Материалдар / КСП Тема: Г.Мусрепов Стихотворение "Солдат из Казахстана"

КСП Тема: Г.Мусрепов Стихотворение "Солдат из Казахстана"

Материал туралы қысқаша түсінік
В данной разработке представлены сведения о биографии Г.Мусрепова, а также анализ стихотворения "Солдат из Казахстана"
ЖИ арқылы жасау
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады

Дата:

Ф.И.О. преподавателя Легостаева Е.И.

Русская литература

Количество

присутствующих:

Количество

отсутствующих:

Урок

7 Раздел. Война в судьбах людей

Тема: Тема Великой Отечественной войны в творчестве казахстанских авторов (Г. Мусрепов "Солдат из Казахстана").

Курс, группа


Результаты обучения

1) Понимать содержание художественного произведения и его роль в литературном процессе, критически осмысливая, выражать свое отношение к услышанному или прочитанному;

2) самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой и выражением авторской позиции.

Критерии оценивания

1) Анализирует художественное произведение;

2) определяет влияние исторической эпохи на создание произведения автором и его содержание;

3) высказывает собственное мнение по прочитанному произведению.

4) Определяет в произведении фразы и эпизоды, отражающие мнение автора;

5) воспроизводит наизусть цитаты, фрагменты, раскрывающие проблему произведения и авторское отношение к персонажам, идее произведения.

Тип урока

комбинированный

Ресурсы

Учебник, хрестоматия, видео, аудио, карточки


План

Планируемое

время:

Запланированная деятельность

Ресурсы:


Начало- побуждение.


Этапы урока:

1. Работа с эпиграфом:

И стучит в моем сердце

солдатский наказ:

«Расскажите о нас…

Рас-с-ка-жи-те о нас…». Л. Скалковский

Ответьте на вопросы:

1. Что вы знаете об участии Казахстана в Великой Отечественной войне?

2. Назовите казахстанцев – Героев Советского Союза.

3. Есть ли в вашем городе памятники героям Великой Отечественной войны? Расскажите о них.

4. Как вы понимаете слова казахстанского поэта-фронтовика Л. Скалковского, вынесенные в эпиграф к уроку?

5. Какие произведения о войне Б. Момышулы, С. Мауленова, А. Шарипова и других писателей вы знаете?





Середина- осмысление










2. Слово преподавателя:

Работа по теме урока.


Чтение стихотворения. Марат Кинеев.

Война голодными глазами Входила в нашу жизнь и дом,

Нас было четверо у мамы, Когда отец ушел на фронт.

О, серый, липкий хлеб войны, Как строго нам его делили,

Его мы брали как взаймы, И этим только уцелели.

Но были праздники в том детстве, Когда суровый военком

Паёк давал нам офицерский, Добытый кровью и трудом.

Какою мерою измерить Ту щедрость, Родина моя?!

Когда в дыму больших сражений Не забывала про меня.

Тянулись долго дни войны, И очень быстро мы взрослели.

Великой ярости полны. «Вставай, страна…»-мы громко пели.

Когда отцу на фронт писала, Я помню, мама по ночам,

Украдкой слёзы вытирала, Я, это видя, плакал сам.

А треугольники письма Не очень часто приходили,

Но нас щадила смерть сама- Нас похоронки обходили.

О, сколько их тогда несли, В них смысл был предельно ясный:

Не возвращается с войны, Кто жизнь отдал за наше счастье…

Да, много лет нас отделяет От сорок первого

Но память свято сохраняет Картины детства моего.


-О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?


Здравствуйте уважаемые студенты. Сегодня мы поговорим о творчестве народного писателя Казахстана Габита Махмутовича Мусрепова. В 2017 году посателю исполнилось 115 лет со дня рождения. Ребята, вспомните все, что знаете о Габите Мусрепове.


Задание 1

Прочитайте статью учебника (электронный) «ВОЙНА В СУДЬБАХ ПИСАТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА» стр.174-178.

Ответьте на вопросы:

1. Какие нравственные уроки вы вынесли при чтении фрагмента статьи военного корреспондента Б. Булкишева?

2. Подготовьте сообщения о казахстанских поэтах и писателях – участниках Великой Отечественной войны.

