Раздел 2: Тема Рождества в
литературе
|
Школа – гимназия №1 имени Динмухамеда
Конаева
|
Дата:
|
Учитель: Монастырская
В.Н.
|
Тема урока
|
Образы-персонажи в повести Н.В.
Гоголя
|
ЦО, которые достигаются на данном
уроке
|
6.1.1.1 – понимать термины: художественный мир,
миф, мифический герой, мифологический образ, рассказ, повесть,
пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж, метафора,
олицетворение, риторические фигуры, антитеза, перифраз; эпос,
лирика, драма как роды литературы;
6.1.2.1 – иметь общее представление о
художественном произведении, понимать главную и второстепенную
информацию,
6.2.1.1 – определять жанр и его признаки
(рассказ, повесть, пьеса-сказка);
6.3.1.1 – участвовать в обсуждении
произведения, оценивая поступки главных героев.
|
Цели урока
|
6.АИ5 характеризовать героев,
используя план;
6.ПО1 понимать термины: художественный мир, миф,
мифический герой, мифологический образ, эпос как род литературы,
рассказ, повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж,
метафора, олицетворение, риторические фигуры, антитеза,
перифраз
|
Критерии оценивания
|
- дает развернутую
характеристику героя, опираясь на план;
- использует цитаты для
аргументации;
-
определяет изобразительно-выразительных средств языка, с помощью
которых создается образ; - определяет
соответствия;
-объясняет значение средств
художественной выразительности в повести.
|
Языковые цели
|
создавать развернутую
характеристику героя, опираясь на план. Для этого отбирать эпизоды,
находить в них цитаты, необходимые для характеристики
героя.
|
Привитие ценностей
|
Способствовать развитию культуры
взаимоотношений (уважение) через содержание
текстов
|
Межпредметные связи
|
Межпредметные связи прослеживаются с
историей, кино
|
Навыки использования
ИКТ
|
Презентация, использование информации
из различных образовательных сайтов
|
Предварительные
знания
|
Этот раздел построен на знаниях и
навыках, обретенных на уроках русской литературы.
|
Ход
урока
|
этапы урока
|
Запланированная деятельность на
уроке
|
Ресурсы
|
Начало урока
10
минут
|
1.Актуализация знаний
учащихся/уч-ся определяет тему и цели
урока.
Чтение текста стр. 70-82 (до
…)
Беседа по вопросам: образ
месяца
-
Какой мы видим ночь?
-
Как вы думаете, почему не полная луна, а именно месяц освещает
Диканьку перед Рождеством?
- Образы каких героев создают
сказочно-фантастическую атмосферу?
-
Страшен черт у Гоголя?
- Солоха -
ведьма? Какие ее черты это доказывают? Чем она отличается от
классической сказочной ведьмы?
-
Зачем к Солохе явились ее гости? О чем они мечтали? А
Солоха?
Учитель:
Ночь перед Рождеством особенная: ночь
накануне величайшего христианского праздника – рождения Иисуса
Христа, но вместе с тем злые силы – черт, ведьма – ведут себя
наиболее активно, стараются заставить людей нарушить христианские
заповеди.
-
Какие из них вы знаете?
-
Какие заповеди нарушают Солоха и ее гости?
-
Почему их желания не исполнились? За что они
наказаны?
ФО. Наблюдение
Ожидаемые результаты:
- дает развернутую
характеристику героя, опираясь на план;
- использует цитаты для
аргументации;
-
определяет изобразительно-выразительных средств языка, с помощью
которых создается образ;
-
определяет соответствия;
-объясняет значение средств
художественной выразительности в повести.
|
https://www.youtube.com/watch?v=MblKjbpWYfg
«Ночь перед
Рождеством»
|
Середина урока
15минут
10минут
|
АИ5- характеристика
героев
Учитель демонстрирует учащимся
иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и
предлагает выбрать одного из персонажей сказки. Учащиеся будут
создавать развернутую характеристику героя, опираясь на
план.
-
Внешний облик персонажа.
-
Речевая характеристика.
-
Черты характера.
-
Поступки и мотивы поведения, в которых герой
проявляет себя наиболее ярко.
-
Прямая авторская
характеристика.
-
Косвенная характеристика. Отношение к герою
других персонажей произведения.
Дифференциация по степени сложности
материала
ФО
Критерии
оценивания:
- дает развернутую
характеристику героя, опираясь на план;
- использует цитаты для
аргументации;
-
определяет изобразительно-выразительных средств языка, с помощью
которых создается образ.
ПО1 Понимание
терминов: найти описание рождественской ночи в тексте
повести.
(«Всё осветилось. Метели как не бывало. Снег
загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными
звёздами. Мороз как бы потеплел. Толпы парубков и девушек
показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не
толпились колядующие. Чудно блещет месяц! Трудно рассказать, как
хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих
девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие
может только внушить весело смеющаяся
ночь »)
Учитель:
-
Вспомните известные вам средства художественной выразительности в
литературе.(метафора, эпитет, олицетворение)
-
Какие средства художественной выразительности особенно удачно
использует Гоголь, описывая рождественский
пейзаж?
Задание:
найдите соответствие средств художественной
выразительности, которые использует Гоголь, описывая рождественский
пейзаж.
Хрустальными звездами
|
олицетворение
|
Снег загорелся
|
эпитет
|
Может внушить ночь
|
эпитет
|
Месяц вылетел
|
метафора
|
Глянули звезды
|
метафора
|
месяц один
только заглядывал в них
украдкою
|
олицетворение
|
Ф О. Критерии
оценивания:
- определяет соответствия;
-объясняет значение средств художественной
выразительности в повести.
|
http://www.labirint.ru/screenshot/goods/95329/1/
Иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Ночь перед
Рождеством»
|
Конец урока
5 мин.
|
Рефлексия.
Закончите предложения:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
Домашнее задание: ответить на вопросы № 1-10 в
учебнике: стр. 86
|
|
Дифференциация – каким образом Вы планируете
оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить
перед более способными учащимися?
|
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень
усвоения материала учащимися?
|
Здоровье и соблюдение техники
безопасности
|
Для сильных -
Вспомните известные вам средства художественной выразительности в
литературе.(метафора, эпитет, олицетворение)
- Какие средства художественной выразительности
особенно удачно использует Гоголь, описывая рождественский
пейзаж?
Для ИО: рассказать, что изображено на
иллюстрациях?
|
Наблюдение, комментарии учащихся, - определяет
соответствия;
-объясняет значение средств художественной
выразительности в повести.
|
следить за осанкой
|
Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?
Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему?
Правильно ли проведена дифференциация на
уроке?
Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие
отступления были от плана урока и почему?
|
|