 минут)
|
Актуализация знаний
Тренировочные упражнения.
«Третий лишний» . Исключите лишнее
слово.
А)
Огонь, дым, пламя
В)
Алфавит, чистописание, азбука
С)
Лошадь, конница, кавалерия
Д)
Бросать, кидать, ловить
-Почему слова похожие и что их
объединяет?
Итак, тема нашего урока
будет….
|
Дети
слушают
|
Словесное
поощрение
|
Введение в тему
(8 минут)
|
Сообщение темы и целей
урока.
Открытие нового знания.
1.Вставить подходящие синонимы: любознательный,
пытливый, любопытный.
1.
Около подъезда толпились …прохожие.
2.
Моя сестра обладает …умом.
3.
…ученик постоянно обращается к учителю с
вопросами.
2.Назови противоположную пару.
Далеко-близко
Высоко-…
Холодно-…
Громко-… и т.д.
|
Дети пишут, отвечают, составляют свои
рассказы.
|
взаимооценивание
|
Реализация цели занятия
(24 минут)
|
Групповая работа: (делю на 2 группы «Синонимы»,
«Антонимы»),
1 группа: 1) Творческий диктант. Закончить пословицу, используя
явление – антонимия.
Подчеркнуть пары антонимов, объяснить пунктуацию,
орфограммы.
1. Недруг поддакивает,…(а друг
спорит).
2. Маленькое дело…(лучше большого
безделья).
3. Умел ошибиться -…(умей и
поправиться).
4. Добрая слава лежит, …(а худая –
бежит)
5. Ученье – свет, (а неученье –
тьма).
6. Язык длинный - …(ум
короткий)
2)
Минутки занимательности. «Перевертыши». Узнай пословицу, подбирая
контексту-
альные антонимы (устная
работа)
1.
Лысина – мужское безобразие. (Коса – девичья
краса.)
2.
Уйти от новой стиральной машины ( Остаться у разбитого
корыта)
3.
Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не
прыгнешь.)
4.
Бык иногда пылинку потеряет. (Свинья всегда грязь
найдет.)
5.
Курица - кабану подружка. (Гусь свинье не
товарищ.)
6. У
смелости затылок мал. (У страха глаза
велики.)
2 группа: Упражнение из учебника по
выбору.
|
Дети слушают, читают
и отвечают на вопросы.
|
Формативное
оценивание « 2 звезды и 1 замечание».
|
Домашнее задание
(1 минута)
|
Упражнение
|
|
|
Рефлексия
(2 минут)
|
– Как
оцениваете свою работу? Расскажите по схеме:
Сегодня на уроке
|
|
узнал, открыл для
себя…
|
научился, смог…
|
могу похвалить себя и своих
одноклассников за …
|
|
Дети пишут и вкладывают в
конверт свои письменные ответы.
|
Словесное
поощрение.
|
Тест по теме «Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Паронимы»
1.Лексикология
изучает…
А)
значимые части слова и способы образования слов. В) словарный
состав языка С) части речи
Д)
правила написания слов Е) соответствие между звуками и
буквами
2. Омонимы – это…
А)
слова, имеющие несколько лексических значений. В) слова,
употребляемые в той или иной местности.
С)
слова с противоположным лексическим значением. Д) слова, схожие по
звучанию, но разные по написанию и
лексическому значению.
Е)
слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и
написанию, но разные по лексическому
значению
3.Укажите строку
синонимов.
А)
Хорошо, плохо В) Днем, ночью С) Холодно, жарко Д) Широко, узко Е)
Правильно, верно
4. В составе предложения есть
антонимы.
А)
И голова постоянно кружится, и сердце
болит.
В)
Это был красивый брюнет с выразительными, хотя несколько тяжелыми
чертами лица.
С)
Тяжелая, одинокая слеза скатилась по его щеке. Д) Сытый голодного
не разумеет.
Е)
Вскоре поэта сослали, а затем он был переведен в
деревню.
5. Укажите строку
омонимов.
А)
Крыло птицы, крыло самолета В) Сдача мелочью, мелочи жизни С) Ковш
с водой, ковш экскаватора
Д)
Длинная коса, острая коса
6. Паронимы –
это…
А)
слова с противоположным значением В) слова, вышедшие из активного
употребления
С)
слова, схожие по звучанию, но разные по написанию и
лексическому
Значению Д) слова, употребляемые в той или иной
местности
Е)
слова, близкие по лексическому значению, но разные по
написанию
7. Какое слово в синонимическом ряду
характерно для детской речи
А)
Лепетать В) Молоть С) Изъясняться Д) Говорить Е)
Плести
8. Укажите ряд
антонимов.
А)
Передвижение, перемещение В) Жестокость, бессердечие С) Истина,
ложь Д) Грусть, печаль
Е)
Скука, тоска
9. Укажите ряд
омонимов
А)
Акции поднялись, акция протеста В) Железные двери, железные
мускулы
С)
Крыло птицы, крыло самолета Д) Бронзовая статуэтка, бронзовая кожа
Е) Невежа, невежда
10. Укажите слово, которое сочетается с
прилагательным «гористый»
А)
Перевал В) Местность С) Вершина Д) Тропа Е)
Водопад
11. Подберите фразеологизм-синоним к понятию
«золото».
А)
Слово в слово В) Презренный металл С) Кот наплакал Д) Голова на
плечах Е) Кожа да кости
12. Укажите строку
паронимов.
А)
Белый, черный В) Искусный, искусственный С) Холодный, теплыйи Д)
Горячий, обжигающий
Е)
Алфавит, азбука
13. Укажите строку
омонимов
А)
Корень слова, корень растения В) Старый билет, старое здание С)
Укрепление здоровья, укрепление позиций Д) Пятый курс, курс на юг
Е) Банальный, заурядный
14. Укажите ряд
антонимов.
А)
Верность, преданность В) Дремлет, спит С) Смотреть, глядеть Д)
Любить, ненавидеть
Е)
Идентичный, тождественный
15. Какие фразеологические единицы являются
синонимами к слову «убежать»
А)
Родиться в рубашке, собраться с духом В) Сжечь свои корабли,
перейти рубикон
С)
Невелика птица, пустое место Д) Заткнуть за пояс, утереть нос Е)
Задать стрекача, навострить лыжи, смазать
пятки
Ключ к тесту
1- В
2- Е
3- Е
4- Д
5- Д
6- С
7- А
8- С
9- А
10- В
11- В
12- В
13- Д
14- Д
15- Е
Самопроверка. Оценки за
урок.
16. Домашнее задание: Повторить тему
«Фразеология», упражнение 239, 242,