3. Именами каких казахстанских писателей – участников Великой Отечественной войны названы улицы в вашем городе, населенном пункте?

Задание 2:

Посмотрите видео о жизни и творчестве Г.Мусрепова https://rutube.ru/video/ae789eeb74f8c80fef5a81d535738fe1/?r=plemwd – составьте 10 вопросов по видео.


Задание3: прочитайте материал, составьте краткий конспект, сформулируйте вопросы по статье.

Обзор произведения Габита Мусрепова «Солдат из Казахстана»

Роман «Солдат из Казахстана», переведенный на многие иностранные языки (болгарский, польский, румынский, чешский, словацкий, французский и др.), получил высокую оценку зарубежной критики. Так, французский журнал писал: «Да, роман Мусрепова — это суровая и великолепная поэма о братстве, о любви и о Родине. В книге Мусрепова читатель найдет гармоническое сочетание двух разных форм мышления: «тысячу цветов» Казахстана и повесть о жизненном пути поколения, совершенно отличного как от того, которое ему предшествовало, так и от того, которое за ним пришло, — тоже по-своему славное и привлекательное, развивающееся в том самом ритме, что и его страна.

В годы Великой Отечественной войны Габит Мусрепов написал роман «Солдат из Казахстана». Писатель прослеживает жизнь Кайроша от отроческих лет до участия в величайшей битве XX века. Он из поколения, повзрослевшего на войне; до наивности непосредственный, воспитанный на принципах доброты и чести, — казалось бы, к чему ему кровопролитие. Но есть высокое понятие — «Родина», оно подчиняет все помыслы юноши.

Многие зарубежные деятели культуры справедливо связывали появление таких ярких художественных полотен, как роман «Солдат из Казахстана» с национальным возрождением народа, с подъемом его культуры. Во многих батальных романах европейской и американской литературы XX века человек — часто бессильная жертва, попавшая под колесо войны, а война — чудовище, молох, пожирающие все на пути.

Основные события романа развиваются при самом активном участии Кайроша Сарталиева. Светлая мечта ведет восприимчивого юношу с детства. «Может быть, впереди новая жизнь ждет меня, маня к себе, как переливающееся море во время миража», — думает он. Детский дом, школа, служба на границе — вся жизнь воспитывает в Кайроше ненависть к мещанству и приспособленчеству. Служить людям — вот основная потребность, которая появляется у Кайроша еще в детстве. «Вот тебе уже семнадцать. А что ты сделал? Окончил семь классов? Это хорошо. Это прекрасно. Но что дальше?» — строго спрашивает Кайрош самого себя. Свойственная пылким и чистым натурам неудовлетворенность заставляет его быть всегда в пути, искать что-то новое в жизни, рваться вперед.

Духовно богаты и целеустремленны и друзья Кайроша. У каждого есть своя заветная цель. Для Бораша — это театр, для Шегена — кабина самолета, для Сергея Астаханова — кисть, краски и холст. Но в трудный для Родины час все отодвигается на задний план, и они отправляются добровольцами на фронт. Грудью встают Кайрош и его друзья на защиту родной земли, до последнего сражаются с врагами. И нельзя не восхищаться их нравственным величием.

Духовный рост героя — главная пружина развития сюжета. Соответствует этому и композиция романа. На разных этапах жизненного пути Кайроша в романе появляются персонажи, помогающие раскрытию его образа. Это милиционер Мурсеит, который насильно привел маленьких оборвышей Шегена, Кайроша и Бораша в детский дом и, тем самым определил их дальнейшую судьбу; это и тетя Мария, заведующая детдомом, душевная щедрость которой помогла ее воспитанникам стать настоящими людьми; это любимая Кайроша - Акбота.

Большое влияние на формирование характера Кайроша оказал его друг Шеген, смелый и целеустремленный юноша. И, наконец, это фронтовые друзья Кайроша, образы которых взаимно дополняют друг друга и помогают понять образ главного героя романа.

Всматриваясь во фронтовых друзей Кайроша, читатель яснее представляет облик воина, его величие. Разными, непохожими друг на друга, но нравственно близкими, спаянными в одно целое предстают эти, еще совсем юные ребята и, одновременно, грозные воины. Это Каиргали Сарталиев, Самед Абдоллаев, Василий Гришин, лейтенант Мирошник, Семен Зонин, Володя Тостов — представители разных народов. Все они люди с ярким национальным характером. Но объединяет их интернационализм и гуманизм, широта общественных интересов, мужество и дисциплинированность, ясное сознание своей миссии.

Взволнованно повествует писатель об их беспримерном мужестве и отваге. Горстка бойцов ударной группы Мирошника оказалась в стальных тисках немецких батальонов. Один за другим выбывают из строя солдаты. Гибнут Егор, Самед, Семен. Люди изнемогают от жажды, не хватает боеприпасов, а немцы, колонна за колонной, наступают. Огненный шквал бушует дни и ночи. Кажется, никому не суждено остаться в живых. Но навстречу атакующим фашистам летят гранаты и свинцовый дождь пуль. Бойцы поднимаются, превозмогая адскую усталость. Кайрош и его друзья снова идут в атаку.

«Поэтичность и юмор — вот две характерные особенности казахского писателя», — таково мнение французской критики о романе «Солдат из Казахстана». Несмотря на то, что героям романа не раз приходится встречаться со смертью, это люди веселые, жизнерадостные. В книге много света, в ней утверждается светлое мироощущение.

Поэтичность, о которой говорит французский критик, особенно заметна в первой части романа Мусрепова, где рассказывается о детстве и юности того, кому слишком рано пришлось стать солдатом.

Мусрепов — мастер выразительного сравнения. Вспоминая, например, о своем детстве, Кайрош замечает, что оно «пролетело, как брошенный мяч, стукнулось о стену, отскочило, подпрыгнуло на месте и замерло». Вот Мусрепов рассказывает о туманах, которые накладывают на лица людей особый отпечаток, и одной фразой создает представление об осенней казахской степи: «На оголенных побуревших холмах, подобных горбам спящего верблюда, мрачно насупясь, чернели одинокие орлы».

Один из основных художественных приемов, применяемых Г. Мусреповым, — широкое включение в роман лирико-публицистических отступлений. Автор как бы следует за своим главным героем, оторванным от родных и близких, от родимой земли. И, естественно, что воспоминания о детских годах героя окрашиваются в лирические тона. Читатель раз или два, и то мимоходом, встречается с такими героями, как мать Кайроша — Каракемпир, его любимая — Акбота. Но эти образы воспринимаются зримо, так как каждый свободный миг Кайрош с волнением вспоминает этих дорогих ему людей.

Лирическая струя придает героическому роману особую жизненность и теплоту. Разрушенные города, погибшие друзья, смерть и горе людей вызывают у Кайроша, еще юноши, чувство гнева и скорби. И по контрасту с этим вспоминается прошлое, полное света и добра. Лирические отступления естественно входят в ткань повествования, делают его богаче.

В романе Г. Мусрепова воины и офицеры выступают вершителями исторических судеб, а не слепыми игрушками в руках случая. Воспевая героизм, писатель откровенно и смело показывает беды и горе, которые приносит навязанная народу война. Победу он изображает как победу разума, человеколюбия и прогресса над реакцией, над бесчеловечной фашистской идеологией.

В такой трактовке проблем солдата и войны, личности и истории, человека и народа проявилась новаторская сущность писателя.

Задание 4: Практическая работа

Прочитайте отрывок из произведения Мусрепова «Солдат из Казахстана». Ответьте на вопросы:

1. О чем мечтают советские солдаты в короткие передышки между боями?

2. Охарактеризуйте солдата по имени Егор.

Текст

Учебник




















Приложение 1



































Конец – рефлексия

Габит Мусрепов — виднейший казахский писатель. Им написано много рассказов, повестей, романов, а также драматургических произведений, ярко отображающих социалистические преобразования в Казахстане.

В повести «Солдат из Казахстана» писатель рассказывает о судьбе казахского пастушка, ставшего бесстрашным солдатом в дни Великой Отечественной войны, о героических подвигах, дружбе и спаянности советских людей на фронте и в тылу.

Повесть впервые издана на русском языке в 1949 году, после этого она переводилась на многие языки народов СССР и стран народной демократии.


