Материалдар / Критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся

Материал туралы қысқаша түсінік
Критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
16 Сәуір 2018
262
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады


СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ


Жеке тұлғаның және оның кәсіби дамуының маңызды аспектісі - саналы мансапты жоспарлау болып табылады. Мақалада Қ. Жұбанов атындағы АӨМУ химия, биология, физика, экология мамандықтарының, сондай-ақ техникалық факультетінің соңғы курс студенттері берген сұхбат нәтижелері ұсынылады.

Важнейший аспект профессионального развития личности и ее самореализации - это сознательное планирование карьеры.В статье представлены результаты опроса студентов выпускного курса специальностей химия, биология, физика, экология, а также студентов технического факультета АРГУ им. К. Жубанова.

The most important aspect of the professional development of personality is a conscious career planning. The article presents the results of a survey of the graduating class students of“chemistry”, “biology”, “physics”, “ecology” specialities, as well as students of technical faculty of ARSU named after K. Zhubanov.

Кілт сөздер:мансап, кәсіби таңдау, құндылықтар.

Ключевые слова:карьера, профессиональные предпочтения, ценности.

Keywords:career, professional preferences, values.


Одним из важнейших аспектов профессионального развития личности, а также ее самореализации является сознательное планирование карьеры. Критериями удавшейся карьеры являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий). То есть объективная, внешняя сторона карьеры — это последовательность занимаемых индивидом профессиональных позиций, а субъективная, внутренняя сторона — это то, как человек воспринимает свою карьеру, каков образ его профессиональной жизни и собственной роли в ней [1].

Важнейшей детерминантой профессионального пути человека является его представление о своей личности, так называемая профессиональная «Я- концепция», которую каждый человек воплощает в серию карьерных решений. Профессиональные предпочтения и тип карьеры — это попытка ответить на вопрос «кто я?». При этом часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно. Для любого человека характерны определенная личностная концепция, таланты, побуждения, мотивы и ценности, которыми он не сможет поступиться, осуществляя выбор карьеры. Прошлый жизненный опыт формирует определенную систему ценностных ориентации, социальных установок по отношению к карьере и работе вообще, поэтому в профессиональном плане субъект деятельности рассматривается и описывается через систему его диспозиций, ценностных ориентации, социальных установок, интересов и тому подобных социально обусловленных побуждений к деятельности[2]. Карьерные ориентации возникают в процессе социализации, на основе ив результате научения в начальные годы развития карьеры; они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время.

В работе представлены результаты опроса 60 студентов четвертого курса специальностей химия, биология, физика, экология, а также студентов технического факультетаАРГУ им. К.Жубанова по методике «якоря карьеры». Опросник данной методики содержит восемь диагностических шкал измерения карьерных ориентации («якорей карьеры»), характеристика которых приведена ниже.

1. Профессиональная компетентность. Эта ориентация связана с наличием способностей и талантов в определенной области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т. д.). Человек с такой ориентацией хочет быть мастером своего дела, он бывает особенно счастлив, когда достигает успеха в профессиональной сфере, но быстро теряет интерес к работе, которая не позволяет развивать свои способности. Одновременно такой человек ищет признания своих талантов, что должновыражаться в статусе, соответствующем его мастерству. Он готов управлять другими в пределах своей компетентности, но управление не представляет для него особого интереса. Поэтому многие из этой категории отвергают работу менеджера, управление рассматривают как необходимое условие для продвижения в своей профессиональной сфере. Обычно это самая многочисленная группа в большинстве организаций, обеспечивающая принятие компетентных решений.

2.Менеджмент. Вданном случае первостепенное значение имеют ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединения различных функций организации. С возрастом и опытом работы эта карьерная ориентация проявляется сильнее. Такая работа требует навыков межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы нести бремя ответственности и власти. Человек с карьерной ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой сможет управлять различными сторонами деятельности предприятия: финансами, маркетингом, производством продукции, разработками,продажами.

