ПРОВЕРЕНО _____________
Каратал СШ
Краткосрочный план по Химии в 10 класс
|
Раздел |
Кинематика |
|
ФИО педагога |
Ахпергенова Т Т |
|
Дата |
_____________ |
|
Класс |
10 класс Количество присутствующих: ___ отсутствующих: ___ |
|
Тема урока |
Влияние давления на скорость химической реакции и суммативное оценивание за раздел |
|
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
10.3.2.5 объяснять влияние давления на скорость химических реакций |
|
Цель урока |
Объяснять механизм влияния давления на скорость химических реакций в газовых системах Применять закон действующих масс для расчета скорости реакций при изменении давления Анализировать практическое значение управления скоростью реакций в промышленности Казахстана |
|
Ценность для интеграции |
Независимость и патриотизм |
Ход урока
|
Этап урока / Время |
Действия педагога (полные реплики и инструкции) |
Действия ученика |
Формы оценивания |
Ресурсы |
|
Начало урока (5 мин) Вызов (реальный кейс) |
Учитель: "Добрый день, дорогие ученики! Сегодня мы начинаем урок с реальной ситуации из казахстанской промышленности. Представьте, что вы - технологи на нефтеперерабатывающем заводе в Атырау. Перед вами стоит задача: увеличить производительность установки каталитического крекинга на 15% без изменения оборудования. Как вы думаете, какой фактор мы можем изменить для достижения этой цели? Почему именно давление может стать ключевым параметром?" |
Ученики высказывают предположения, обсуждают в парах возможные решения, делятся идеями |
• Активно участвует в обсуждении • Предлагает логичные предположения • Связывает тему с реальными производственными процессами |
Презентация с изображением нефтеперерабатывающего завода, ChatGPT для генерации дополнительных примеров |
|
Середина урока (20-25 мин) Изучение нового |
Задание 1 (разноуровневое): "Сейчас мы разделимся на 3 группы по 3 человека. Каждая группа получит задание соответствующего уровня сложности. Внимательно прочитайте инструкции и приступайте к работе." Базовый уровень: "Группа 1: Изучите параграф 15 учебника на странице 78-80. Составьте схему: 'Влияние давления → изменение концентрации → изменение скорости реакции'. Приведите 2 примера реакций, где давление существенно влияет на скорость." Основной уровень: "Группа 2: Используя закон действующих масс, рассчитайте, во сколько раз изменится скорость реакции 2NO + O₂ → 2NO₂ при увеличении давления в 3 раза. Объясните физический смысл полученного результата." Продвинутый уровень: "Группа 3: Проведите мини-исследование: сравните эффективность увеличения давления и температуры для ускорения реакции синтеза аммиака N₂ + 3H₂ ⇌ 2NH₃. Предложите оптимальные условия для казахстанского химического производства." Интеграция ценности: "Особое внимание уделим связи нашей темы с развитием химической промышленности Казахстана. Вспомним, какие крупные химические предприятия работают в нашей стране и как управление скоростью реакций помогает укреплению экономической независимости Казахстана." |
Ученики работают в группах: |
Базовый уровень: • Правильно составляет схему влияния давления • Приводит соответствующие примеры реакций Основной уровень: • Верно применяет закон действующих масс • Правильно рассчитывает изменение скорости • Объясняет физический смысл результата Продвинутый уровень: • Анализирует несколько факторов влияния • Предлагает обоснованные оптимальные условия • Связывает с реальными производственными процессами |
Учебник химии 10 класс, раздаточные материалы, калькуляторы, ChatGPT для проверки расчетов и генерации дополнительных задач, Midjourney для создания визуализаций промышленных процессов |
|
Конец урока (5-10 мин) Закрепление |
"Теперь каждый индивидуально решите практическую задачу: 'В химическом реакторе объемом 2 литра проводится реакция 2SO₂ + O₂ → 2SO₃. Исходные концентрации: [SO₂] = 4 моль/л, [O₂] = 2 моль/л. Как изменится скорость реакции при увеличении давления в 2 раза? Запишите решение и ответ.'" |
Ученики индивидуально решают задачу, записывают решение в тетрадях |
• Правильно записывает уравнение скорости • Верно определяет изменение концентраций • Корректно рассчитывает изменение скорости |
Индивидуальные карточки с заданиями, ChatGPT для создания персонализированных вариантов задач |
|
Рефлексия (5 мин) (метод "Лестница успеха") |
"На доске нарисована лестница из 3 ступеней. Поднимитесь к той
ступени, которая соответствует вашему пониманию темы: |
Ученики подходят к соответствующей ступени, делятся впечатлениями от урока |
• Адекватно оценивает свой уровень понимания • Формулирует конкретные достижения и трудности |
Интерактивная доска, стикеры для комментариев |
Домашнее задание
Напишите эссе на тему: "Роль управления скоростью химических реакций в развитии химической промышленности независимого Казахстана". Объем: 1-1,5 страницы. Обязательно включите примеры казахстанских предприятий и опишите, как знания о влиянии давления помогают в оптимизации производственных процессов.