Домашнее задание:

Прочитать повесть до конца. Написать отзыв.





































Тема: Тема Великой Отечественной войны в творчестве казахстанских авторов (Г. Мусрепов "Солдат из Казахстана").

Задание 1

Прочитайте статью учебника (электронный) «ВОЙНА В СУДЬБАХ ПИСАТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА» стр.174-178.

Ответьте на вопросы:

1. Какие нравственные уроки вы вынесли при чтении фрагмента статьи военного корреспондента Б. Булкишева?

2. Подготовьте сообщения о казахстанских поэтах и писателях – участниках Великой Отечественной войны.

3. Именами каких казахстанских писателей – участников Великой Отечественной войны названы улицы в вашем городе, населенном пункте?

Задание 2:

Посмотрите видео о жизни и творчестве Г.Мусрепова https://rutube.ru/video/ae789eeb74f8c80fef5a81d535738fe1/?r=plemwd – составьте 10 вопросов по видео.


Задание3: прочитайте материал, составьте краткий конспект, сформулируйте вопросы по статье.

Обзор произведения Габита Мусрепова «Солдат из Казахстана»

Роман «Солдат из Казахстана», переведенный на многие иностранные языки (болгарский, польский, румынский, чешский, словацкий, французский и др.), получил высокую оценку зарубежной критики. Так, французский журнал писал: «Да, роман Мусрепова — это суровая и великолепная поэма о братстве, о любви и о Родине. В книге Мусрепова читатель найдет гармоническое сочетание двух разных форм мышления: «тысячу цветов» Казахстана и повесть о жизненном пути поколения, совершенно отличного как от того, которое ему предшествовало, так и от того, которое за ним пришло, — тоже по-своему славное и привлекательное, развивающееся в том самом ритме, что и его страна.

В годы Великой Отечественной войны Габит Мусрепов написал роман «Солдат из Казахстана». Писатель прослеживает жизнь Кайроша от отроческих лет до участия в величайшей битве XX века. Он из поколения, повзрослевшего на войне; до наивности непосредственный, воспитанный на принципах доброты и чести, — казалось бы, к чему ему кровопролитие. Но есть высокое понятие — «Родина», оно подчиняет все помыслы юноши.

Многие зарубежные деятели культуры справедливо связывали появление таких ярких художественных полотен, как роман «Солдат из Казахстана» с национальным возрождением народа, с подъемом его культуры. Во многих батальных романах европейской и американской литературы XX века человек — часто бессильная жертва, попавшая под колесо войны, а война — чудовище, молох, пожирающие все на пути.

Основные события романа развиваются при самом активном участии Кайроша Сарталиева. Светлая мечта ведет восприимчивого юношу с детства. «Может быть, впереди новая жизнь ждет меня, маня к себе, как переливающееся море во время миража», — думает он. Детский дом, школа, служба на границе — вся жизнь воспитывает в Кайроше ненависть к мещанству и приспособленчеству. Служить людям — вот основная потребность, которая появляется у Кайроша еще в детстве. «Вот тебе уже семнадцать. А что ты сделал? Окончил семь классов? Это хорошо. Это прекрасно. Но что дальше?» — строго спрашивает Кайрош самого себя. Свойственная пылким и чистым натурам неудовлетворенность заставляет его быть всегда в пути, искать что-то новое в жизни, рваться вперед.

Духовно богаты и целеустремленны и друзья Кайроша. У каждого есть своя заветная цель. Для Бораша — это театр, для Шегена — кабина самолета, для Сергея Астаханова — кисть, краски и холст. Но в трудный для Родины час все отодвигается на задний план, и они отправляются добровольцами на фронт. Грудью встают Кайрош и его друзья на защиту родной земли, до последнего сражаются с врагами. И нельзя не восхищаться их нравственным величием.

Духовный рост героя — главная пружина развития сюжета. Соответствует этому и композиция романа. На разных этапах жизненного пути Кайроша в романе появляются персонажи, помогающие раскрытию его образа. Это милиционер Мурсеит, который насильно привел маленьких оборвышей Шегена, Кайроша и Бораша в детский дом и, тем самым определил их дальнейшую судьбу; это и тетя Мария, заведующая детдомом, душевная щедрость которой помогла ее воспитанникам стать настоящими людьми; это любимая Кайроша - Акбота.