3. Автономия (независимость). Первичная забота личности с такой ориентацией — освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему: самому решать, когда, над чем и сколько работать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации (рабочее место, время, форменная одежда).Конечно, каждый человек в некоторой степени нуждается в автономии, однако если такая ориентация выражена сильно, то личность готова отказаться от продвижения по службе или от других возможностей ради сохранения своей независимости. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы, но не будет чувствовать серьезных обязательств или преданности организации и будет отвергать любые попытки ограничить его автономию.

4.Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. Различают два типа стабильности: стабильность места работы и стабильность места жительства. Стабильность места работы подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию (не увольняет рабочих), заботится о своих работниках после увольнения и платит большие пенсии, выглядит более надежной в своей отрасли. Человек с такой ориентацией — его часто называют «человеком организации» — ответственность за управление карьерой перекладывает на нанимателя. Он будет совершать какие угодно географические передвижения, если того потребует компания. Человек второго типа, ориентированный на стабильность места жительства, связывает себя с географическим регионом, «пуская корни» в определенном месте, вкладывая сбережения в свой дом, и меняетработу или организацию только тогда, когда это предотвращает его «срывание с места». Люди, ориентированные на стабильность, могут быть талантливыми и занимать высокие должности в организации, но, предпочитая стабильную работу и жизнь, они откажутся от повышения, если оно грозит риском и временными неудобствами, даже в случае широко открывающихся возможностей роста.

5. Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше» и т. д. Человек с такой ориентацией имеет возможность продолжать работать в этом направлении, даже если ему придется сменить место работы. Он не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит ему реализовать главные ценности жизни. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в области охраны окружающей среды, проверки качества продуктов или товаров, защиты прав потребителей и т. п.

6. Вызов. Основные ценности при карьерной ориентации данного типа — конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Человек ориентирован на то, чтобы «бросать вызов». Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции «выигрыша — проигрыша». Процесс борьбы и победа более важны для человека, чем конкретная область деятельности или квалификация. Например, торговый агент может рассматривать каждый контракт с покупателем как игру, которую надо выиграть. Новизна, разнообразие и вызов имеют для людей с такой ориентацией очень большую ценность, и, если все идет слишком просто, им становится скучно.

7.Интеграция стилей жизни. Человек ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни. Он не хочет, чтобы в его жизни доминировала только семья, или только карьера, или только саморазвитие. Он стремится к тому, чтобы все это было сбалансировано. Такой человек больше ценит свою жизнь в целом, чем конкретную работу, карьеру или организацию.

8. Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску. Он не желает работать на других, а хочет иметь свою марку, свое дело, свое финансовое богатство. При чем это не всегда творческий человек, для него главное — создать дело, концепцию или организацию, построить ее так, чтобы это было продолжением его самого, вложить туда душу. Предприниматель будет продолжать свое дело, даже если сначала он будет терпеть неудачи и ему придется серьезно рисковать.

При заполнении опросника самый высокий показатель— 10, самый низкий— 1. Полученное значение свидетельствует о выраженностисоответствующей карьерной ориентации. Следует принимать во внимание также «перекос» в сторону какой-либо одной ориентации или баланс всех видов карьерных ориентации.


Из рисунка 1 видно, что для данной выборки из 60 студентов характерно более равномерное распределение оценок по всем карьерным ориентациям. Основными профессиональными ценностями студентов естественнонаучных специальностей являются стабильность работы (8,9 баллов), интеграция стилей жизни (8,55 баллов) и служение высоким целям (7,49 баллов). Такая направленность карьерных устремлений становится понятной, если учесть, что 76,7% опрошенных –девушки, и указанные направления являются преимущественными среди опрошенных 46 девушек (рисунок 2).



Вместе с тем, при сравнении ответов девушек и юношей (рисунок 2) бросаются в глаза традиционно несвойственные слабому полу предпочтения. Девушки представленной выборки больше юношей заинтересованы в достижении руководящих должностей (параметр «менеджмент»), в большей степени профессиональной свободы (параметр «автономия»), готовы к борьбе (параметр «вызов») и риску (параметр «предпринимательство»).

На рисунках 3 и 4 представлена частота выбора различных карьерных ориентаций в процентах как в целом по выборке (рисунок 3), так и отдельно для юношей и девушек (рисунок 4). Можно видеть (рисунок 4), что юноши чаще выбирают параметры профессиональной компетенции и менеджмента, что говорит о наличии способностей и талантов в определенной области и готовности управлять другими. Между тем, ориентация на стабильность места жительства у юношей представленной выборки значительно выше (42,8%), чем у девушек (17,4%). Опрошенные юноши готовы отказаться от повышения по службе, если оно грозит неудобствами, связанными с переездом на иное место жительства.

Также были проанализированы обобщенные результаты — средние значения суммы баллов, полученных испытуемыми по всем карьерным ориентациям. Обобщенный результат по группе – 7,09 - свидетельствует о достаточной выраженности фактора профессиональной мотивации в исследуемой выборке студентов, о «напряженности» направленности на деятельность (рисунок 5).






При этом половина опрошенных студентов имели средние значения суммы баллов по всем карьерным ориентациям 6-8 баллов; 30% выборки отличались высокой степенью профессиональной мотивации (8-10 баллов) и лишь 20% имели низкую выраженность мотивационного фактора (4-6 баллов). Однако, при раздельном анализе данного параметра у девушек и юношей выяснилось, что ни один из юношей данной выборки не имел средние значения суммы баллов 8-10 (0%), большая часть юношей (71,4%) были достаточно мотивированы на профессиональную деятельность (6-8 баллов), остальные 28,6% показали низкий уровень (4-6 баллов) готовности к профессиональной деятельности.

Среди девушек только 17,4% имели слабо выраженный фактор профессиональной мотивации (4-6 баллов), большая часть девушек (43,5% и 39,1%) имели средний (6-8 баллов) и высокий (8-10 баллов) уровень мотивов для успешной профессиональной деятельности после окончания университета.

Таким образом, результаты опроса 60 студентовчетвертого курса специальностей химия, биология, физика, экология, а также студентов технического факультетаАРГУ им. К. Жубанова по методике «якоря карьеры» выявили достаточную направленность на профессиональную деятельность у будущих выпускников – «без пяти минут» молодых специалистов. Однако итоги опроса юношей данной выборки заставляют сомневаться в их зрелости как профессионалов своего дела. Полученный объем знаний, необходимый для успеха на профессиональном поприще, далеко не гарантирует психологической готовности для исполнения ими избранных ролевых функций в обществе, не говоря уже о карьерном росте и чувстве самоудовлетворения от профессионального выбора.


Литература:

  1. Чикер В. А. Психологическая диагностика организации и персонала. – СПб.: Речь, 2004. – С. 85 – 96.

  2. Новиков А.М. Проблемы подготовки кадров для постиндустриальной экономики // - М.: Высшее образование в России. - № 5. – 2010. – С. 12 - 22.





Сведения об авторах:

  1. Кирьякова Аида Васильевна, ОГУ, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методологии образования, aida@mail.osu.ru

  2. Агишева АлмагульАбилкаировна, АРГУ им. К. Жубанова, старший преподаватель кафедры химии, канд. хим. наук, alma76@bk.ru, 8 777 5853539, 548045

  3. Алданаева Зарина, АРГУ им. К. Жубанова, студентка 4 курса специальности «химия», h.zari@mail.ru, 8 775 168 8366.

  4. ЖарболгановаСалтанат, АРГУ им. К. Жубанова, студентка 4 курса специальности «химия», saltusha_94.11@mail.ru, 8 705 919 8566.


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!