Готовые задания для урока
Задание для базового уровня:
Инструкция: Изучите материал учебника на страницах 78-80. Составьте схему, показывающую цепочку влияния давления на скорость химической реакции. Приведите 2 примера химических реакций, скорость которых значительно зависит от давления.
Задание для основного уровня:
Инструкция: Для реакции 2NO + O₂ → 2NO₂:
Запишите выражение для скорости реакции по закону действующих масс
Рассчитайте, во сколько раз изменится скорость реакции при увеличении давления в системе в 3 раза
Объясните физический смысл полученного результата
Задание для продвинутого уровня:
Инструкция: Проведите сравнительный анализ эффективности увеличения давления и температуры для ускорения реакции синтеза аммиака: N₂ + 3H₂ ⇌ 2NH₃. Учтите:
Энергетические затраты
Влияние на равновесие
Безопасность процесса
Экономическую целесообразность
Предложите оптимальные условия для казахстанского химического производства.
Задание для закрепления:
Инструкция: Решите задачу: "В химическом реакторе объемом 2 литра проводится реакция 2SO₂ + O₂ → 2SO₃. Исходные концентрации: [SO₂] = 4 моль/л, [O₂] = 2 моль/л. Как изменится скорость реакции при увеличении давления в системе в 2 раза? Запишите полное решение."
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Ксп
Ксп
ПРОВЕРЕНО _____________
Каратал СШ
Краткосрочный план по Химии в 10 класс
|
Раздел |
Кинематика |
|
ФИО педагога |
Ахпергенова Т Т |
|
Дата |
_____________ |
|
Класс |
10 класс Количество присутствующих: ___ отсутствующих: ___ |
|
Тема урока |
Влияние давления на скорость химической реакции и суммативное оценивание за раздел |
|
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
10.3.2.5 объяснять влияние давления на скорость химических реакций |
|
Цель урока |
Объяснять механизм влияния давления на скорость химических реакций в газовых системах Применять закон действующих масс для расчета скорости реакций при изменении давления Анализировать практическое значение управления скоростью реакций в промышленности Казахстана |
|
Ценность для интеграции |
Независимость и патриотизм |
Ход урока
|
Этап урока / Время |
Действия педагога (полные реплики и инструкции) |
Действия ученика |
Формы оценивания |
Ресурсы |
|
Начало урока (5 мин) Вызов (реальный кейс) |
Учитель: "Добрый день, дорогие ученики! Сегодня мы начинаем урок с реальной ситуации из казахстанской промышленности. Представьте, что вы - технологи на нефтеперерабатывающем заводе в Атырау. Перед вами стоит задача: увеличить производительность установки каталитического крекинга на 15% без изменения оборудования. Как вы думаете, какой фактор мы можем изменить для достижения этой цели? Почему именно давление может стать ключевым параметром?" |
Ученики высказывают предположения, обсуждают в парах возможные решения, делятся идеями |
• Активно участвует в обсуждении • Предлагает логичные предположения • Связывает тему с реальными производственными процессами |
Презентация с изображением нефтеперерабатывающего завода, ChatGPT для генерации дополнительных примеров |
|
Середина урока (20-25 мин) Изучение нового |
Задание 1 (разноуровневое): "Сейчас мы разделимся на 3 группы по 3 человека. Каждая группа получит задание соответствующего уровня сложности. Внимательно прочитайте инструкции и приступайте к работе." Базовый уровень: "Группа 1: Изучите параграф 15 учебника на странице 78-80. Составьте схему: 'Влияние давления → изменение концентрации → изменение скорости реакции'. Приведите 2 примера реакций, где давление существенно влияет на скорость." Основной уровень: "Группа 2: Используя закон действующих масс, рассчитайте, во сколько раз изменится скорость реакции 2NO + O₂ → 2NO₂ при увеличении давления в 3 раза. Объясните физический смысл полученного результата." Продвинутый уровень: "Группа 3: Проведите мини-исследование: сравните эффективность увеличения давления и температуры для ускорения реакции синтеза аммиака N₂ + 3H₂ ⇌ 2NH₃. Предложите оптимальные условия для казахстанского химического производства." Интеграция ценности: "Особое внимание уделим связи нашей темы с развитием химической промышленности Казахстана. Вспомним, какие крупные химические предприятия работают в нашей стране и как управление скоростью реакций помогает укреплению экономической независимости Казахстана." |
Ученики работают в группах: |
Базовый уровень: • Правильно составляет схему влияния давления • Приводит соответствующие примеры реакций Основной уровень: • Верно применяет закон действующих масс • Правильно рассчитывает изменение скорости • Объясняет физический смысл результата Продвинутый уровень: • Анализирует несколько факторов влияния • Предлагает обоснованные оптимальные условия • Связывает с реальными производственными процессами |
Учебник химии 10 класс, раздаточные материалы, калькуляторы, ChatGPT для проверки расчетов и генерации дополнительных задач, Midjourney для создания визуализаций промышленных процессов |
|
Конец урока (5-10 мин) Закрепление |
"Теперь каждый индивидуально решите практическую задачу: 'В химическом реакторе объемом 2 литра проводится реакция 2SO₂ + O₂ → 2SO₃. Исходные концентрации: [SO₂] = 4 моль/л, [O₂] = 2 моль/л. Как изменится скорость реакции при увеличении давления в 2 раза? Запишите решение и ответ.'" |
Ученики индивидуально решают задачу, записывают решение в тетрадях |
• Правильно записывает уравнение скорости • Верно определяет изменение концентраций • Корректно рассчитывает изменение скорости |
Индивидуальные карточки с заданиями, ChatGPT для создания персонализированных вариантов задач |
|
Рефлексия (5 мин) (метод "Лестница успеха") |
"На доске нарисована лестница из 3 ступеней. Поднимитесь к той
ступени, которая соответствует вашему пониманию темы: |
Ученики подходят к соответствующей ступени, делятся впечатлениями от урока |
• Адекватно оценивает свой уровень понимания • Формулирует конкретные достижения и трудности |
Интерактивная доска, стикеры для комментариев |
Домашнее задание
Напишите эссе на тему: "Роль управления скоростью химических реакций в развитии химической промышленности независимого Казахстана". Объем: 1-1,5 страницы. Обязательно включите примеры казахстанских предприятий и опишите, как знания о влиянии давления помогают в оптимизации производственных процессов.
Готовые задания для урока
Задание для базового уровня:
Инструкция: Изучите материал учебника на страницах 78-80. Составьте схему, показывающую цепочку влияния давления на скорость химической реакции. Приведите 2 примера химических реакций, скорость которых значительно зависит от давления.
Задание для основного уровня:
Инструкция: Для реакции 2NO + O₂ → 2NO₂:
Запишите выражение для скорости реакции по закону действующих масс
Рассчитайте, во сколько раз изменится скорость реакции при увеличении давления в системе в 3 раза
Объясните физический смысл полученного результата
Задание для продвинутого уровня:
Инструкция: Проведите сравнительный анализ эффективности увеличения давления и температуры для ускорения реакции синтеза аммиака: N₂ + 3H₂ ⇌ 2NH₃. Учтите:
Энергетические затраты
Влияние на равновесие
Безопасность процесса
Экономическую целесообразность
Предложите оптимальные условия для казахстанского химического производства.
Задание для закрепления:
Инструкция: Решите задачу: "В химическом реакторе объемом 2 литра проводится реакция 2SO₂ + O₂ → 2SO₃. Исходные концентрации: [SO₂] = 4 моль/л, [O₂] = 2 моль/л. Как изменится скорость реакции при увеличении давления в системе в 2 раза? Запишите полное решение."
шағым қалдыра аласыз