Большое влияние на формирование характера Кайроша оказал его друг Шеген, смелый и целеустремленный юноша. И, наконец, это фронтовые друзья Кайроша, образы которых взаимно дополняют друг друга и помогают понять образ главного героя романа.

Всматриваясь во фронтовых друзей Кайроша, читатель яснее представляет облик воина, его величие. Разными, непохожими друг на друга, но нравственно близкими, спаянными в одно целое предстают эти, еще совсем юные ребята и, одновременно, грозные воины. Это Каиргали Сарталиев, Самед Абдоллаев, Василий Гришин, лейтенант Мирошник, Семен Зонин, Володя Тостов — представители разных народов. Все они люди с ярким национальным характером. Но объединяет их интернационализм и гуманизм, широта общественных интересов, мужество и дисциплинированность, ясное сознание своей миссии.

Взволнованно повествует писатель об их беспримерном мужестве и отваге. Горстка бойцов ударной группы Мирошника оказалась в стальных тисках немецких батальонов. Один за другим выбывают из строя солдаты. Гибнут Егор, Самед, Семен. Люди изнемогают от жажды, не хватает боеприпасов, а немцы, колонна за колонной, наступают. Огненный шквал бушует дни и ночи. Кажется, никому не суждено остаться в живых. Но навстречу атакующим фашистам летят гранаты и свинцовый дождь пуль. Бойцы поднимаются, превозмогая адскую усталость. Кайрош и его друзья снова идут в атаку.

«Поэтичность и юмор — вот две характерные особенности казахского писателя», — таково мнение французской критики о романе «Солдат из Казахстана». Несмотря на то, что героям романа не раз приходится встречаться со смертью, это люди веселые, жизнерадостные. В книге много света, в ней утверждается светлое мироощущение.

Поэтичность, о которой говорит французский критик, особенно заметна в первой части романа Мусрепова, где рассказывается о детстве и юности того, кому слишком рано пришлось стать солдатом.

Мусрепов — мастер выразительного сравнения. Вспоминая, например, о своем детстве, Кайрош замечает, что оно «пролетело, как брошенный мяч, стукнулось о стену, отскочило, подпрыгнуло на месте и замерло». Вот Мусрепов рассказывает о туманах, которые накладывают на лица людей особый отпечаток, и одной фразой создает представление об осенней казахской степи: «На оголенных побуревших холмах, подобных горбам спящего верблюда, мрачно насупясь, чернели одинокие орлы».

Один из основных художественных приемов, применяемых Г. Мусреповым, — широкое включение в роман лирико-публицистических отступлений. Автор как бы следует за своим главным героем, оторванным от родных и близких, от родимой земли. И, естественно, что воспоминания о детских годах героя окрашиваются в лирические тона. Читатель раз или два, и то мимоходом, встречается с такими героями, как мать Кайроша — Каракемпир, его любимая — Акбота. Но эти образы воспринимаются зримо, так как каждый свободный миг Кайрош с волнением вспоминает этих дорогих ему людей.

Лирическая струя придает героическому роману особую жизненность и теплоту. Разрушенные города, погибшие друзья, смерть и горе людей вызывают у Кайроша, еще юноши, чувство гнева и скорби. И по контрасту с этим вспоминается прошлое, полное света и добра. Лирические отступления естественно входят в ткань повествования, делают его богаче.

В романе Г. Мусрепова воины и офицеры выступают вершителями исторических судеб, а не слепыми игрушками в руках случая. Воспевая героизм, писатель откровенно и смело показывает беды и горе, которые приносит навязанная народу война. Победу он изображает как победу разума, человеколюбия и прогресса над реакцией, над бесчеловечной фашистской идеологией.

В такой трактовке проблем солдата и войны, личности и истории, человека и народа проявилась новаторская сущность писателя.

Задание 4: Практическая работа

Прочитайте отрывок из произведения Мусрепова «Солдат из Казахстана». Ответьте на вопросы:

1. О чем мечтают советские солдаты в короткие передышки между боями?

2. Охарактеризуйте солдата по имени Егор.

ЖИ арқылы жасау
11 Наурыз 2025
291
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі