Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Круговорот азота и углерода в природе. Биохимические процессы в биосфере.
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Ход урока
Этап урока/ Время |
Действия педагога |
Действия ученика |
Оценивание |
Ресурсы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало урока
5мин |
Организационный момент Стратегия «Давайте думать вместе». Задача. Пользуясь правилом экологической пирамиды, определите, какая площадь (в гектарах) соответствующей экосистемы может прокормить одну особь последнего звена в цепи питания: планктон→ мелкая рыба →щука (300 кг). Сухая биомасса планктона с 1 м2 моря составляет 600 г. Из указанной в скобках массы 60% составляет вода. Дано: Обучающийся - осуществляет перевод единиц измерения; - указывает формулу нахождения линейного увеличения клетки; - выполняет вычисления. Планктон →мелкие рыбы→ щука. Планктон с 1 м2 = 600 г. Решение. Определяем сухую массу тела щуки: х = 10 • 0,4 =4 кг Пользуясь правилом экологической пирамиды, определяем массу планктона: Планктон→мелкие рыбы→щука 400 кг → 40 кг → 4 кг Площадь водоема, которая может прокормить 1 щуку: х=400/0,6 =666,6 м2 Ответ. Необходимо 0,07 га водоема. Вопросы для обсуждения. Обсудите процессы круговорота углерода и фотосинтеза, дыхание, горение, брожения и гниения, отметьте взаимосвязь между ними |
Учащиеся выполняют задания, выходят к названию
темы урока и целям урока. |
2 балла |
карточки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Середина урока 20 мин
|
Глоссарий:
Уровень А (задания для учащихся с ООП) По рисунку объясните круговорот азота и углерода в природе
Дескриптор: -объясняют круговорот углерода в природе -объясняют круговорот азота в природе Уровень В 1.Привести в соответствие. Рассмотрите рисунок, сравните с текстом учебника, найдите соответствия, обсудите их. 2.Составьте схему круговорота азота и углерода Дескрипторы:
3
Дескрипторы: различают виды фиксации азота; приводят примеры Уровень С «Кто такие сапрофиты» Живущие в наших домах сапрофиты – это микроскопические клещи. они питаются отмершими клетками кожи человека и его домашних питомцев. перхоть (кожные клетки и чешуйки) чаще всего скапливается в гостиных, матрасах, часто используемой мебели, а также в коврах. обычный матрас может содержать десятки тысяч сапрофитов. вас еще не тошнит? почти 100000 сапрофитов может обитать в одном квадратном метре ковра. вы уже готовы убеждать своих друзей регулярно принимать ванну? знаете ли вы, что один сапрофит выделяет отходы своей жизнедеятельности примерно 20 раз в день, и для многих людей содержащийся в этих отходах белок является аллергеном? гадость! белки, с помощью которых сапрофиты переваривают перхоть, вызывают у людей аллергические реакции. в зависимости от человека и длительности контакта реакции могут быть разными, от зуда вокруг глаз до приступов астмы. и, наконец, в отличие от других видов клещей, сапрофиты не являются паразитами, потому что они питаются только мёртвыми тканями. такова грубая правда. Вопрос 1: САПРОФИТЫ Если верить тексту, сколько сапрофитов может обитать в одном квадратном метре ковра? Указана цифра (примерно) 100000. Почти 100000 100000 клещей. 100 тысяч. 100 000 100 K. Ответ: Обведено «Да» ИЛИ «Нет» и дано объяснение, согласующееся с пониманием того, что может составлять угрозу общественному здоровью, И с точным прочтением текста. Необходимо явное или неявное признание того факта, что сапрофиты вызывают некоторые проблемы у людей, но эти проблемы могут рассматриваться либо как серьёзные, либо как мелкие. Да, они могут быть угрозой, потому что все больше людей становятся аллергиками, а сильная аллергия может быть причиной смерти. Да, потому что некоторые люди очень страдают от аллергии. Да, они вызывают аллергические реакции. Да, потому что они делают людей больными (аллергия может явно не упоминаться) Нет, я не считаю их угрозой, потому что они людей не убивают. Нет: никто из моих знакомых не страдает из-за них аллергией. [неявное признание того, что у других они вызывают аллергию] Нет. Я думаю, что сапрофиты не столь большая угроза, как это кажется людям, в конце концов, можно принять кое-какие меры по их уничтожению (они чистят ковры, кресла и др. мебель) [подразумевается подтверждение, что сапрофиты являются причиной некоторых проблем у людей] Объяснение учителя. В природе круговорот углерода – непрерывный процесс. Состав углерода в живых организмах составляет (на сухое вещество): водные растения и животные – 34,5– 40%, наземные растения и животные – 45,4–46,5%, у бактерий – 54% В процессе жизнедеятельности живых организмов, в основном при дыхании расщепляются органические соединения и выделяется углекислый газ. Вместе с тем углерод в процессе обмена веществ выделяется как конечные продукт. Мёртвые растительные и животные клетки разлагаются (минерализуются) микроорганизмами-редуцентами. Конечный продукт минерализации – углекислый газ – выделяется из почвы или водоёмов в атмосферу. В процессе фотосинтеза углекислый газ всасывается растениями и превращается в углевод, крахмал и т. д. И опять возвращается в живой организм в составе питательных веществ. Азот – незаменимый элемент, широко распространён в природе. Он входит в состав белков и нуклеиновых кислот. Самый распространённый вид азота – молекулярный азот атмосферы и литосферы. С атмосферы растения не могут всасывать свободный азот. При расщеплении органические вещества разлагаются с выделением аммиака. Затем под действием почвенных нитритных бактерий аммиак окисляется в азотистую кислоту. В свою очередь вступают в реакцию с карбонатами почвы СаСО3. И в результате процессов жизнедеятельности некоторых бактерий аммиак превращается в нитраты, которые потребляются растениями. Часть нитратов под действием особой группы бактерий восстанавливается до элементарного азота, выделяющегося в атмосферу. Так замыкается круговорот азота в природе. В природе количество связанного азота в почве не уменьшается. Свободный азот в атмосфере тоже восстанавливается. Например, при сжигании дерева, перегноя, горении, гниении органических веществ в атмосферу выделяется азот. Однако основная масса азота поступает в воду и почву благодаря фиксации азота воздуха почвенными (клубеньковые) бактериями, живущими в корнях бобовых растений. Затем азот поступает к корням растений, поглощается ими и транспортируется в стебли и листья, где в процессе биосинтеза строятся белки. Так проходит круговорот азота в природе. |
Учащиеся работают с глоссарием
Учащиеся выполняют задания ФО:
Учащиеся выполняют задания Pisa
|
8 баллов |
Карточки, учебник, А3, маркёры, стикеры |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конец урока 15 мин |
Выполнение СОР № 2. Разнообразие живых организмов. Биосфера и экосистемы |
Выполняют задания СОР |
|
Листы СОР |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия 5 мин |
|
Обобщение знаний |
|
Рефлексивная мишень |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
Соблюдение техники безопасности в кабинете биологии |
Общая оценка __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие аспекты урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |